Позитив. Кино XLIII — 1
cand_orel — 14.05.20211973 год — премьера телефильма «Семнадцать мгновений весны», я помню...
А что творилось в мире, пока мы смотрели кино...
27 января — подписано Парижское соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме.
21 февраля — над Синайским полуостровом двумя перехватчиками израильских ВВС сбит отклонившийся от курса лайнер Боинг 727 Ливийских Арабских авиалиний рейса 114 Бенгази — Каир. Погибли 108 человек.
2 марта — при обмене документов членов КПСС по традиции партийный билет № 1 выписан В. И. Ленину, а № 2 — генеральному секретарю ЦК, Л. И. Брежневу.
4 апреля — открытие Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.
8 мая — прекращена осада посёлка Вундед-Ни, начатая 27 февраля; по подписанному соглашению индейцы обязались сдать оружие, а а федеральные власти — провести расследование положения индейской общины оглала и злоупотреблений местных властей.
24 мая — подписано соглашение Ирана с Международным нефтяным консорциумом о переходе контроля над нефтяной промышленностью страны в руки Иранской национальной нефтяной компании и о поставках гарантированного количества сырой нефти компаниям-участницам консорциума в течение 20 лет.
3 июня — Катастрофа Ту-144 под Парижем, погибло 14 человек.
11—24 августа — премьера телефильма «Семнадцать мгновений весны» на Центральном телевидении СССР.
11 сентября — военный переворот в Чили. Правительство и президент от левого блока «Народное единство» С. Альенде свергнуты, С. Альенде совершил самоубийство, приход к власти военной хунты во главе с генералом Пиночетом.
6 октября — 24 октября — арабо-израильская «Война Судного дня».
17 ноября — Восстание в Афинском Политехническом университете против военной хунты «Чёрных полковников».
31 декабря — Основана музыкальная рок-группа AC/DC.
Вот сейчас мы обсуждаем ненормальных политиков и военных, а тогда они какие были? И, всё-таки о кино, на этом фоне.
«А вы любили когда-нибудь?» — советский художественный полнометражный цветной фильм, снятый Игорем Усовым на киностудии «Ленфильм» в 1973 году.
Юноша Митя полюбил девушку Олю, но Митина мама считает, что он должен любить девушку Лилю. Верные друзья — дедушки и бабушки, — приходят на помощь влюблённым.
«Абитуриентка» — советский художественный фильм режиссёра Алексея Мишурина. Фильм является откликом на подлинные события 1970 года — гибель стюардессы Надежды Курченко при угоне самолёта Ан-24 отцом и сыном Бразинскасами.
После неудачного поступления в институт Галя, окончив курсы стюардесс, начала летать вместе со штурманом Виктором, который оказался случайным свидетелем её неудач и поддержал девушку в трудное время. Год прошёл быстро, и она стала студенткой института. В последнем полёте среди пассажиров оказались двое бандитов. Ценой собственной жизни Галя помешала осуществлению их планов.
«Берега» — лирическая комедия 1973 года, снятая режиссёром Екатериной Сташевской-Народицкой по мотивам рассказов Александра Рекемчука.
Фильм состоит из трёх новелл, герои которых — зубной врач Леночка Рогова, солидный лектор Пётр Петрович Гудошников и киномеханик Саша Игонин — плывут по северной реке Юве мимо таёжных поселков и красивых пейзажей. По дороге они заводят знакомства с добрыми и душевными местными жителями.
«Большой трамплин» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Беларусьфильм» в 1973 году режиссёром Леонидом Мартынюком.
Двенадцатилетний Саша Лавров занимается прыжками с трамплина. Немало трудностей приходится преодолеть, чтобы выйти на большой трамплин. Теперь нужно на нём удержаться.
«Будни уголовного розыска» — советский детектив режиссёра Суламифи Цыбульник по сценарию Михаила Маклярского и Кирилла Рапопорта. Условный приквел фильма «Инспектор уголовного розыска». Лидер советского проката 1974 года — 27,3 млн зрителей. Один из популярнейших фильмов о милиции в Советском Союзе.
По городу и его окрестностям прокатилась волна дерзких ограблений. Преступники выжидали момент, когда в кассы небольших предприятий или учебных заведений доставляли крупные суммы наличных денег, взламывали помещение и вывозили железные ящики с деньгами, предположительно на мотоцикле с коляской.
Уголовник Дмитрий Панасюк вместе с сообщником ограбил кассу в небольшом посёлке, затем намеренно совершил карманную кражу и получил небольшой срок. Он надеялся отсидеться в тюрьме и выйти через пару лет, но неожиданно заболел и скоропостижно скончался, успев перед смертью рассказать о тайнике с деньгами выходившему на свободу Хлопову.
За Хлоповым была установлена слежка. Он появился у матери Панасюка в дальнем закарпатском селе, нашёл тайник в старом дупле, но был арестован подоспевшими оперативниками.
Тем временем милиция, заподозрив хозяина угнанного мотоцикла, вышла на след продолжавшихся ограблений. Подполковник Миронов сумел разгадать хитрость организатора дерзких налётов Лаврова, и тот был разоблачён после последнего грабежа вместе с помогавшим ему Вовченко.
Параллельно с основным расследованием подполковник Миронов участвует в разработке дел о подделках документов, денег и лотерейных билетов. Как выясняется, в этих преступлениях был замешан ранее судимый Сосин (Михаил Водяной).
«В бой идут одни „старики“» — советский чёрно-белый художественный фильм 1973 года режиссёра Леонида Быкова, повествующий о буднях лётчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны. Вышедший на экраны в 1974 году фильм собрал 44,3 млн кинозрителей, став четвёртым в прокате и единственным в десятке самых кассовых фильмов того года, посвящённым тематике Великой Отечественной войны. Фильм, режиссура и актёрская работа были также отмечены наградами республиканских и международных кинофестивалей. Множество фраз героев картины разошлись на цитаты, став частью советского и постсоветского фольклора. Героям фильма, капитану Титаренко и механику Макарычу, были установлены памятники в Киеве и Харькове соответственно.
Действие фильма начинается в конце лета 1943 года, во время битвы за Днепр. Из боевого вылета возвращаются лётчики-истребители второй эскадрильи гвардейского истребительного авиационного полка. Нет только её командира — Героя Советского Союза гвардии капитана Титаренко по прозвищу «Маэстро». Когда уже все, кроме его механика Макарыча, перестали ждать, ведь топливо в баках кончилось более сорока минут назад, на лётное поле сел «Мессершмитт», пилотируемый Титаренко. Его действительно сбили за линией фронта, но атаковавшая в тот момент пехота выручила лётчика, а на аэродроме подскока ему подарили трофей...
«Вей, ветерок!» (латыш. Pūt, vējiņi) — художественный фильм Рижской киностудии, экранизация одноимённой классической пьесы в стихах Райниса.
В основе фильма — адаптированный Райнисом народный сюжет. Классический любовный треугольник: завидный жених — лодочник Улдис, его невеста — Зане, дочь зажиточных крестьян и бедная батрачка Байба, воспитанная в приёмной семье. Улдис сватается к хозяйской дочке, но неожиданно влюбляется в живущую на хуторе батрачку. Девушка не решается ответить взаимностью влюблённому юноше, зная о том, как ждут свадьбу дочери в доме её приёмных родителей. Не видя выхода из ситуации, не имея возможности выбрать между любовью и чувством долга, она решается на самоубийство.
«Великие голодранцы» — советский художественный полнометражный цветной фильм, снятый Львом Мирским на киностудии имени М. Горького в 1973 году. Экранизация первой части дилогии «Русская нива». Продолжением является фильм «Красный чернозём».
Молодая советская республика, 1927 год. Батрацкий сын Филипп Касаткин (Виктор Жуков) вступил в комсомол и начал кипучую деятельность, полную забот, побед и поражений…
«Весёлые истории» — детский фильм трёх литовских режиссёров Стасиса Мотеюнаса, Альгимантаса Кундялиса, Гитиса Лукшаса по сценарию Николая Носова.
Фильм состоит из трёх новелл, сюжетно слабо связанных между собой темой сбора металлолома школьниками в Советской Литве. В основе новелл - рассказы Николая Носова «И я помогаю» (1956), «Про Гену» и «Телефон» (1947).
«Возврата нет» — советский художественный фильм, мелодрама, снятый режиссёром Алексеем Салтыковым по одноимённой повести Анатолия Калинина. Нонна Мордюкова за роль Антонины Кашириной была признана «Лучшей актрисой года» по результатам опроса журнала «Советский экран».
https://ok.ru/video/758084930245
Фильм показывает события на Дону в годы Великой Отечественной войны и после неё, происходящие на протяжении почти двадцати лет. В центре фильма — история любви мужественной и сильной женщины, цельной в своей прямоте Антонины Кашириной к спасённому ею во время войны офицеру Никитину. «Любовь без радости была, разлука будет без печали» — произнесла Антонина на прощание Неверову. Если Мордюкова в своей героине передала любовь матери-родины, а затем трагедию брошенной женщины, то Дворжецкий в своём герое показал трагедию человека, который разрывается между чувством долга и новой любовью — к невестке своей жены. И хотя в сложной семейной ситуации возврата для всех героев назад нет, они сумеют, несмотря на боль и утраты, сохранить своё человеческое достоинство.
«Всадник без головы» — советский художественный полнометражный цветной приключенческий вестерн, снятый Владимиром Вайнштоком в 1973 году по мотивам одноимённого романа Майн Рида.
События происходят в 1850 году в США в Техасе. Луиза, дочь богатого плантатора Пойндекстера, хозяина асиенды Каса-дель-Корво, влюбилась в бедного мустангера Мориса Джеральда. В ночь, когда произошло их тайное свидание, пропал её брат Генри. Подозрение в убийстве падает на Джеральда, которого нашли в крови, со следами борьбы на теле и в плаще Генри. Ещё минута, и разъярённая толпа линчевала бы Джеральда, но тут появляется таинственный всадник без головы.
«Города и годы» — двухсерийный широкоформатный фильм режиссёра Александра Зархи, экранизация одноимённого романа Константина Федина.
Главный герой фильма (и одноимённого романа) — Андрей Старцов (актёр Игорь Старыгин) — гуманист, интеллигент, запутавшийся в своих чувствах.
События фильма, в отличие от романа, происходят в хронологическом порядке. Кроме того, имеются значительные сюжетные расхождения с первоисточником. В частности, в фильме помощь Андрея пленному маркграфу фон цур Мюлен-Шенау в выезде последнего на родину выведена не как подлог документов, а как обычная просьба своему другу Курту о содействии в данном вопросе. И вследствие этого, финал картины также значительно разнится с романом: Курт Ван возвращается в Германию и, став участником Ноябрьской революции, погибает, будучи расстрелянным отрядом под командованием фон цур Мюлен-Шенау. Фильм завершается на фоне театрализованной постановки в Петрограде чтением двух писем, адресованных главному герою, - одно, написанное Куртом перед расстрелом, другое оставленное Ритой перед её решением покинуть Андрея ради его жизни с приехавшей Мари Урбах.
Осенью 1919 года Андрей Старцов приезжает из города Семидола (название выдумано) в Петроград. Он был мобилизован в армию и прибыл по месту службы, но вместо того чтобы отправить его в действующие на фронту части, Андрея оставляют писарем в штабе. Вскоре к Андрею приезжает Рита — женщина, которая ждёт от него ребёнка.
Идёт 1914 год. Студент Андрей Старцов незадолго до начала Первой мировой войны приехал в Германию. Из-за начала войны попасть на родину он не может и живёт в городке Бишофсберге. В Германии он сдружился с художником Куртом Ваном (актёр Зигфрид Глацедер), человеком, близким ему по духу. Но с началом войны Курт отшатнулся от своего друга Андрея, он посчитал, что отныне им не о чём говорить.
«Дача» — советский художественный, полнометражный, цветной фильм, снятый Константином Воиновым на киностудии «Мосфильм» в 1973 году.
https://ok.ru/video/306259233412
Супруги Егор и Анна Петровы давно копили деньги на дачу. Облюбовав домик за невысокую цену, они сразу же решили внести аванс. Но тут Петров обнаружил пропажу скопленных на покупку дачи и натуго перевязанных купюр суммой ни много ни мало — четыре тысячи рублей. Однако виду не подал и, чтобы не расстраивать любимую жену Аню, которая так мечтала о даче, решил обратиться к друзьям за помощью. Но за что бы он ни взялся, всё доходило до весьма неприятных крайностей. Анна Петрова успела познакомиться со всеми соседями, которые впоследствии и помогли ей решить денежную проблему. Но тут ещё одна незадача: устанавливая печку, рабочие разломали дом в щепки, и Петрова чудом осталась цела. Узнав, что муж потерял деньги, Анна приходит в отчаяние — нет ни дачи, ни денег. Друзья Петровых идут им на помощь и дают взаймы им нужную сумму. Но в один день Егор Петров вспоминает, что оставил деньги на холодильнике у хозяев дачи. Когда они с женой приезжают к их дому, то видят, как дочка хозяев кидает их денежные купюры с балкона.
«Два дня тревоги» — советский художественный фильм.
https://ok.ru/video/1208320002645
1920-е годы. Корреспондент приезжает в село, где совершено покушение на молодого селькора, и убеждается в том, что это дело рук банды подкулачников, возглавляемых заместителем председателя сельсовета Маврой...
«Дверь без замка» — советский художественный полнометражный чёрно-белый фильм, снятый Адольфом Бергункером на киностудии «Ленфильм» в 1973 году.
Сразу после свадьбы Пётр Сычёв получает назначение капитаном на туристский теплоход «Касимов». В первый рейс он отправляется вместе с молодой женой Дашей, желая познакомить её с матерью. Но мать обиделась на сына и невестку за то, что не позвали на свадьбу. И тогда Даша устроилась на дебаркадер — матросом, уборщицей и кассиром. Молодожёнам дают комнату, из-за которой и начались неприятности. Дело в том, что, вернувшись из очередного рейса, Пётр начинает подозревать жену…
«Дед левого крайнего» (первое название — «Кисть старого мастера») (укр. Дід лівого крайнього) — советский художественный фильм 1973 года, снятый режиссёром и сценаристом Леонидом Осыкой на киностудии имени А. Довженко.
Пенсионер Трофим Бессараб (Николай Яковченко), рабочий по натуре человек, постоянно ищет, куда бы ему применить свою неуёмную, несмотря на возраст, энергию. Все члены его большой семьи давно нашли своё место в жизни. И место достойное, где бы и по какой специальности они ни работали. Но больше всего дед гордится своим старшим внуком — футболистом, левым крайним.
«Дела сердечные» — художественный фильм Аждара Ибрагимова о работе кардиологической бригады скорой помощи. Фильм создан на киностудии «Мосфильм» (Четвёртое творческое объединение).
https://ok.ru/video/350721739443
Машина «скорой помощи» мчится по ночной Москве. Кардиологическая бригада из врача, двух фельдшеров и водителя снова спешит к больному. Каждую смену они вместе борются с болезнью, пытаются противостоять беде. История бригады «специализированной скорой помощи», где как во всех малых коллективах есть уже сложившиеся отношения и где сложность, ответственность и оперативность действий очень быстро обнажает сущность каждого…
«Дети Ванюшина» — художественный фильм по одноимённой пьесе С. А. Найдёнова, поставленный в 1973 году режиссёром Евгением Ташковым.
Действие происходит в большом губернском городе. У Александра Егоровича Ванюшина (Борис Андреев), купца и члена городской управы, четыре дочери и два сына; кроме второй по старшинству дочери, Людмилы, недавно выданной замуж за московского приказчика, все дети пока живут с ним, в том числе и старшая дочь, Клавдия, со своим мужем, мелким чиновником Павлом Щёткиным; в доме Ванюшина живёт и его племянница Леночка, — семья большая, но семьи как таковой нет: «Все врозь», — жалуется Ванюшин жене, Арине Ивановне. Все что-то скрывают и лгут друг другу. Младший сын, Алексей (Александр Воеводин), 17-летний гимназист, возвращается под утро от любовницы, но встретившему его отцу говорит, что был у друга. Леночка (Елена Соловей) близка со старшим сыном Ванюшина, Константином, но оба тщательно скрывают свою связь от домашних. Неожиданно в родительский дом возвращается Людмила (Валентина Шарыкина); говорит, что бежала тайком от мужа, Степана Красавина, который пьёт беспробудно, бьёт её, запирает, а зол будто бы оттого, что родители не дали за ней денег. Но очень скоро выясняется, что муж прогнал Людмилу и причина его гнева — добрачная связь Людмилы с мужем Клавдии, Павлом Щёткиным, о которой в доме не знал никто, кроме Клавдии...
«Дмитрий Кантемир» — советский полнометражный цветной историко-приключенческий художественный фильм, поставленный на киностудии «Молдова-фильм» в 1973 году режиссёрами Владимиром Иовицэ и Виталием Калашниковым.
Сюжет фильма рассказывает о Господаре Молдавского княжества Дмитрии Кантемире и охватывает 1710 и 1711 годы. В центре сюжета лежат события неудачного для русской армии Прутского похода 1711 года.
«До последней минуты» — советский художественный фильм режиссёра Валерия Исакова, снятый на Одесской киностудии в 1973 году.
Фильм посвящён украинскому писателю-публицисту Ярославу Галану (1902—1949), убитому украинскими националистами.
Продолжение следует.