ПРАЖСКИЙ АРХИВ МСТИСЛАВА ВАЛЕРИАНОВИЧА ДОБУЖИНСКОГО (НАХОДКИ И ОТКРЫТИЯ). ЧАСТЬ

топ 100 блогов brodiaga6420.11.2023
М.В. Добужинский. Эскиз декорации к I акту балета А.К. Глазунова «Раймонда». Гостеатр, Каунас. 1933 г. PUBLIC DOMAIN.
М.В. Добужинский. Эскиз декорации к I акту балета А.К. Глазунова «Раймонда». Гостеатр, Каунас. 1933 г. PUBLIC DOMAIN.

           Следующей темой нашего исследования, будут эскизы костюмов Мстислава Добужинского к балету Александра Глазунова «Раймонда» находящиеся в 9-й папке «пражского архива». Мы будем размещать эти эскизы в тексте нашего повествования, придерживаясь нумерации, установленной самим автором эскизов, разумеется, с указанием на их принадлежность. В монографии Г.И. Чугунова: Мстислав Валерианович Добужинский, в 2 т. М.- СПб, 2008, и в другой его работе: М.В. Добужинский. Письма, СПб, 2001, история балета «Раймонда» начинается с премьеры 28 февраля 1933 года. На самом деле, она началась немного раньше, хотя инициаторы создания этого балета были те же.

М.В. Добужинский. Оглавление папки из «пражского архива» к балету А. Глазунова «Раймонда»: 1. Raymonda. Материалы костюмов. ХV век. 1933 г. Гостеатр. Каунас. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.831, ap.1, b.9.
М.В. Добужинский. Оглавление папки из «пражского архива» к балету А. Глазунова «Раймонда»: 1. Raymonda. Материалы костюмов. ХV век. 1933 г. Гостеатр. Каунас. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.831, ap.1, b.9.

         «Договор. В Каунасе 10 июня 1932 года директор Государственного театра А. Олека-Жилинскас и художник М. Добужинский проживающий по улице Майронио №5 заключили этот договор (соглашение):

§1. Художник Мстислав Добужинский берет на себя обязанности скомпоновать и сделать для балета Глазунова «Раймонда» 4 эскиза декораций и 45 эскизов костюмов.

М.В. Добужинский. Эскиз костюма Абдерама к балету А. Глазунова «Раймонда». 1933-35 гг. Гостеатр. Каунас. «Пражский архив». ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.831, ap.1, b.9.
М.В. Добужинский. Эскиз костюма Абдерама к балету А. Глазунова «Раймонда». 1933-35 гг. Гостеатр. Каунас. «Пражский архив». ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.831, ap.1, b.9.

§2. Делает для этой же постановки проекты - рисунки и чертежи всей мебели и другого оборудования с размерами в сантиметрах.

§3. Вся эта работа должна быть сделана до 1 августа этого года. За каждый просроченный день М. Добужинский должен заплатить по 30 лит.

§4. Все работы по изготовлению декораций, их монтажу, световым эффектам делаются под наблюдением художника Добужинского и согласовываются с балетмейстером.

Договор художника М.В. Добужинского и директора Гостеатра в Каунасе Андрюса Олека-Жилинского о постановке балета А. Глазунова «Раймонда» от 10 июня 1932 года. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.101, ap.2, b.13.
Договор художника М.В. Добужинского и директора Гостеатра в Каунасе Андрюса Олека-Жилинского о постановке балета А. Глазунова «Раймонда» от 10 июня 1932 года. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.101, ap.2, b.13.

§5. За все указанные работы, Гостеатр платит художнику М. Добужинскому три тысячи четыреста (3400) лит. За каждый эскиз декорации по 400 лит, и за 45 эскизов костюмов по 40 лит.

§6. Все копии эскизов являются собственностью Театра.

§7. По этому договору художник М. Добужинский получает 1000 лит аванса при его подписании.

§8. Оставшиеся деньги художник М. Добужинский получает по окончанию работы, предусмотренной этим договором.

М.В. Добужинский. Наброски к эскизам костюма и головного убора Раймонды и графини Сибиллы к балету А. Глазунова «Раймонда». 1933-35 гг. Гостеатр. Каунас. «Пражский архив». ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.831, ap.1, b.9.
М.В. Добужинский. Наброски к эскизам костюма и головного убора Раймонды и графини Сибиллы к балету А. Глазунова «Раймонда». 1933-35 гг. Гостеатр. Каунас. «Пражский архив». ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.831, ap.1, b.9.

§9. Все налоги по этому договору платит М. Добужинский.

Подписи:     А. Олека-Жилинскас                    М. Добужинский.

Тысяча лит аванса выплачено по ордеру №385355 от 22 июня 1932 года.

С господином министром Просвещения насчет уменьшения 25% гонорара согласен                             М. Добужинский

Тысяча пятьсот пятьдесят лит получил М. Добужинский

Сцена из I акта балета А. Глазунова «Раймонда», 5-я вариация, вальс. Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.294, ap.1, b.122.
Сцена из I акта балета А. Глазунова «Раймонда», 5-я вариация, вальс. Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.294, ap.1, b.122.

          В альбоме Марии Йозапайтите хранящемся в ЛМТМК, есть похоже программа той премьеры 28 февраля 1933 года. На ней написано 1933 год, и я думаю Мария все - таки сохранила именно программу премьеры, подчеркнув свою фамилию… Итак, воспользуемся сведениями из этой программы, относящимися к данной постановке:

М.В. Добужинский. Наброски к эскизам костюма и головного убора Раймонды и графини Сибиллы, к балету А. Глазунова «Раймонда». 1933-35 гг. Гостеатр. Каунас. «Пражский архив». ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.831, ap.1, b.9.
М.В. Добужинский. Наброски к эскизам костюма и головного убора Раймонды и графини Сибиллы, к балету А. Глазунова «Раймонда». 1933-35 гг. Гостеатр. Каунас. «Пражский архив». ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.831, ap.1, b.9.

          Балет А. Глазунова в 3-х актах и 4-х картинах. Хореография М. Петипа. Новая редакция (репродукция) балетмейстера Н.М. Зверева. Декорации и костюмы по эскизам М. Добужинского. Дирижер Л. Хофмеклерис. Помощник режиссера Адольфас Буткус.

Сцена из I акта балета А. Глазунова «Раймонда». Прибытие гостей с Абдераханом. В центре Абдерам (Н.М.Зверев), справа-налево 4-й де Бриен (А.Обухов), 5-я Вера Немчинова. Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.294, ap.1, b.122.
Сцена из I акта балета А. Глазунова «Раймонда». Прибытие гостей с Абдераханом. В центре Абдерам (Н.М.Зверев), справа-налево 4-й де Бриен (А.Обухов), 5-я Вера Немчинова. Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.294, ap.1, b.122.

Исполнители: Раймонда, графиня де Дорис – В. Немчинова. Графиня Сибилла, тетка Раймонды – В. Бражионите. Рыцарь Жан де Бриен, жених Раймонды – А. Обухов. Абдерахман (в литовском либретто Абдерамас), сарацинский (арабский) шейх, влюбленный в Раймонду – Н. Зверев. Подруги Раймонды: Клеманса (О. Малейнайте), Хенриэтта (Т. Кублицкайте), 

М.В. Добужинский. Набросок к эскизу костюма и головного убора кавалера и рыцаря к балету А. Глазунова «Раймонда». 1933-35 гг. Гостеатр. Каунас. «Пражский архив». ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.831, ap.1, b.9.
М.В. Добужинский. Набросок к эскизу костюма и головного убора кавалера и рыцаря к балету А. Глазунова «Раймонда». 1933-35 гг. Гостеатр. Каунас. «Пражский архив». ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.831, ap.1, b.9.

Жозелина (М. Йозапайтите), Бланше (Г. Чеглоковайте). Бернар де Вантадур, провансальский трубадур (Бронюс Келбаускас), Беранже, аквитанский трубадур (В. Аукшюнас), Этьен де Сальвиас, трубадур (С. Тамашюнас), Герард де Чериси, трубадур (Е. Бандзевичюс). Король Андрей II Венгерский (Е. Вайчюнас). Призрак Белой дамы, покровительницы дома Дорис (Е. Станчикайте). Посланник (герольд) Жана де Бриена (Й. Василяускас).

 Сцена из I акта балета А. Глазунова «Раймонда». В центре Вера Немчинова (3-я вариация I картины, выход Раймонды). Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛМТМК (LTMKM), Вильнюс. F.А6049/270, inv.4750/2, Альбом Марии Йозапайтите.
Сцена из I акта балета А. Глазунова «Раймонда». В центре Вера Немчинова (3-я вариация I картины, выход Раймонды). Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛМТМК (LTMKM), Вильнюс. F.А6049/270, inv.4750/2, Альбом Марии Йозапайтите.

         Венгерские рыцари, сарацинские рыцари, дамы, пажи, вассалы, рыцари, трубадуры, герольды, мавры, провансальцы, королевские солдаты и слуги. Действие происходит в Провансе в Средние века. Я даю немного более подробные сведения чем в программе (к примеру, о трубадурах), так как я знаю, что Мстислав Валерианович именно такими их рисовал (аквитанскими или провансальскими).

М.В. Добужинский. Набросок к эскизу костюма и головного убора Короля Андрея II венгерского к балету А. Глазунова «Раймонда». 1933-35 гг. Гостеатр. Каунас. «Пражский архив». ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.831, ap.1, b.9.
М.В. Добужинский. Набросок к эскизу костюма и головного убора Короля Андрея II венгерского к балету А. Глазунова «Раймонда». 1933-35 гг. Гостеатр. Каунас. «Пражский архив». ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.831, ap.1, b.9.

         Надо отметить, что даже в черновых набросках для эскизов, художник задает артисту требуемую характерную позу, манеру поведения и даже соответствующую осанку, а также манеру ношения головного убора или, того или иного предмета одежды…

Программа балета А. Глазунова «Раймонда» от 1933 года. ЛМТМК (LTMKM), Вильнюс. F.А6049, inv.4461, Альбом Марии Йозапайтите.
Программа балета А. Глазунова «Раймонда» от 1933 года. ЛМТМК (LTMKM), Вильнюс. F.А6049, inv.4461, Альбом Марии Йозапайтите.
2-я и 3-я страницы программы балета А. Глазунова «Раймонда» от 1933 года. ЛМТМК (LTMKM), Вильнюс. F.А6049, inv. 4461, Альбом Марии Йозапайтите.
2-я и 3-я страницы программы балета А. Глазунова «Раймонда» от 1933 года. ЛМТМК (LTMKM), Вильнюс. F.А6049, inv. 4461, Альбом Марии Йозапайтите.

         Вскоре после премьеры «Раймонды» 28 февраля 1933 года, в одной из литовских газет писалось:

          «Наконец то мы увидели долгожданный полноценный балет – «Раймонда». В этом сезоне, были поставлены отдельные прекрасные вещи, однако это не удовлетворило публику. Полноценный балетный спектакль полностью захватывает и заинтересовывает зрителя своей очаровывающей нереальностью, волшебной согласованностью гармонии и ритма.

Сцена из I акта балета А. Глазунова «Раймонда». (Harp solo). Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛМТМК (LTMKM), Вильнюс. F.А6049/271, inv. 4750/3, Альбом Марии Йозапайтите.
Сцена из I акта балета А. Глазунова «Раймонда». (Harp solo). Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛМТМК (LTMKM), Вильнюс. F.А6049/271, inv. 4750/3, Альбом Марии Йозапайтите.

Такой спектакль переносит нас из реального мира в мир искусства. «Раймонда», это не только балет-спектакль, он принадлежит к числу так называемых «Grandballet», с маcсовыми сценами и многочисленными танцами, это балет с серьезной музыкой, со сложными хореографическими видами (картинами) и постановками, который надо выделить из числа других балетов легкой музыки (простых балетов). <�…> «Раймонда все пропитана яркой музыкальностью, которой у нас особенно соответствует цвет и яркость декораций и костюмов. В декорациях Добужинского, присутствует мотивы орнаментальной геральдики, правда иногда яркость декораций частично

 М.В. Добужинский. Эскиз декорации к I акту балета А.К. Глазунова «Раймонда». Гостеатр, Каунас. 1933 г. PUBLIC DOMAIN.
М.В. Добужинский. Эскиз декорации к I акту балета А.К. Глазунова «Раймонда». Гостеатр, Каунас. 1933 г. PUBLIC DOMAIN.

затемняла самую хореографию, делая всю постановку чуточку тяжелее. В его костюмах со вкусом соединены, тяжелая средневековая женская одежда с ее нужной легкостью для балета, а эффектные и интересные декорации, особенно первого действия второй картины и третьего действия, с наполовину классическими костюмами. Иногда с красивым освещением создается вместе и особенное впечатление. Но, все-таки яркость декораций порой частично затемняла саму хореографию, делая всю постановку чуточку тяжелее.»

М.В. Добужинский. Набросок к эскизу костюма сарацина к балету А. Глазунова «Раймонда». 1933-35 гг. Гостеатр. Каунас. «Пражский архив». ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.831, ap.1, b.9.
М.В. Добужинский. Набросок к эскизу костюма сарацина к балету А. Глазунова «Раймонда». 1933-35 гг. Гостеатр. Каунас. «Пражский архив». ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.831, ap.1, b.9.

         В связи с тем, что первый акт балета «Раймонда» состоит из двух картин, мы на прервем повествование критика и покажем читателю декорацию и несколько фотографий этой части балета. Из всех актов в хореографическом отношении, всегда более всего ценилась вторая картина первого акта: «Сон Раймонды». Эта захватывающая балетная феерия началась с Grand Adagio, но самым первым, и ярким впечатлением после открытия занавеса, была декорация к этой картине, просто поражающая воображение зрителя фантастической картиной сказочного замка невиданной красоты… Затем шел «Фантастический вальс» с 4-мя вариациями, восхитительная «Кода» после которой была мимическая сцена с Верой Немчиновой и Николаем Зверевым, и завершилась вторая картина «Пробуждением Раймонды».

М.В. Добужинский. Эскиз декорации ко II-й картине I акта, балета А.К. Глазунова «Раймонда». Гостеатр, Каунас. 1933 г. PUBLIC DOMAIN.
М.В. Добужинский. Эскиз декорации ко II-й картине I акта, балета А.К. Глазунова «Раймонда». Гостеатр, Каунас. 1933 г. PUBLIC DOMAIN.

         В Grand Adagio и «фантастическом вальсе» участвовала практически вся труппа 22 человека (см. программу), включая Веру Немчинову и Анатолия Обухова.

Сцена из I акта балета А. Глазунова «Раймонда», 2-я картина. Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.294, ap.1, b.122.
Сцена из I акта балета А. Глазунова «Раймонда», 2-я картина. Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.294, ap.1, b.122.
Сцена из I акта балета А. Глазунова «Раймонда», 2-я картина. Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.294, ap.1, b.122.
Сцена из I акта балета А. Глазунова «Раймонда», 2-я картина. Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.294, ap.1, b.122.
Сцена из I акта балета А. Глазунова «Раймонда», 2-я картина. Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.294, ap.1, b.122.
Сцена из I акта балета А. Глазунова «Раймонда», 2-я картина. Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.294, ap.1, b.122.
Сцена из I акта балета А. Глазунова «Раймонда», 2-я картина. Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.294, ap.1, b.122.
Сцена из I акта балета А. Глазунова «Раймонда», 2-я картина. Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.294, ap.1, b.122.


Сцена из I акта балета А. Глазунова «Раймонда», 2-я картина, Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.294, ap.1, b.122.
Сцена из I акта балета А. Глазунова «Раймонда», 2-я картина, Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.294, ap.1, b.122.

          Во втором акте в первой вариации всех привлекло исполнение Ольги Малейнайте, танцевавшей грациозно, гордо и легко. Все ее «pas» были исполнены с приятным вниманием и любовью. Тамара Кублицкайте во второй вариации порадовала всех своими красивыми элевациями. Это балерина, имеющая легкий и достаточно высокий прыжок, считающийся уникальной способностью, и не так много танцоров способных к таким элевациям. Вспомните Вацлава Нижинского! Ее движения, были пластичны и отработаны до конца. Классическая постановка ног выдавала в ней балерину, постоянно работающую над совершенствованием своей техники.

          А теперь, мы продолжим рассказ критика, очевидца премьеры: «…Правда «Раймонда» балет совсем другого типа, не такой как показанные ранее романтические «Жизель», «Сильфиды» и «Лебединное озеро», где только один танец - классика требует особенной легкости и нежности.

Сцена из II акта балета А. Глазунова «Раймонда», 3-я вариация, Panaderos, испанский танец. Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.294, ap.1, b.122.
Сцена из II акта балета А. Глазунова «Раймонда», 3-я вариация, Panaderos, испанский танец. Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.294, ap.1, b.122.

        «Раймонда» есть «terre à terre» типа, на половину классический, на половину характерный балет. Только одно место - сцена сна (grand adagio и valsе fantastique) с элементами легкой романтики, почему-то не создали эффекта нужной легкости. Объясняется это тем, что такой технически сложный и с музыкальной стороны тяжелый балет сразу не может быть идеальным. Тем самым и объясняется и кое какие неудачи в исполнении некоторых танцоров.

Сцена из II акта балета А. Глазунова «Раймонда», 10-я вариация, дуэль. В центре, слева, с мечом Абдерам (Н. Зверев), справа, с мечом де Бриен (А. Обухов). Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.294, ap.1, b.122.
Сцена из II акта балета А. Глазунова «Раймонда», 10-я вариация, дуэль. В центре, слева, с мечом Абдерам (Н. Зверев), справа, с мечом де Бриен (А. Обухов). Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.294, ap.1, b.122.

         В Раймонду надо «вжиться» и вникнуть в ее музыку и настроения, и не только исполнителям, но и зрителям, которые смогут оценить ее только несколько раз увидев. Тогда лучше будет отличить и оценить каждый отдельный танец, которых так много в этом богатом (великолепном) балете. Благодаря такому множеству танцев наши артисты имели возможность показать свои способности и талант.

Сцена из II акта балета А. Глазунова «Раймонда», 3-я вариация, Grand pas d’action. В центре, Н. Зверев и Вера Немчинова. Слева Б. Келбаускас и О. Малейнайте. Справа В. Аукщюнас и Т. Кублицкая. Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.294, ap.1, b.122.
Сцена из II акта балета А. Глазунова «Раймонда», 3-я вариация, Grand pas d’action. В центре, Н. Зверев и Вера Немчинова. Слева Б. Келбаускас и О. Малейнайте. Справа В. Аукщюнас и Т. Кублицкая. Гостеатр, Каунас. 1933 г. ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.294, ap.1, b.122.

Отлично себя показала Малейнайте, особенно в вариации III акта, много грации и нежности, как и всегда показала милая, грациозная и кокетливая Кублицкайте, уверенно и ярко выделяясь из других, танцевала Йозапайтите. У ученицы студии Чеглоковайте, первый выход в вариации соло балету А. 

М.В. Добужинский. Детальные наброски к эскизам костюмов и головного убора придворных дам к Глазунова «Раймонда». 1933-35 гг. Гостеатр. Каунас. «Пражский архив». ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.831, ap.1, b.9.
М.В. Добужинский. Детальные наброски к эскизам костюмов и головного убора придворных дам к Глазунова «Раймонда». 1933-35 гг. Гостеатр. Каунас. «Пражский архив». ЛАЛИ (LLMA), Вильнюс. F.831, ap.1, b.9.

был ученически слабый, ей видно слишком рано танцевать соло партии, но в ансамбле она показывает себя как внимательная и музыкальная танцовщица. Хорошо и ярко, хотя чуть-чуть неуверенно выполнила свою вариацию Сарнаускайте. Келбаускас отлично справился с трудностями вариации II-ой картины и поражал всех мастерски исполненной сложной техникой.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Друзья, у меня с интернетом все наладилось, а вам спасибо за ссылки и рекомендации. Cобрала небольшой дайджест, как обычно — никаких «медалек», «лучших», «молодцов» и прочих сравнений. Просто несколько интересных записей, которые «сыграли вместе» в моей голове.  В ...
Я блять слоупок, но выскажусь по двум темам, которые взорвали тот сегмент жж, который я читаю. Я добрый блять, но до определенного момента!  Один блять пиарится на смерти, а другие ему подпевают, причем бессознательно! Собачки, я о тебе. Я не любил Алексея, но земля ему пухом, но ег ...
 На Венецианском биеннале Россию представляет.среди прочих Анна Титова.Прочитала весьма длинный список уважаемых уч.заведений,в которых училось молодое дарование.А потом посмотрела работы...                         ...
...
Егор Чернев, Даже если РФ и нападет, украинская армия готова устроить россиянам адскую встречу, а санкционный ответ Запада быстро похоронит экономику РФ США проводят против России одну из самых масштабных информационных спецопераций в истории. И это мы должны четко понимать, когда ...