
Позитив. Кино XLV — 3

Продолжение 2, начало —
продолжение 1 —
«Кадкина всякий знает» — советский художественный фильм, снятый на киностудии Ленфильм в 1976 году.

Возвращающийся домой солдат Кузьма Кадкин (Георгий Бурков) в поезде рассказывает, как хорошо он жил до войны, и что в районе его каждый знает. Случайная попутчица, молодая мать, оставляет своего ребёнка, полуторагодовалого мальчика, Кадкину, чтобы на разъезде сбегать за водой, но отстаёт от поезда. Кузьме ничего не остаётся, как принести младенца домой. Кум Кадкина (Борис Новиков) по дурости предполагает, что это его ребёнок, и высказывает эту мысль вслух. Кузьма пытается объяснять, где он взял ребёнка, но никто ему не верит: ни односельчане, ни собственные дети, ни жена. Начинающий говорить ребёнок ненароком назвал его папой, это усугубило положение. Кадкин пытается встроиться в мирную жизнь, это тяжело дается - сказывается разруха, послевоенный голод, охладение жены, слухи в деревне. Заболевшего ребёнка приходится везти в больницу, а там чтобы его оформили, приходится спешно "усыновить". В конце фильма вернувшихся из больницы Кадкина с женой и ребёнком встречает потерявшаяся мать.
«Ключ без права передачи» — художественный фильм 1976 года, снятый режиссёром Динарой Асановой на студии Ленфильм (СССР).

В одной из обычных ленинградских школ сложилась странная ситуация: ученики 10-го «Б» класса плохо ладят с родителями и учителями, но очень дружны между собой и со своей молодой классной руководительницей Мариной Максимовной. Они вместе проводят выходные дни, обсуждают насущные современные проблемы и учителей с их консервативными, устаревшими по их мнению взглядами.
Коллеги неодобрительно высказываются о методах классного руководителя, которой выросшие дети, по образному выражению одной из учительниц, вручили «ключ» от сердца класса, без права передачи кому-либо другому. Молодая учительница вполне осознаёт свой педагогический дар, видит значительную разницу в интеллекте и духовном развитии между собой и коллегами-неудачниками, и на этом основании ведёт себя с ними гордо и вызывающе. Свои дерзкие, откровенные высказывания ребята записали на портативный магнитофон, записали также и отзыв Марины Максимовны о коллегах. Запись попадает в руки матери десятиклассницы Юли. Она приносит магнитофон с кассетой в школу, требуя от администрации школы разбирательства.
Новый директор школы, в прошлом кадровый армейский офицер, который поначалу кажется солдафоном и ретроградом, пытается найти достойный выход из сложной ситуации, а прогрессивные взгляды молодой учительницы оказываются на поверку не столь заслуживающими восхищения.
«Когда наступает сентябрь» — советский художественный фильм, поставленный в 1975 году режиссёром Эдмондом Кеосаяном.

Левон Погосян прилетает из армянского города Аштарак в Москву, чтобы отправить своего внука Левоника в первый класс. Левон очень общительный, легко сходится с людьми, помогает им, что не характерно для большого города, где даже соседи могут не знать друг друга. Нунэ ревнует мужа, который работает на ткацкой фабрике и участвует в художественной самодеятельности, из-за чего в семье периодически возникают проблемы. Левон подружился с дедом Кати, которая сидит рядом с Левоником. Родители Кати погибли в геологической экспедиции на Памире, и дед воспитывает Катю один. Николай Николаевич также помогает Левону с проблемами со здоровьем из-за боевых ран. Во время медицинского обследования выясняется, что жить Левону остаётся недолго, но ему об этом не говорят. Слесарь Гена делает для Левона мангал. Левон и Левоник готовят шашлык на балконе московской высотки. Соседи, увидев дым, вызывают пожарных. Левон зовёт на шашлык всех друзей. Друзья Левона провожают его в аэропорту.
«Колыбельная для мужчин» — советский художественный фильм по рассказу Юрия Яковлева «Девушка из Бреста».
https://ok.ru/video/1296063664639

Подобно многим женщинам послевоенного времени, Клавдия одна воспитывала сына. Они были верными друзьями и союзниками против всех невзгод. Однажды в их доме появилась красивая и беспечная девушка. Мать старалась не мешать сыну быть счастливым. Но случилось несчастье: фронтовое ранение дало о себе знать — и женщина ослепла…
«Лето» (эст. Suvi) — экранизация повестей Оскара Лутса «Лето» и «Свадьба Тоотса». Вместе с фильмами «Весна» и «Осень» образует трилогию, экранизирующую цикл повестей Оскара Лутса, который посвящён жизни в приходском центре Паунвере на юго-востоке Эстонии.

На родину — в приход Паунвере, хутор Юлесоо («Заболотье») — возвращается из России Йоосеп Тоотс. В России он работал управляющим крупного помещичьего имения. Заработанные там деньги, а также знания и прогрессивный опыт ведения хозяйства Тоотс стремится потратить на то, чтобы сделать бедное отцовское хозяйство процветающим и доходным. На родине Тоотс встречает старых друзей, выросших со времен «Весны», но в общем-то не изменившихся по характерам. Георг Адниэль Кийр остался все таким же кляузником и завистником, но вместе с тем и таким же простофилей. Арно Тали, грустный романтик и мечтатель, стал студентом, оторвался от друзей. А Теэле превратилась в красивую девушку, немного расчетливую, как и надо было ожидать, но такую веселую и очаровательную, что между Тоотсом и Кийром завязывается непримиримое соперничество за её руку и сердце…
«Мама» (рум. Mama, англ. Rock'n'Roll Wolf) — совместный советско-румынско-французский музыкальный фильм-сказка по мотивам сказки Волк и Семеро козлят ( хотя тут количество козлят сократили до пяти ). Обладатель специального приза жюри «Серебряный кубок» на МКФ для детей и юношества в Венеции-77.

В мирной лесной деревеньке, где дружно соседствуют козы, овцы, белки, медведи, зайцы и ласточки, появился Волк — импозантный разбойник, активно убеждающий всех в округе, что его племя — жертва досужих домыслов и сплетен. Однако местные жители древни не спешат верить Серому Волку. Особенно недружелюбно к нему настроена Коза, горой стоящая за своих пятерых деток. Коза-мать отправляется на ярмарку за покупками, оставив своих детей-козлят дома и строго наказав им никому не открывать дверь. Вместе со своей командой малолетних шалопаев — Волчонком, Рысью и Ослом — Волк решает проучить своенравную соседку, похищает всех козлят и требует денежный выкуп. Но Коза с помощью соседей смогла проучить Волка и его компанию, после чего те отдали ей козлят и изменились в лучшую сторону.
«Мастер» (латыш. «Meistars») — художественный фильм режиссёра Яниса Стрейча, снятый на Рижской киностудии в 1976 году.

Артур Скруве после службы в армии вернулся на свой завод. Дисциплинированного и трудолюбивого юношу тепло встретили на старом месте работы и назначили мастером на сборочном участке. Вскоре Артур понимает, что начальник цеха закрывает глаза на мелкие нарушения, но требует беспрекословной сверхурочной работы для выпуска сверхплановой продукции. Такое положение выгодно небольшой группе рабочих, называющих себя «активом», но мешает нормальной жизни бригады. Артур с помощью товарищей идёт на серьёзный конфликт с начальством. Он добивается усиления трудовой дисциплины и отказывается от двойной морали. По его мнению, не должно быть размытого планового задания. Молодой мастер требует качественной работы в отведённое для этого время и ведёт борьбу с порочной практикой авральной работы вне графика.
Мезозойская история (азерб. Mezozoy əhvalatı) — советская мелодрама с элементами драмы 1976 года производства киностудии Азербайджанфильм, являющиеся экранизацией эссе Максуда Ибрагимбекова «Три врата счастья».
В центре сюжета — совместная деятельность инженеров, лидеров нефтяных союзов и учёных, а также борьба за нефть, любовь и счастье. Первые работы в кино композитора Мобиля Бабаева и звукооператора Марата Искендерова, а также актрисы Зарнигяр Агакишиевой. Чуть ранее одноимённая пьеса была показана в Малом театре. Во время кинопроката фильм получил 1-ю категорию.
«Мелодии белой ночи» — советско-японский художественный фильм Сергея Соловьёва 1976 года. Премьера мелодрамы состоялась 19 октября 1977 года.

Советский композитор и дирижёр из Ленинграда по имени Илья (Юрий Соломин) приглашён японской звукозаписывающей фирмой в Киото для записи авторского диска с его фортепианным концертом. А после того, как Илья узнал, кто будет солировать на фортепиано в его концерте, он вдруг понял, что до его сна рукой подать, хотя ему уже стало казаться, что в один прекрасный день он забудет её лицо… На всё про всё у Ильи в Японии только два дня. За этот год они ни разу не писали друг другу, ничего друг о друге не знали. Но ведь Илья и Юко (Комаки Курихара) тогда всё решили сами[1], и вот…
За год до того Юко неожиданно появилась в Ленинградской консерватории: будучи поклонницей музыки русских композиторов, она захотела больше узнать о Советском Союзе. В тот летний день поры ленинградских белых ночей и произошла их, на первый взгляд, случайная встреча. Любовь возникла сама собой, как белая ночь приходит после долгого дождливого летнего дня. Увы, мгновения счастья оказываются быстротечны, как лето под северным небом. Тем более, что Юко замужем…
И вот спустя год после первой и, казалось бы, последней встречи, судьба подарила Юко и Илье полное грустного очарования прощальное свидание — уже в Японии. После записи фортепианного концерта они посещают национальный праздник Бон, на котором по традиции в реку спускаются кораблики с зажжёнными свечами — в память об ушедших родных, как символ неугасающих чувств… Год назад умер супруг Юко, и в эти необыкновенные часы, случившиеся в их судьбе, Илья помогает родной музыкальной душе окончательно оставить в прошлом чувство вины, не покидавшее влюблённую в Илью Юко весь этот долгий год после потери супруга. В конце фильма она вместе с отцом своего покойного мужа спускает на воду кораблик со свечой в его память, словно что-то отпуская от себя…
Повествование фильма сопровождает божественная, по оценке критика, музыка Исаака Шварца.
«Меня это не касается…» — советский полнометражный цветной художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1976 году режиссёром Гербертом Раппапортом.

В автомобильной катастрофе погиб директор ткацкой фабрики Карташов. Обстоятельства его смерти дают основание органам внутренних дел заняться проверкой фабричной документации, для чего из Москвы под видом представителя НИИ лёгкой промышленности приезжает старший инспектор ОБХСС Шубников.
«Настоящий тбилисец и другие» — комедийный художественный фильм, снятый в 1976 году на киностудии «Грузия-фильм». Фильм состоит из 16 новелл, которые знакомят зрителей с жизнью Тбилиси и тбилисцев.

Встреча в троллейбусе. Два приятеля встречаются в троллейбусе. Каждый из них хочет заплатить и за себя и за друга. Получается так, что приятели не могут выяснить, кому из них платить. Слово за слово — и вот они уже перессорились, и их ведут в милицию привлекать к ответственности за драку в троллейбусе.
Булия. Актёр Булия мечется по нескольким работам. На репетиции в театре он играет пионера-барабанщика. Из театра он мчится в радиоцентр, где озвучивает лягушку в радиопостановке. Затем он спешит в редакцию газеты, куда периодически приносит статьи. После этого он проводит экскурсию по Тбилиси и между делом договаривается с дамой о встрече. Повсюду он получает деньги в кассе, ведь он везде работает. А затем Булия спешит в художественное училище, ведь он работает ещё и натурщиком…
Повесть об одном сражении. Рассказ о «героических» буднях кинорежиссёра на съёмочной площадке.
Люди одинакового темперамента. О том, как познакомились двое, а затем поженились.
В поликлинике. Романтику французской поэзии разрушает неделикатная реплика усталого врача.
Оставьте его, дурака. О том, как движется дурак из класса в класс, из института в кабинет, а оттуда в ещё более высокий кабинет.
Суд, который не состоялся. О том, что очень плохо прощать другим хамство.
В кино. О жизни зрителей в тёмном зале кинотеатра.
В мире грёз. О жизни в буйной фантазии директора одного предприятия и о том, где всё это пришло ему в голову.
Встреча с управляющим. О неожиданной реакции маленького мальчика при встрече его отца с управляющим.
Нежные улыбки. Тбилисские водители самых разных машин приветливо улыбаются зрителям.
Чешское пиво. Певец долго готовится к своему выступлению, но все усилия оказываются напрасны, когда зрители узнают о завезённом в буфет чешском пиве.
Поздно ночью. Ночной хулиган, погнавшись за девушкой, неожиданно меняет свои намерения.
Немного внимания. О чрезмерной благодарности за обычную вежливость.
Лестница. О тонкостях взаимоотношений начальников и подчинённых на служебной лестнице.
Настоящий тбилисец. Познакомившись на матче «Динамо» (Тбилиси) — «Арарат» с гостями из Еревана, тбилисец активно обсуждает проходящий матч, а потом всю ночь гуляет с ними, угощая их за свой счёт. Проводив их, он возвращается в свою комнату. Утром занимает деньги у соседей, которые ему замечают: «Только вчера получка была, а ты уже без денег», — после чего он отправляется на работу.
«Несовершеннолетние» — художественный фильм кинорежиссёра Владимира Рогового, лидер советского кинопроката 1977 года (44,6 млн зрителей).

Два друга одновременно возвращаются в родной город: Женя — из армии, Костя — из колонии, где отбывал срок за пьяную драку. Приятели вступают в противостояние с бандой хулиганов, отбирающих деньги у детей и обирающих пьяных прохожих. После нескольких потасовок Женя понимает, что таким образом успеха не добиться, тем более он замечает, что под влияние шайки попадает и его одиннадцатилетний племянник Шурка.
Во время одной из встреч Женя, вместо очередной драки, предлагает ребятам записаться в секцию бокса, тренером которой является Костя. Некоторые ребята действительно приходят заниматься и уходят из под влияния Гоголя — воспитанного и циничного лидера шайки.
Полина Борисовна, мать Жени, работающая учителем химии и биологии в школе, отказывается просто так ставить Гоголю тройку за экзамен по химии, являвшийся в то время обязательным для всех, в результате чего Гоголь остается без аттестата зрелости. Рассерженный Гоголь с приятелями разоряют школьную оранжерею. Эта оранжерея, которую ученики строили шесть лет, очень дорога для Полины Борисовны. Женя отправляется на разборку, где Гоголь угрожает убить его «розочкой» от разбитой бутылки. Тем не менее, Женя, отслуживший в десантных войсках, выходит победителем и доставляет Гоголя в милицию.
В финальной сцене майор милиции убеждает Женю посвятить жизнь воспитанию детей, к чему, по убеждению майора, у Жени талант.
«Обыкновенная Арктика» — советский художественный полнометражный цветной фильм 1976 года, снятый на киностудии Ленфильм. Фильм снят по мотивам соцреалистических рассказов Бориса Горбатова. Для картины режиссёр Алексей Симонов выбрал пять рассказов: «Суд над Степаном Грохотом», «Роды на Огуречной земле», «Разговор», «Торговец Лобас» и «Большая вода».

События фильма развиваются в 1935 году в Арктике. Костя Лобас, попавший в тундру приказчиком, живет у заведующего факторией, Тиши. Однажды радист Игнатьич приносит тревожные новости: «В Карском лед, в проливе Вилькицкого лед, в устье Пясины лед». Это значит, что караван не придет, тундра будет голодать. Радист предлагает послать начальству радиограмму о бедственном положении, но заведующий факторией запрещает: «Начальство не любит бедственных положений, уж я-то знаю». Тогда Лобас пытается отправить радиограмму без ведома заведующего: он подкупает радиста спиртом. Но Игнатьич напивается и не может передать сообщение. Костя идёт к заведующему и требует подписать разрешение на передачу радиограммы. Заведующий, издеваясь над приказчиком, рвёт разрешение у него на глазах, и Лобас в бессильной ярости принимает решение бежать в Дальний, потому что жизнь у заведующего становится невыносимой.
Пройдя через тундру, обмороженный и измученный, он оказывается наконец в избушке полярников, в Дальнем. Там под начальством десятника Степана Грохота строится порт. Руководство в Москве озабочено тем, что по сводкам, которые передаются с места строительства, дела обстоят уж слишком благополучно, и отправляет на стройку нового, настоящего, начальника — Антона Семёновича. Он резок, нетерпим, порой даже жесток со своими подчинёнными. Режиссёр Алексей Симонов так описал героя Даля: «Что за человека он играл? Пепелище, где почти выгорели все „хорошо“ и „плохо“ и существуют только понятия пользы и вреда. Нравственность инженерную: соответствие параметров техническим условиям и проектной документации. Высокое напряжение, волю и единственную корысть — сделать дело». В нем не осталось практически ничего человеческого, из-за этого между начальником и строителями постоянно возникают конфликты, решить которые бывает непросто, ведь ни одна из сторон не хочет уступать. Полярники не любят начальника и смеются над ним, дают ему прозвище «суслик» за то, что он не знает Севера, не понимает, как обращаться с рабочими. Антон Семёнович же стремится установить на стройке железную дисциплину: он отбирает у людей спирт, заставляет их работать в пургу, требует уважительного отношения к себе и не допускает никаких пререканий. Рабочие недовольны обращением начальника — разжигателем протестов против новых порядков обычно выступает Степан Грохот, которого поддерживают остальные рабочие. За очередную бунтарскую выходку Степана лишают звания десятника, и он становится рядовым плотником.
В фильме показана действительно «обыкновенная» Арктика, её нелёгкие трудовые будни, во время которых герои пережидают пятидневную пургу, вручную двигают неверно поставленный при стройке ряж, принимают роды по радиотелеграфу, ссорятся, мирятся и выполняют свою тяжёлую работу. Это фильм о выживании в невыносимых северных условиях, о взаимоотношениях коллектива в замкнутом пространстве, о строительстве, которое вели полярники, и о трудностях, с которыми при этом сталкивались.
«Обычный месяц» — 3-серийный художественный фильм Искандера Хамраева, снятый в 1976 году на киностудии «Ленфильм» по мотивам романа Ильи Штемлера «Завод».
Главный инженер приборостроительного завода Греков ищет выход из тяжёлого положения, сложившегося на заводе: подводят поставщики — приходится прибегать к штурмовщине, нарушается технология, страдает качество. Институт проблем управления производством, в который Греков обращается за помощью, предлагает внедрить на заводе новую, ещё не испытанную систему автоматизированного управления. Греков соглашается, хотя коллеги, все как один, считают, что он выбрал для этого не самое удобное время.
«Огненное детство» — советский фильм 1976 года режиссёра Юрия Швырёва по автобиографической повести Григория Мирошниченко «Юнармия».

1919 год, Гражданская война в России. Маленькая железнодорожная станция на Кубани захвачена белыми. Рабочие депо, помогавшие красным и бойкотирующие ремонт бронепоезда белых, арестованы, им грозит расстрел. И тогда их сыновья организуют отряд — Юнармию, их наставником становится чудом спасавшийся от белых комиссар Саббутин. Рискуя жизнью, мальчишки проводят хитроумную операцию — оставляют беляков без оружия и выводят из строя их бронепоезд.
«Ожившие легенды» — советский художественный фильм, снятый в 1976 году на студии «Грузия-фильм».
XVI век. Жители Грузии сажают и жнут хлеб, возводят храмы, создают миниатюры к манускриптами, влюбляются, растят детей… Но всё это перечёркивает вторжение иноземцев. Мужчины уходят на войну, и многие остаются на поле брани. Но в народном сознании для мужчины погибнуть, сражаясь за свою Родину, лучше, чем умереть в собственной постели.
«Остров юности» — советский фильм 1976 года режиссёра Бориса Шиленко.

Девятиклассники сельской школы решили организовать свой молодёжный колхоз, самостоятельно вырастить и собрать урожай. Директор школы поддержал ребят, и они, несмотря на непростые отношения в их молодёжном коллективе, смогли осуществить задуманное, поверили в свои силы.
Продолжение следует.