
Правота Лысенко и его ошибки ( куда ж без них )

В чём он был прав:
1 - Активно продвигал и развивал Сталинский план преобразования природы - все эти лесополосы, колоссальной длины насаждения вдоль дорог, это его идея и дело жизни. Он поддерживал академиков и учёных которые этим занимались. По сути он в соавторстве с ними придумал способ как целые пустынные регионы превращать в урожайные места и сегодня Африку и Китай так модернизируют. А дело начинал и Лысенко в том числе. Доброе дело.

2 - Придумал и развил чеканку растений - обрезание "деток" так называемых. И что же? А теперь и хлопок до сих пор "чеканят". Заодно и помидоры обрезают, виноград, плодовые культуры.
3 - Был ярым сторонником селекционной работы во всех направлениях. На сегодня очевидно что именно селекция таки рулит. Да, Лысенко чудил и я скажу где и в чём, искал порой то и там, где этого быть не могло. Но при нём же пошло в рост огромное хозяйство СССР по выведению новых сортов. Селекция по Мичуринским стандартам, когда отбираешь лучшее растение и в размножение его, это то что поддержал Лысенко и ничего лучше с тех пор не придумали.
Минусы:
Он жил в век популизма, особенно в Сталинский то период! Тогда громкий лозунг ценился, если бы за СССР. Лысенко так и выживал. Картошку в канаву, лучше хранится станет! А то что сгнила, о том промолчим, зато был лозунг и даже дела. В те годы конкуренция в науке часто переходила в измерение не по данным, а по админ- ресурсу. Тогда ещё только зарождались точные знания о генетике, она часто ошибалась как наука. Оспорить её было относительно просто. Но хочу добавить - то же самое вполне себе живёт в 21 веке в США, когда всякие истерично катающиеся по полу толерасты пробуют разрушать "лженауку" антропологию и устраивают форменный бедлам, утверждая что хранить традиции дикарей это хорошо, а вот учить уму разума дикарей это плохо.

В общем Лысенко жил в свой век и лез туда, куда не надо было лезть, а других послушать. Вырвавшись из дикой нищеты назад он истерично боялся попасть, в нищету. Потому жрал кого мог, подставлял, писал доносы и пашквили. Причём тыкая против генетики, порой наугад, он таки предугадал ЭПИГЕНЕТИКУ, когда всё таки многие признаки переползают в потомков, но эти признаки именно приобретённые. Однако спешу сказать что на сегодня те же сторонники опасности глобального потепления ведут себя копия в копию. Они не спорят, они ищут компромат - любовники, налоги и после сливают его против тех, кто говорит что потепление это не то, ради чего надо устраивать бедлам в науке.
Вместо дружбы и попытки с простыми генетиками развивать здравые теории, ставить эксперименты, Лысенко "громил" на публике генетиков, а в итоге устроил разгром и в своей науке, сильно её ослабив. Взамен для понтов и получения денег он придумал Мичурнскую генетику, проще говоря генетику где всё что ты приобрёл при жизни может быть унаследовано. Но это хоть и работает, но не так массово и намного извилистее и сложнее. Гены всё так же решающее значение имеют, а эпигенетика словно подруливает, помогает генам. Лысенко же орал с трибун что генетика ерунда, главное то что приобрёл при жизни, значит то ты и передашь потомкам. Однако снова вспомню нынешних сторонников опасности потепления. Для них любой фактор "за" - это типа доказанный эксперимент, как скажем вымерший вид пингвинов в Антанрктиде. Но они же умолчат о том, что взамен вымершему виду сразу расплодилось в три раза больше пингвинов другого вида и они отлично себя ощущают в более тёплой погоде.
А потом, после отставки Лысенко при Хрущёве, все ударились в другую крайность - гены это плита, она не меняется пока падает вниз, не может ветер изменить её траекторию, а влияние среды это и есть ветер по значению. Всё, наступила эра отрицания любых механизмов вне генов. Снова обеднение науки.
С 1950-х стали замечать по селекции, что кукуруза может наследовать окраску как генетически, так и не генетически. Это был дикий затык у ненавистников Лысенковщины. С одной стороны надо было бы и дальше всё его отрицать, но вот нате. Должна быть окраска одна, а она вопреки "неизменным генам" иная. Правда речь шла только о некотором изменении окраски стеблей, так что до поры отвергали и дальше что то, что может наследоваться не через изменения генов.

Но потом стали проверять рис, он вообще головная боль. Ему нужно слишком много воды и попробовали по методы Лысенко его "воспитать". Рисовые чеки стали тренировать, имитировать засуху и потом размножать выжившие рисовые зёрна. И о ужас для любого поклонника Менделевской генетики и порога Вейсмана ( невозможность наследования приобретённых признаков ), после 11 поколений растения из таких тренированных чеков ( рисовое поле ) стали засухоустойчивыми. Потом изучили геном и выяснили - базовая генетика не менялась, но усиливалось метилирование ( перенос, изменение ) на базовой днк. То бишь к генам с помощью промотеров цеплялись настройки-промотеры - меньше пить воды, лучше всасывать воду. Гены усиливали или уменьшали работу из за промотеров, но ген-программа не был переписан. Лысенковщина? Можно сказать и так, точнее Ламарковщина.
На сегодня всем понятно что генетика работает, так же как и помогает адаптациям ускоренным эпигенетика. А мы имеем пример в истории когда в силу бедности, спешки и желания поменять всё и сразу, человек и вредил и помогал разом. В общем Лысенко можно как и Хрущёву ставить памятник. Только сделать часть памятника для Лысенко на четверть белой, а остальную часть серой и черной.
|
</> |
