ПРАЖСКИЙ АРХИВ МСТИСЛАВА ВАЛЕРИАНОВИЧА ДОБУЖИНСКОГО (НАХОДКИ И ОТКРЫТИЯ). ЧАСТЬ


Следующей темой нашего исследования, будут эскизы костюмов Мстислава Добужинского к балету Александра Глазунова «Раймонда» находящиеся в 9-й папке «пражского архива». Мы будем размещать эти эскизы в тексте нашего повествования, придерживаясь нумерации, установленной самим автором эскизов, разумеется, с указанием на их принадлежность. В монографии Г.И. Чугунова: Мстислав Валерианович Добужинский, в 2 т. М.- СПб, 2008, и в другой его работе: М.В. Добужинский. Письма, СПб, 2001, история балета «Раймонда» начинается с премьеры 28 февраля 1933 года. На самом деле, она началась немного раньше, хотя инициаторы создания этого балета были те же.

«Договор. В Каунасе 10 июня 1932 года директор Государственного театра А. Олека-Жилинскас и художник М. Добужинский проживающий по улице Майронио №5 заключили этот договор (соглашение):
§1. Художник Мстислав Добужинский берет на себя обязанности скомпоновать и сделать для балета Глазунова «Раймонда» 4 эскиза декораций и 45 эскизов костюмов.

§2. Делает для этой же постановки проекты - рисунки и чертежи всей мебели и другого оборудования с размерами в сантиметрах.
§3. Вся эта работа должна быть сделана до 1 августа этого года. За каждый просроченный день М. Добужинский должен заплатить по 30 лит.
§4. Все работы по изготовлению декораций, их монтажу, световым эффектам делаются под наблюдением художника Добужинского и согласовываются с балетмейстером.

§5. За все указанные работы, Гостеатр платит художнику М. Добужинскому три тысячи четыреста (3400) лит. За каждый эскиз декорации по 400 лит, и за 45 эскизов костюмов по 40 лит.
§6. Все копии эскизов являются собственностью Театра.
§7. По этому договору художник М. Добужинский получает 1000 лит аванса при его подписании.
§8. Оставшиеся деньги художник М. Добужинский получает по окончанию работы, предусмотренной этим договором.

§9. Все налоги по этому договору платит М. Добужинский.
Подписи: А. Олека-Жилинскас М. Добужинский.
Тысяча лит аванса выплачено по ордеру №385355 от 22 июня 1932 года.
С господином министром Просвещения насчет уменьшения 25% гонорара согласен М. Добужинский
Тысяча пятьсот пятьдесят лит получил М. Добужинский

В альбоме Марии Йозапайтите хранящемся в ЛМТМК, есть похоже программа той премьеры 28 февраля 1933 года. На ней написано 1933 год, и я думаю Мария все - таки сохранила именно программу премьеры, подчеркнув свою фамилию… Итак, воспользуемся сведениями из этой программы, относящимися к данной постановке:

Балет А. Глазунова в 3-х актах и 4-х картинах. Хореография М. Петипа. Новая редакция (репродукция) балетмейстера Н.М. Зверева. Декорации и костюмы по эскизам М. Добужинского. Дирижер Л. Хофмеклерис. Помощник режиссера Адольфас Буткус.

Исполнители: Раймонда, графиня де Дорис – В. Немчинова. Графиня Сибилла, тетка Раймонды – В. Бражионите. Рыцарь Жан де Бриен, жених Раймонды – А. Обухов. Абдерахман (в литовском либретто Абдерамас), сарацинский (арабский) шейх, влюбленный в Раймонду – Н. Зверев. Подруги Раймонды: Клеманса (О. Малейнайте), Хенриэтта (Т. Кублицкайте),

Жозелина (М. Йозапайтите), Бланше (Г. Чеглоковайте). Бернар де Вантадур, провансальский трубадур (Бронюс Келбаускас), Беранже, аквитанский трубадур (В. Аукшюнас), Этьен де Сальвиас, трубадур (С. Тамашюнас), Герард де Чериси, трубадур (Е. Бандзевичюс). Король Андрей II Венгерский (Е. Вайчюнас). Призрак Белой дамы, покровительницы дома Дорис (Е. Станчикайте). Посланник (герольд) Жана де Бриена (Й. Василяускас).

Венгерские рыцари, сарацинские рыцари, дамы, пажи, вассалы, рыцари, трубадуры, герольды, мавры, провансальцы, королевские солдаты и слуги. Действие происходит в Провансе в Средние века. Я даю немного более подробные сведения чем в программе (к примеру, о трубадурах), так как я знаю, что Мстислав Валерианович именно такими их рисовал (аквитанскими или провансальскими).

Надо отметить, что даже в черновых набросках для эскизов, художник задает артисту требуемую характерную позу, манеру поведения и даже соответствующую осанку, а также манеру ношения головного убора или, того или иного предмета одежды…


Вскоре после премьеры «Раймонды» 28 февраля 1933 года, в одной из литовских газет писалось:
«Наконец то мы увидели долгожданный полноценный балет – «Раймонда». В этом сезоне, были поставлены отдельные прекрасные вещи, однако это не удовлетворило публику. Полноценный балетный спектакль полностью захватывает и заинтересовывает зрителя своей очаровывающей нереальностью, волшебной согласованностью гармонии и ритма.

Такой спектакль переносит нас из реального мира в мир искусства. «Раймонда», это не только балет-спектакль, он принадлежит к числу так называемых «Grandballet», с маcсовыми сценами и многочисленными танцами, это балет с серьезной музыкой, со сложными хореографическими видами (картинами) и постановками, который надо выделить из числа других балетов легкой музыки (простых балетов). <�…> «Раймонда все пропитана яркой музыкальностью, которой у нас особенно соответствует цвет и яркость декораций и костюмов. В декорациях Добужинского, присутствует мотивы орнаментальной геральдики, правда иногда яркость декораций частично

затемняла самую хореографию, делая всю постановку чуточку тяжелее. В его костюмах со вкусом соединены, тяжелая средневековая женская одежда с ее нужной легкостью для балета, а эффектные и интересные декорации, особенно первого действия второй картины и третьего действия, с наполовину классическими костюмами. Иногда с красивым освещением создается вместе и особенное впечатление. Но, все-таки яркость декораций порой частично затемняла саму хореографию, делая всю постановку чуточку тяжелее.»

В связи с тем, что первый акт балета «Раймонда» состоит из двух картин, мы на прервем повествование критика и покажем читателю декорацию и несколько фотографий этой части балета. Из всех актов в хореографическом отношении, всегда более всего ценилась вторая картина первого акта: «Сон Раймонды». Эта захватывающая балетная феерия началась с Grand Adagio, но самым первым, и ярким впечатлением после открытия занавеса, была декорация к этой картине, просто поражающая воображение зрителя фантастической картиной сказочного замка невиданной красоты… Затем шел «Фантастический вальс» с 4-мя вариациями, восхитительная «Кода» после которой была мимическая сцена с Верой Немчиновой и Николаем Зверевым, и завершилась вторая картина «Пробуждением Раймонды».

В Grand Adagio и «фантастическом вальсе» участвовала практически вся труппа 22 человека (см. программу), включая Веру Немчинову и Анатолия Обухова.





Во втором акте в первой вариации всех привлекло исполнение Ольги Малейнайте, танцевавшей грациозно, гордо и легко. Все ее «pas» были исполнены с приятным вниманием и любовью. Тамара Кублицкайте во второй вариации порадовала всех своими красивыми элевациями. Это балерина, имеющая легкий и достаточно высокий прыжок, считающийся уникальной способностью, и не так много танцоров способных к таким элевациям. Вспомните Вацлава Нижинского! Ее движения, были пластичны и отработаны до конца. Классическая постановка ног выдавала в ней балерину, постоянно работающую над совершенствованием своей техники.
А теперь, мы продолжим рассказ критика, очевидца премьеры: «…Правда «Раймонда» балет совсем другого типа, не такой как показанные ранее романтические «Жизель», «Сильфиды» и «Лебединное озеро», где только один танец - классика требует особенной легкости и нежности.

«Раймонда» есть «terre à terre» типа, на половину классический, на половину характерный балет. Только одно место - сцена сна (grand adagio и valsе fantastique) с элементами легкой романтики, почему-то не создали эффекта нужной легкости. Объясняется это тем, что такой технически сложный и с музыкальной стороны тяжелый балет сразу не может быть идеальным. Тем самым и объясняется и кое какие неудачи в исполнении некоторых танцоров.

В Раймонду надо «вжиться» и вникнуть в ее музыку и настроения, и не только исполнителям, но и зрителям, которые смогут оценить ее только несколько раз увидев. Тогда лучше будет отличить и оценить каждый отдельный танец, которых так много в этом богатом (великолепном) балете. Благодаря такому множеству танцев наши артисты имели возможность показать свои способности и талант.

Отлично себя показала Малейнайте, особенно в вариации III акта, много грации и нежности, как и всегда показала милая, грациозная и кокетливая Кублицкайте, уверенно и ярко выделяясь из других, танцевала Йозапайтите. У ученицы студии Чеглоковайте, первый выход в вариации соло балету А.

был ученически слабый, ей видно слишком рано танцевать соло партии, но в ансамбле она показывает себя как внимательная и музыкальная танцовщица. Хорошо и ярко, хотя чуть-чуть неуверенно выполнила свою вариацию Сарнаускайте. Келбаускас отлично справился с трудностями вариации II-ой картины и поражал всех мастерски исполненной сложной техникой.