ПРАВОСЛАВНАЯ ПАРТИЯ – БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ
boris_yakemenko — 13.01.2012 Теги: ЧаплинАще не господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии
Пc. 126. 1.
Как сообщает «Интерфакс» глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призвал подумать о том, возможна ли в России «православная» партия. «Церковь позитивно воспринимает перспективу создания христианских или православных партий либо внутрипартийных групп, но не будет оказывать им эксклюзивной поддержки или давать благословения. Церковь - для всех, а не для сторонников одной политической силы», - пишет Чаплин в коллективном блоге «Православная политика». «Создания партий по религиозному признаку не допускает закон, но никто не запретит формировать "православную" или "христианскую" партию без формального упоминания об этом в названии - вспомним, что христианские демократы в Европарламенте именуют себя Европейской народной партией, а умеренные политические мусульмане в Турции - Партией справедливости и развития», - напоминает автор. По его словам, нет препятствий к созданию упомянутых партий и со стороны Церкви. В Основах ее социальной концепции сказано: «Существование христианских (православных) политических организаций, а также христианских (православных) составных частей более широких политических объединений воспринимается Церковью как положительное явление, помогающее мирянам сообща осуществлять политическую и государственную деятельность на основе христианских духовно-нравственных принципов». Как напомнил священник, в том же документе говорится, что упомянутые организации, будучи свободны в своей деятельности, одновременно призываются «к координации действий в области осуществления позиции Церкви по общественным вопросам». http://www.interfax.ru/society/news.asp?id=225537
По этому поводу началась дискуссия. Поддерживая ее, давайте задумаемся, а что такое вообще «христианская партия»? В мире существуют многочисленные христианские партии. Большинство из них протестантского толка, так же как и понятие «христианская партия» есть порождение именно протестантского сознания. Сильно упрощая, можно отметить, что протестантизм формально не знает понятия «Церкви», а значит и не признает никаких структур, обладающих монополией на Истину. Отсюда прямая дорога к «религиозной демократии», то есть свободному поиску Истины в столкновении мнений. В подтверждение этого можно подчеркнуть, что если католическая и православная социальные доктрины под идеальной формой правления государства понимают монархию, единодержавие, Протестантизм (с некоторыми оговорками) подчеркивает свою приверженность демократическим принципам.
Огромное значение общины в протестантизме (люди как всеобщее священство, чего нет в Православии и Католицизме), бесконечные дискуссии на протяжении столетий привели к тому, что Протестантские представления о справедливом государстве, в котором уважаются права человека, свобода и независимость легли в основу политических систем очень многих государств – от Германии до США. Поэтому Протестантская социальная доктрина предписывает в качестве основной функции государства: «…охранять права граждан, независимо от их взглядов на жизнь и отношения к религии». С точки зрения протестантской Церкви, государство вторично по отношению к обществу. Именно поэтому, в отличие от Православия, где ценность человеческой личности базируется на сотериологическом фундаменте, Протестантизм настаивает на том, что ценность личности определяется также социальной и детерминистской составляющей.
Таким образом, необходимо понимать, что создание христианской партии есть попытка перенесения на российскую почву весьма специфического западного явления, не имеющего в России точек опоры ни в политической традиции, ни в конфессиональном, ни в ментальном смысле. Не говоря уже о том, что уже сейчас ясно, что Церковь не станет официально поддерживать такую партию. Иными словами, благословения на политическую деятельность такой партии получить не удастся. Что автоматически сделает эту партию в глазах миллионов православных (даже при формальном одобрении Церкви) полусамочинным сборищем. Это, в свою очередь, породит закономерный вопрос о необходимости отдельной православной партии – ведь во всех партиях есть православные и воцерковленные и что мешает им возвышать голос против социального и политического неустройства с трибуны своей партии?
Еще одна немаловажная деталь – это специфические порядки, обычаи и обряды, характерные для политической жизни России и, мягко говоря, страшно далекие от православного благочестия. Переорать на публичной политической трибуне Жириновского сможет только какой-нибудь зулус с перьями в голове, рыбьей костью в носу и увесистой дубиной в руке или увенчанный дуршлагом представитель Церкви Летающего Чудища из Спагетти, который и не такое видал. Любому уважающему себя православному останется лишь укрощать буйство Жириновского молчанием, вызванным благочестивым погружением в молитву, как делал отец Григория Паламы, не замечавший в своей молитве даже императора Андроника II. Кстати, хороший пример Интернет… Кто определяет темы, социальную и политическую повестку в Интернете (Рунете), кто спорит и дискутирует? Кто угодно, но только не христиане (конфессиональная принадлежность в данном случае значения не имеет). И дело отнюдь не в инертности (хотя и в ней тоже), но прежде всего в том, что любой уважающий себя православный христианин не опустится до тех форм, методов и фольклорных слов, которыми пользуются в этих, с позволения сказать, «спорах» маргинальные дружки Навального и их вождь. Как быть?
Кроме того, депутаты партий, находящихся в Думе, это всегда столкновение политических и, зачастую, финансовых интересов самых разных людей. Любая партия это огромные средства, вложенные в развитие, раскрутку, поддержку. Поскольку Церковь не станет вкладывать эти деньги по определению, значит, это будет делать кто-то другой. То есть у этого «другого» появится неизбежное искушение использовать партию или отдельных депутатов хотя бы отчасти в личных интересах. Как выйти из этого положения? Монахов в нее не изберешь…
Нельзя не сказать и о том, что любые расколы, дрязги, ссоры в такой партии сразу будут восприняты обществом совершенно однозначно: «ну вот, и тут то же самое…», что неизбежно отразится на общем отношении к Церкви и православным. Удастся ли избежать этих дрязг и ссор? Как показывает небольшой опыт, уже имевшийся в России в 1990-е годы, не удастся. Что делать?
Очень важный момент: как донести такой партии свою позицию до общества? Через СМИ, ибо с амвона знакомить прихожан с последними новостями из жизни партий, пусть даже и православных, к счастью не принято. Как известно, все влиятельные политические силы в сегодняшней России в разной степени распределены по СМИ. Все знают о том, что про «Единую Россию» с пиететом говорят на Первом канале, а болотными хомяками восторгается «Коммерсант», а не наоборот. К Церкви большинство СМИ относятся в лучшем случае сдержанно, в худшем они не упускают случая потешить нетребовательную публику каким-нибудь реальным или вымышленным скандальчиком в церковной ограде. Кто будет доносить позицию христианской партии до широких масс? «Фома»? «ЖМП»? «Московские епархиальные ведомости»? «Нескучный сад»? Для этого широкие массы должны их уже сегодня регулярно читать, в чем есть некоторое сомнение.
Все сказанное выше не отменяет необходимости ставить вопрос о концепции христианской партии, о ее стратегии, тактике и, наконец, о создании. Но на возникающие вопросы нужно искать ответы. Сегодня остро ощущается отсутствие мнения Церкви, людей Церкви в ключевых событиях политической и общественной жизни. Уже приходилось писать о том, что на Манежной все могло бы быть иначе, выйди туда духовенство или хотя бы несколько десятков православных с крестами и иконами. Радует, что оценку болотно-сахарным сборищам дали и святейший Патриарх и схиархимандрит Илий и отец Дмитрий Смирнов и отец Всеволод Чаплин, хорошо, что на некоторых московских храмах появились объявления, не благословляющие причисляться к лику пингвинов и хомяков на мероприятиях оппозиции. Поэтому если сейчас начнется процесс строительства малых партий, объединяющих людей вокруг самых разных лидеров и идей, то Церковь должна использовать эту возможность. И, вполне возможно, в результате долгой и сложной работы возникнет политическая христианская партия, которая станет образцом сочетания христианских нравственных принципов и современных передовых методов политической борьбы за свои права и возможности. Хотелось бы, чтобы это получилось.
|
</> |