Прааадалжаем разговор. Не дедморозьте в детдомах.
bezbashenka_mag — 04.12.2017 Полгода назад после очередного осчастливливания сирот в "День защиты детей" Татьяна Байдак провела опрос среди приемных родителей, специалистов, сотрудников детдомов. Всего несколько вопросов. И ответы людей, которые видят детей из детдомов не только в праздники.Дина Магнат, руководитель школы приемных родителей в Институте Развития Семейного Устройства, приемная мама.
Волонтеры с тортами, подарками и мастер-классами мыловарения на НГ и ко дню ребенка – это хорошо или плохо? Почему?
- Волонтеры, ведущие мастер-классы, приезжающие с подарками, видят детей только во время праздников, в лучшем случае – раз в месяц. Это почти всегда довольно безличная форма общения взрослых и детей, если можно так выразиться. У них не устанавливается личных отношений с детьми, когда важен именно этот ребенок, когда между тобой и им есть что-то еще, кроме мыловарения. Получается, что волонтеры делают с детьми то же, что все остальное взрослые в его жизни: игнорирует его личность, видит в нем только функцию. Дарить подарок Васе или Пете, взрослому совершенно все равно. Главное, чтобы какой-то ребенок был, чтоб не пустой зал – нужно чье-то присутствие, участие, все равно, чье именно. Ну и дети относятся к этому также – без разницы, какой волонтер приедет, лишь бы подарков привез побольше. В активности мастер-классов и среди гор подарков дети и взрослые не видят друг друга, а только используют, как могут.
Но детям же нужен праздник, чем дети из детского дома хуже? Ведь «домашние» дети получают все эти радости жизни? Подарки и торты. И мастер-классы!
Количество и качество праздников у домашних детей определяется родителями. И родители учитывают, будет ли то или иное развлекалово в интересах ребенка. Было бы хорошо, если бы для детей в учреждении эту роль взяли на себя воспитатели или администрация, но этого, к сожалению, не происходит. Администрация как правило не отказывает волонтерам, но руководствуется не интересами детей, а массой других соображений: красивая отчетность, возможность получить материальную помощь для учреждения, такого рода вещи. Содержание, количество, время проведения праздника не вписываются в жизнь детей, а наоборот, определяют ее. Ребенок не выучил уроки, устал, не хочет, но его поведут на мастер-класс, потому что «у нас же гости». Отказаться невозможно, выбрать другое занятие невозможно – не праздник для тебя, а ты для видимости праздника. Это совсем не так, как в семье.
А чем дети из детского вообще отличаются от «домашних»? Ну нет родителей, дальше что?
Ребенок с проблемным детством – это человек, адаптировавшийся к ненормальным обстоятельствам, научившийся в них выживать – как Маугли привык жить с волками, а как жить с людьми, долго не мог понять, так и дети из учреждений или проблемных семей подстроились под те условия, в которых им приходилось выживать. Как правило, они не умеют включаться в личностные отношения, не доверяют взрослым, не имеют элементарных знаний о том, как устроен мир, да и не рвутся что-либо узнать об этом. Жизнь в детском доме, хоть с мастер-классами, хоть без них, сильно искажает картину мира. Ребенок понимает, что с одной стороны, он – как лично он, вот этот мальчик или девочка – никому не нужен, его легко заменят на другого, а с другой – что именно за это он может получить какие-то материальные блага. Он несвободен и несамостоятелен, его полностью обслуживают и одновременно абсолютно равнодушны к его потребностям. Попробуйте представить себя на его месте, и вы поймете, как это ломает.
С какими последствиями «мыловарения» в дд вы столкнулись лично на примере своих приемных детей или своих детей знакомых?
В своей профессиональной практике я вижу разное. Одна из обычных жалоб приемных родителей - дети абсолютно не ценят вещи, даже очень дорогие, ведь есть привычка, что «спонсоры еще подарят»; по той же причине они требуют подарки, совершенно не соотнося их стоимость с реальной ситуацией в семье. Но это, к сожалению, не самое грустное. Куда хуже, что дети привыкли к толпе из случайных и в общем безразличных к ним взрослых, из которых только и можно, что стрясти подарок. К приемным родителям они относятся так же. Многие родители рассказывают, что не могут увидеть своего ребенка настоящим, он как будто все время пытается угадать правильный ответ, фальшиво улыбается, но при этом чувствуется, что он взрослого в грош не ставит. Много времени проходит, пока родителю удается доказать, что он не просто «еще какая-то тетка».
Так а КАК ходить, что делать-то, что носить, что покупать, что вообще значит на ваш взгляд «умная помощь»?
Если есть силы, нужно обязательно вкладываться. Но вкладываться в отношения – стать постоянным наставником конкретного ребенка, например, если уж не взять ребенка в семью. Если таких ресурсов нет, а помочь все равно хочется и на это есть, например, финансовые ресурсы, то лучше направить их туда, где кто-то другой вкладывается в личные отношения. Это может быть фонд или НКО, которая ведет программы наставничества; это может быть помощь приемным семьям; это может быть и помощь учреждению, но там, где вкладываются опять же в отношениях, делают что-то, чего не делает государство – к примеру, в одном учреждении был чудесный учитель физкультуры, собрал и тренировал футбольную команду, но на покупку формы, мячей, выезды на соревнования в бюджете учреждения денег, конечно, не было, и помощь спонсоров и волонтеров пришлась очень кстати.
Примеры успешной и правильной помощи можете привести? Вот прямо конкретные примеры.
Я знаю прекрасную организацию в Москве, работающую с воспитанниками и выпускниками учреждений. Там всегда рады волонтерам, и мастер-классы, кстати, тоже часто бывают очень востребованы. Но это совсем не то же самое, что поездки в учреждения; там все – про личный контакт с детьми, про обучение их тем навыкам, нужным для самостоятельной жизни, про поддержку и заботу.
Продолжите фразу, «Помощь детям в детских домах должна быть…»
Помощь детям в детских домах должна быть личностной. Не «детям в детдомах», а конкретному Пете или Васе, которого знаешь и который тебе не безразличен. Мне кажется, абсолютно всем волонтерам, желающим ездить в детские учреждения, имеет смысл пройти обучение по программе наставничества.