Позитивные мемуары. Школа
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-cec62d.jpg?from=https://my-ussr.ru/images/otkrytki/1-sentjabrja/1/sovetskie-otkrytki-1-sentjabrja-1-0.jpg)
Ещё один момент бесспорно положительных воспоминаний и ощущений от времен и общественных отношений моей молодости — это образование, школа, высшая школа, воспитание (коллективное воспитание).
Да, что тогда однозначно присутствовало в школьном обучении, так это воспитание, на уроках литературы ... да на всех уроках — истории, географии, биологии; да на той же математике я такие уроки вежливости и этики получал, что ни одним предметом не предусмотришь. И преподаватель по своей специальности и своему преподаваемому курсу не обязан был вроде бы это делать. Но школа, каждый её преподаватель были нацелены на воспитание из каждого школьника ЛИЧНОСТИ. И слова «активная жизненная позиция» не были пустым звуком.
И ещё школа меня научила учиться, и я знал, что окончив школу, я должен, я обязан продолжать учиться. И я теперь для понимания чего-либо, знаю, как освоить предмет и где найти информацию, чтобы реально быть в теме. И меня принципиально не устраивают положения типа «позвонить другу», «спросить у того, кто знает, чтобы объяснили за две минуты»; и я принципиально не пользуюсь лайфхаками. Не хакается жизнь!
Ну, и для исторической справедливости — небольшой фактический материал о школе прошлого века с элементами идеологии и постановочной фотографии.
1. Система народного образования в СССР — система образования, существовавшая в Советском Союзе. Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа была призвана не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма.
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-e034dc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/943146/943146_900.jpg)
2. Среднее число лет обучения населения старше 9 лет:
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-f54f52.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/939396/939396_900.png)
3. 1950-е годы
В 1949/50 учебном году произошло уменьшение числа учащихся, так как в школы поступали дети, рожденные в годы войны, когда рождаемость в условиях военного времени (особенно на оккупированной врагом территории и в прифронтовой полосе) значительно снизилась. В 1956 году в СССР обучалось 35 505 тысяч человек в разных учебных заведениях (в это число не входят 14,9 миллионов учащихся в школах переподготовки и повышения квалификации кадров). Из них:
— в общеобразовательных школах — 30 127 тыс.
— в училищах системы школ трудовых резервов — 1365 тыс. человек.
— в техникумах и средних специальных учебных заведениях — 2012 тыс.
— в высших учебных заведениях — 2001 тыс.
Число учителей в 1950/51 годах составило 1475 тысяч; в 1955/56 годах — 1733 тысяч. В 1950 году в СССР было 162,5 тысячи научных работников. К 1955 году их число выросло до 223,9 тысячи и 2950 научных учреждений (1180 из них — НИИ и их филиалы).
Перепись населения СССР, проведённая в 1959 году, продемонстрировала, что неграмотность среди населения страны была практически полностью искоренена.
1 июля 1954 года — Постановление Совета Министров СССР «О введении совместного обучения в школах Москвы, Ленинграда и других городов», ликвидировавшее раздельное обучение мальчиков и девочек, введённое в 1943 году.
6 июня 1956 года — Постановление Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР».
В 1958 году Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», на основе которого вместо всеобщего обязательного 7-летнего образования было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование, завершенное повсеместно в 1962. Полное среднее образование было увеличено на один дополнительный класс с 10 до 11 лет обучения, но через пять лет 11 класс был ликвидирован, как неудавшийся эксперимент.
В 1958 году было 29 политехнических институтов, 30 машиностроительных, 27 гражданского строительства, 7 авиационных, 27 горно-металлургических, 18 транспортных, 15 электротехнических и институтов связи, 13 рыбной и пищевой промышленности, 10 инженерно-химических, 2 метеоролого- гидротехнических и 2 кораблестроительных.
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-7578cf.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/939749/939749_900.jpg)
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-360abc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/940256/940256_900.jpg)
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-cb8244.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/940799/940799_900.jpg)
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-d9708a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/943604/943604_900.jpg)
4. 1960-е годы
10 ноября 1966 года — Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР"О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы". Министерству просвещения СССР и Министерствам просвещения (народного образования) союзных республик поручалось ввести в общеобразовательных школах новые учебные планы и программы, которые обеспечивали бы приведение содержания образования в соответствие с требованиями опережающего развития науки, техники и культуры. Так в 5—7 и 10 классах была введена летняя трудовая практика, в 1970 году в 9 классе — новый предмет начальная военная подготовка, а в 7 классе — Основы Советского государства и права.
3 июня 1967 года — Специальное постановление № 502 Совета министров СССР «О мерах по улучшению подготовки и издания школьных учебников и обеспечения ими учащихся». В нём Министерству просвещения СССР, Академии педагогических наук СССР указывалось разработать научно обоснованные требования к содержанию и объёму школьных учебников и «организовать подготовку рукописей стабильных школьных учебников по основным дисциплинам учебно¬го плана средней общеобразовательной школы».
В 1969 году была проведена реформа школьного образования, в результате которой была изменена структура начальной и средней общеобразовательной школы СССР:
— начальная школа сокращена с четырёх до трёх лет обучения (обучение c 1-го по 3-й классы) ;
— неполная средняя школа увеличена за счёт начальной на один год (обучение с 4-го по 8-й классы);
— средняя школа (обучение с 9-го по 10-й классы).
В результате проведённой реформы 4-летнее обучение в начальной школе СССР стало 3-летним, добавляя дополнительный год для расширенного изучения предметов в старших классах. Первоклассники, пришедшие в школу в 1969/70 учебном году, учились уже по новой 3-летней программе начальной школы, используя для обучения совершенно новый комплект учебников. Старшие же классы, уже начавшие обучение ещё по старой программе, продолжили его завершение по старым учебникам.
Удельный вес приёма в вузы от числа выпускников десятых классов изменялся так: 1960 г. — 56 %, 1962 — 87, 1965 — 63, 1970 — 35, 1975 — 28, 1977 — 25, 1985 — 50 %.
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-01673a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/939803/939803_900.jpg)
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-a18489.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/941357/941357_900.jpg)
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-070c98.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/942753/942753_900.jpg)
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-98aa4f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/944351/944351_900.png)
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-9dc0f1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/943923/943923_900.jpg)
5. 1970-е годы
В 1973 году в СССР расходы из госбюджета (без капитальных вложений) на высшие учебные заведения составили 2,97 млрд. рублей, на техникумы, училища и школы по подготовке кадров средней квалификации — 1,79 млрд. рублей, на профессионально-техническое образование — 2,09 млрд. рублей.
На 1975 год в СССР действовали 856 вузов (в том числе 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн. студентов. По числу студентов на 10 тысяч человек населения СССР значительно превосходил такие страны, как Великобритания, Федеративная Республика Германия, Франция, Япония и другие.
По данным на 1 января 1976 года, в СССР насчитывалось 6272 профессионально-технических учебных заведения, в которых обучалось 3,08 млн. учащихся.
На начало 1975/1976 учебного года в СССР действовали 167 тысяч общеобразовательных школ, в которых обучались 48,8 млн. человек. По данным на 1975 год, подготовка учителей и воспитателей проводилась в 65 университетах, 200 педагогических институтах и 404 педагогических училищах.
Право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего, было закреплено в Конституции СССР 1977 года (статья 45).
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-b7fe1f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/940319/940319_900.jpg)
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-b7103f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/941182/941182_900.jpg)
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-25edf4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/942201/942201_900.jpg)
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-531cb8.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/943008/943008_900.jpg)
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-7b62c8.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/942404/942404_900.jpg)
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-5f30ae.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/943819/943819_900.jpg)
6. 1980-е годы
В первой половине 1980-х годов снова взяла верх тенденция профессионализации общеобразовательной школы. В 1984 году были приняты «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы».
В области трудового воспитания молодёжи реформа ставила задачу «коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодёжи.»
Согласно реформе, средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предполагалось начинать с 6-летнего возраста.
Продолжительность учёбы в начальной школе увеличивается на 1 год: с 1 по 3 классы. В процессе трудового воспитания в начальной школе формируются элементарные трудовые навыки. Неполная средняя школа (4-8 классы) предусматривает изучение основ наук в течение пяти лет. В плане трудового воспитания ставятся задачи общетрудовой подготовки, что в сочетании с мерами по профессиональной ориентации школьников создавало бы условия для сознательного выбора направления будущей трудовой деятельности.
В средней общеобразовательной школе (9-10 классы) организуется трудовое обучение по наиболее массовым профессиям с учётом потребностей в них данного региона. Оно должно завершаться овладением определённой профессией и сдачей квалификационных экзаменов.
Содержание трудового обучения в начальных классах практически не изменялось. Оно по-прежнему строилось на примере обработки бумаги, картона, тканей и других легкообрабатываемых материалов, а также конструировании моделей простейших объектов техники.
В 4-8 классах в содержание трудового обучения школьников вводятся значительные изменения. Трудовое обучение в 4-8 классах аналогично тому, которое было ранее в 4-7 классах. Естественно, что соответственно уменьшен объём учебного материала. Остаются те же варианты: технический, сельскохозяйственный и обслуживающий труд; та же дифференциация обучения в городской и сельской школе, различное содержание обучения для мальчиков и для девочек.
В 7-8 классах трудовая подготовка школьников организуется в виде профессионального обучения и изучения курса «Основы производства. Выбор профессии». Профильное обучение представляло собой изучение школьниками того или иного вида труда. Например, школьники изучали металлообработку, деревообработку, обработку тканей и так далее. Изучение вида (профиля) труда в 7-8 классах предшествовало тому, что в 9-10 классах ученики, выбрав из этого вида труда конкретную профессию (специальность), будут овладевать ею. Другими словами, профильное обучение в 7-8 классах было как бы общеподготовительным этапом профессионального обучения, которое в полной мере продолжается в 9-10 классах. Курс «Основы производства. Выбор профессии» знакомил школьников с основными отраслями народного хозяйства, с содержанием труда рабочих различных профессий.
Вместе с тем, этот курс давал представление о требованиях различных видов труда к качествам личности и профессиональной подготовке работников той или иной профессии. Главной целью указанного курса было помочь школьникам в сознательном выборе будущей профессии.
Разработанная система трудового обучения школьников просуществовала недолго. Уже в 1988 году было признано необязательным проведение профессионального обучения в 9-10 классах. Вследствие этого отпала и необходимость в профильном обучении учащихся в 7-8 классах. Постепенно, сначала сокращалось, а затем и прекращалось преподавание курса «Основы производства. Выбор профессии».
В трудовом обучении учащихся школа стала возвращаться к учебным программам, которые существовали перед реформой 1984 года.
В 1987 году в результате новой реформы вводится 11-летнее образование со сдвигом всех классов, начиная с четвёртого, на год вперёд. Начальная школа снова становится 4-летней, но ученикам предоставлялась возможность выбора, по 3-летней (10-летней) или 4-летней (11-летней) программе им учиться. При этом ученики, обучавшиеся по 3-летней программе, при переходе на основную ступень «перепрыгивали через номер» — из 3-го класса переходили в 5-й, причём единовременно. Эти изменения в качестве эксперимента были введены в некоторых школах ещё в 1986 году. Также в 1989 году в ходе реформы «перепрыгивание через класс» было произведено во всех классах.
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-9c1280.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/942060/942060_900.jpg)
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-284db1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/941570/941570_900.jpg)
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-a07fc3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/940882/940882_900.jpg)
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-0965f8.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/944719/944719_900.jpg)
![Позитивные мемуары. Школа Позитивные мемуары. Школа](/images/main/pozitivnie-memuari-shkola-c3a6f6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/944498/944498_900.jpg)
Школьные годы чудесные,
С дружбою, с книгою, с песнею,
Как они быстро летят!
Их не воротишь назад.
Разве они пролетят без следа?
Нет, не забудет никто никогда
Школьные годы.