Права отцов и судьбе детей после развода

Друзья, в «Вечерней Москве» вышел подробный материал по итогам круглого стола в Госдуме, который был посвящён правам отцов и судьбе детей после развода. Рекомендую ознакомиться.
Что обсуждали на круглом столе? Проблема крайне серьёзная: почти 40% детей в России растут без одного из родителей (как правило — без отца), и это связано не только с разводами, но и с тем, как работает нынешняя судебная практика. Обычно после развода суд определяет ребёнку место жительства с матерью, и отец оказывается отстранён от воспитания, даже если готов и хочет участвовать в жизни ребёнка. Часто в лучшем случае ему достается роль «воскресного аниматора». Если мы не изменим ситуацию, то вероятно уже скоро большинство детей в России будут иметь исключительно женское воспитание без отцовского примера и мы просто не сможем сохранить страну.
На заседании выступили депутаты, эксперты, детские омбудсмены, психологи, учёные, главные представители религиозных и родительских организаций. Сложно спорить с тем, что необходимы изменения в законодательстве для закрепления прав ребёнка на присутствие в жизни обоих родителей. Звучали примеры из международной практики, статистика, реальная боль отцов и детей, разрушение семейных связей, проблемы психики у детей, утрата традиционных ценностей.
Я отдельно подчеркнул, насколько наглядно эти проблемы показала ситуация с семьями участников СВО. Не нормально получать обращения о помощи отцам-военнослужащих, которые хотят видеть детей во время отпуска с фронта, но сталкиваются со стеной юридического бессилия. Это абсурд, это социальная трагедия, когда мне как депутату приходилось звонить в опеку убеждать уговорить жену на такое свидание. При нынешнем законодательстве и количестве разводов так депутатов на всех не хватит.
Ни один эксперт не может быть против идеи ввести презумпцию равного участия в воспитании обоих родителей после развода. Простая мера законодательного закрепления совместного воспитания, которое эффективно работает во многих странах, где с демографией действительно лучше. Нашим женщинам и детям нужны ответственные отцы, но ответственность не бывает без прав. Сейчас отцы по факту поражены в правах на участие в воспитании и мы должны вернуть реальное равенство отцам и матерям, а детям обоих родителей. Более того, современное развитие общества требует более активного участия отцов в заботе о детях, но как ожидать от мужчин вложений времени и сил, не защитив эти старания? Мой помощник в Думе сидел с детьми в декрете, но это не помешало ему стать отчужденным отцом после того как его жена - успешный профессионал - решила развестись (не бил, не пил, основная причина современных разводов - несоответствие ожиданий от супруга).
Пока даже мой скромный законопроект о праве о праве по требованию одной из сторон назначать порядок общения с ребенком сразу в рамках судебного процесса о разводе готов и прошёл обсуждение на комитете. Но теперь Комитет по делам семьи требует социологических исследований, чтобы доказать очевидное — за время длительных судебных заседаний дети отчуждаются от отдельно проживающего родителя (читай «отца») и этим ребёнку наносится непоправимый психологический вред. По сути, дети становятся заложниками взрослых разборок.
Бюджета на исследования у меня нет, у общественных отцовских организаций тоже нет ресурсов. Попросил помочь Правительство, потому что пора уже ставить точку. Речь идет о счастье наших детей, будущем нации, национальной безопасности, если хотите. Почему мы должны быть хуже Бразилии, Германии или Израиля, где равное воспитание после развода — норма?
Сейчас я ищу в Думе смелых депутатов, кто не боится называть вещи своими именами и двигать исторический для страны закон о праве на совместное воспитание детей после развода. Дети не виноваты в конфликте взрослых и не должны терять отцов, бабушек и дедушек из-за инертности системы.
|
</> |