"Правительство 2.0" – 2

С тех пор Президент РФ Дмитрий Медведев провел еще одну встречу со своими сторонниками, названными «представителями Общественного комитета сторонников». Исходя из того о чем говорилось на встрече и после нее, создалось впечатление, что идея «Большого правительства» как раз и может свестись вот к таким регулярным встречам. По сути, это будет расширенный круг советников и не более того. Да, это известные, уважаемые люди, которым, наверняка есть что сказать, но это вряд ли можно считать полноценным вовлечением общества в обсуждение государственных вопросов. К тому же, значительная часть этих людей и так имеют возможность впрямую или опосредованно донести свои мысли до руководства страны. Смысл создания еще одной структуры, мало чем по смыслу отличающейся об Общественной палаты?
В тоже время современные интернет-технологии создают такие условия для вовлечения общества в госуправление, о которых раньше и нельзя было мечтать.
Как вообще можно узнать более-менее репрезентативное мнение общества и вовлечь его в обсуждение проблем страны? Референдум? Его невозможно проводить по каждому вопросу и он подразумевает ответ в формате «да-нет», а не развернутую аргументацию. Партийное представительство? К сожалению, сегодня уровень доверия к партиям крайне низок и значительно частью общества они не воспринимаются как выразители своих интересов. Подробнее на эту тему я рассуждал здесь.
Между тем, в нашей стране есть примеры, когда те или иные инициативы власти действительно получали широкое общественное обсуждение. Вывешенный в интернете законопроект «О полиции» собрал 20 тысяч замечаний и предложений. Именно замечаний и предложений, а не комментариев троллей и гоблинов. То есть, наше общество, наши люди готовы участвовать в дискуссиях, готовы тратить свое силы и время, чтобы формировать, как они считают, комфортную для себя правовую базу. Только важно, чтобы люди получали обратную связь на свои предложения, видели, что их мнение не обязательно находит свое отражение в итоговом документе, но хотя бы учитывается.
Есть вообще опыт Эстонии по E-демократии, когда люди голосуют через интернет и с помощью мобильных телефонов, когда на специальном портале, граждане формулируют проблемы, голосуют по ним и при достижении определенного количества голосов это превращается в поручения правительству.
К чему я веду. Мне кажется, идея Правительства 2.0 может быть реализована как набор тематических дискуссионных площадок на единой технологической платформе. Просмотр дискуссий – абсолютно свободный. Участие в обсуждениях – только для тех, кто может внятно формулировать свои мысли без мата, без оскорблений и по теме . Такие площадки могут стать виртуальными «круглыми столами», где нет ограничений на количество участников, нет строго определенных двух часов на обсуждение, нет необходимости куда-то передвигаться и т.д.
У каждой тематической площадки должны быть свои модераторы. Ими вполне могут стать члены Общественного комитета, ведь каждый из них эксперт в какой-либо своей теме. Модераторы задают темы, отвечают на вопросы и в итоге формулируют какой-то результирующий свод позиций. Уже этот документ должен получать официальное заключение со стороны органов власти.
Конечно, у этой идеи есть множество нюансов и деталей, которые необходимо уточнять. Но, мне кажется, ее полноценная реализация позволит действительно создать «Правительство 2.0», даст гражданам реальную возможность быть соучастниками процесса управления нашей страной.
|
</> |