Появление танков: Отчего и почему
mikle1 — 21.05.2019 "Отчего и почему первым признаком отравления является посинение трупа"Сто с гаком лет тому
Эволюция и перспективы танков всегда вызывают большой интерес как у специалистов, так и любителей.Танки появились сто лет назад, в Первую мировую войну, уверенно заняли свою нишу в структуре многих армий мира и остаются главной ударной силой сухопутных войск. За это время танки прошли определенную эволюцию — от громоздких и тихоходных «чудищ» до маневренного, хорошо защищенного и эффективного оружия поля боя.
Сменилось уже несколько поколений танков. Они приобрели определенную форму и назначение военной техники. Сегодня танк — это бронированная гусеничная машина с вращающейся башней, оснащенной пушкой и пулеметами. Существует и упрощенная версия танка — самоходная артиллерийская установка с не вращающейся или частично вращающейся башней.
Первые танки выглядели совершенно по-другому, и задачи перед ними ставились несколько иные. В связи с этим интересна эволюция танков с точки зрения развития инженерной мысли, принимаемых технических решений в процессе их совершенствования, тупиковых и перспективных направлений развития. Представляет интерес также история того, что подвигло на создание танка, какие задачи ставились перед танками и как они трансформировались в процессе эволюции.
Бронированный монстр
Танки как вид оружия появились во время Первой мировой войны. Этому способствовало развитие в конце XIX века нарезного стрелкового и артиллерийского вооружения, обладающего высокой поражающей способностью живой силы противника.
Идея защитить воина на поле боя витала давно, и рыцарские латы — тому подтверждение. От огнестрельного оружия никакие латы уже не могли спасти. Вместо индивидуальной защиты стали искать коллективную защиту, способную маневрировать на поле боя.
Технический прогресс создал предпосылки для решения этой проблемы. С созданием парового двигателя и паровоза стали появляться такие проекты. Одним из первых был предложенный французом Буйеном в 1874 году проект гусеничного бронированного поезда. Он предложил поставить несколько соединенных друг с другом вагонов не на рельсы, а на общую гусеницу, вооружить этого монстра орудиями и снабдить экипажем из двухсот человек. Ввиду сомнительности реализации проект был отклонен. Был еще ряд таких же сомнительных проектов.
На базе паровоза в начале XX века были созданы бронепоезда, обеспечивающие доставку на поле боя живой силы со стрелковым оружием и артиллерией, при этом с хорошей защитой от средств поражения противника.
Но данный вид оружия обладал существенным недостатком. Бронепоезд мог передвигаться только по железнодорожным рельсам и был ограничен в своей маневренности. Противник всегда мог заранее предусмотреть способы нейтрализации этой угрозы, а там, где железной дороги не было, отсутствовала и опасность появления грозного бронепоезда.
Защита живой силы и проект Хетерингтона
Вопрос защиты живой силы особо остро встал в разгар Первой мировой войны, которая приняла характер «окопной войны» (с позиционными боями, многокилометровыми окопами и проволочными заграждениями). Живая сила противоборствующих сторон несла колоссальные потери, необходимо было средство защиты солдат, идущих в атаку на хорошо подготовленную оборону противника. Армии требовалось маневренное средство доставки и защиты живой силы и оружия на поле боя и прорыва обороны противника.
Идея создания такой машины начала реализовываться в конкретных проектах. Майор английской армии Хетерингтон предложил проект по созданию технического монстра высотой 14 метров, массой 1000 тонн, на огромных колесах, вооруженного корабельными пушками. Но от проекта отказались по причине сложности технической реализации и уязвимости на поле боя.
Танк изобретателя Пороховщикова
Аналогичные проекты начали предлагаться и в России. В мае 1915 года в России начались испытания опытного образца первого танка «Вездеход» изобретателя Пороховщикова. Танк был весом 4 тонны, длиной 3,6 м, шириной 2,0 м и высотой 1,5 м (без башни). Несущей конструкцией танка была сварная рама с четырьмя полыми вращающимися барабанами, вокруг которых перематывалась одна широкая резиновая гусеничная лента.
В корме танка размещался бензиновый двигатель мощностью 10 л. с. Через карданный вал и механическую планетарную коробку передач на ведущий барабан передавался крутящий момент. Натяжение гусеницы осуществлялось специальным барабаном. По бокам в передней части танка были расположены два колеса, за счет которых танк поворачивался. Колеса соединялись со штурвалом с помощью системы тяг. Танк развивал скорость по шоссе до 25 км/час.
Ходовая была колесно-гусеничной. По дорогам танк двигался на колесах и заднем барабане гусеницы. При рыхлом грунте и преодолении препятствий танк ложился на гусеницу и преодолевал препятствие.
Корпус танка был обтекаемой формы со значительными углами наклона брони. Броня была комбинированной многослойной и имела толщину 8 мм. Она состояла из двух слоев упругого и жесткого металла и особых вязких и упругих прокладок из морской травы и волоса, которая не пробивалась пулеметными очередями. Ходовая часть защищалась фальшбортами.
Над корпусом размещалась вращающаяся башня цилиндрической формы с одним или двумя 7,62-мм пулеметами. В средней части танка на двух смежных сидениях размещались два члена экипажа — водитель и командир-пулеметчик.
По результатам испытаний опытного образца танк «Вездеход» показал неплохие разгонные характеристики, высокую скорость, удовлетворительную проходимость через препятствия. За счет широкой гусеничной ленты танк не оседал днищем и преодолевал препятствия.
Военно-техническое управление указало на ряд недостатков проекта (ненадежность, уязвимость и проскальзывание ленты по барабану, крайняя затрудненность поворотов, низкая проходимость по рыхлой почве, невозможность одновременной стрельбы из пулеметов) и отклонил проект.
В начале 1917 года Пороховщиков усовершенствовал проект танка, дав ему название «Вездеход-2» и увеличив количество пулеметов до четырех с возможностью независимого наведения и огня по целям. Но принципиальные недостатки проекта не были устранены, и его закрыли.
Танк «Вездеход» был испытан на несколько месяцев раньше испытаний английского «Маленького Вилли», который с января 1916 года под маркой МК-1 был принят на вооружение и стал первым в мире серийным танком. Существует версия, что чертежи танка «Вездеход» были предложены владельцу французской автомобилестроительной компании Луи Рено. Он отказался от их приобретения, но потом смог восстановить их по памяти и положил в основу французского танка Renault-17, самого массового танка времен Первой мировой войны.
«Царь-танк» капитана Лебеденко
В январе 1915 года Военно-техническое управление одобрило хорошо обоснованный проект капитана Лебеденко на разработку «Царь-танка» и выделило средства на изготовление опытного образца. Танк представляла собой как бы увеличенный в несколько раз орудийный лафет с двумя огромными 9-метровыми ведущими колесами со спицами и в рост человека рулежным колесом в конце лафета. Наверху лафета размещались три бронированные рубки, одна по центру на высоте 8 метров и две чуть ниже по бокам, в которых устанавливалось вооружение, два орудия и пулеметы.
Обслуживать танк должны были 15 человек. Длина танка достигала 17 м, а ширина 12 м, вес порядка 60 т. Расчетная скорость должна была быть на уровне 17 км/час. Каждое колесо приводилось в движение собственным бензиновым немецким двигателем «Майбах» мощностью 240 л. с. Основными недостатками этого танка была низкая проходимость из-за высокого давления на грунт и легкая уязвимость спиц от артиллерии противника.
Изготовленный образец танка в августе 1915 года продемонстрировали представителям армии и военного министерства. Танк уверенно начал движение, но, пройдя несколько десятков метров, застрял задним колесом в неглубокой ямке, и, несмотря на все усилия, не смог двигаться дальше. После таких «испытаний» интерес к танку пропал, он несколько лет пролежал в этом месте и был разобран на металлолом.
В России был также предложен еще ряд проектов танка, не доведенных до изготовления и испытаний опытных образцов.
Проект полковника Суинтона
Более удачным был проект полковника английской армии Суинтона, регулярно подготавливавшего с начала войны отчеты о боевых действиях на Западном фронте и видевшего убийственную мощь пулеметного огня. Он предложил использовать для «пролома» обороны противника применяющиеся в английской армии в качестве тягачей гусеничный тракторы, защитив их броней.
Его предложение заключалось в создании бронированной машины, которая должна была быть самоходной, иметь броню, защищающую от вражеских пуль, и вооружение, способное подавить неприятельские пулеметы. Машина должна была передвигаться по полю боя, преодолевать траншеи и эскарпы и разрывать проволочные заграждения.
Суинтон в феврале 1915 года изложил свою идею министру военно-морского флота Англии Черчиллю, поддержавшему идею и создавшему специальный Комитет по сухопутным кораблям, который в срочном порядке начал разработку «сухопутного броненосца». Комитет сформулировал требования к будущей машине. У нее должна была быть противопульная броня, она должна преодолевать и форсировать препятствия и воронки глубиной до 2 м и диаметром до 3,7 м, рвы в 1,2 м шириной, прорывать проволочные заграждения, обладать скоростью не меньше 4 км/ч, запасом топлива на 6 часов хода и иметь в качестве вооружения пушку и два пулемета.
Появление двигателя внутреннего сгорания и создание «самодвижущихся повозок», первых автомобилей способствовало созданию нового вида оружия. Но использование в качестве базы будущего танка уже существующих колесных бронеавтомобилей не обеспечивало выполнение стоящей задачи по причине их плохой проходимости и невозможности преодоления препятствий на поле боя.
Танк начали проектировать морские офицеры как морской крейсер, взяв за основу американский гусеничный трактор «Катерпиллер» и используя в конструкции отработанные узлы и системы паровых английских тракторов.
Для танка был выбран гусеничный вариант ходовой. Она оказалась настолько удачной, что сохранилась до сегодняшнего времени, и попытки перейти на другие виды движителя, например, на колесный, пока не нашли широкого применения.
Сухопутный броненосец
В разрабатываемом танке «Маленький Вилли» ходовую и силовой блок использовали от трактора, для поворота рулевые колеса разместили сзади на тележке, как руль на корабле. Бронированный корпус был коробчатый с вертикальной броней. На нем размещалась вращающаяся круглая башня с 40-мм пушкой, отделение управления была впереди, боевое отделение по центру, силовое с бензиновым двигателем мощностью 105 л. с. в корме. Башню потом убрали и заменили ее спонсонами по бортам танка, поскольку его проектировали морские офицеры и видели в нем «сухопутный броненосец».
Испытания опытного образца танка показали, что при длине танка 8 м и весе 14 т он обладает неудовлетворительной проходимостью и его пришлось полностью переделывать. Военные потребовали, чтобы танк мог форсировать ров шириной 2,44 м и стенку высотой в 1,37 м, под такие требования ходовая от трактора не годилась. Для танка была разработана новая оригинальная гусеница, охватывающая весь корпус танка, и с этого времени началась история «ромбовидных» английских танков, первым из которых стал танк «Большой Вилли», или Mk1. Танки этой серии разделялись на «самцов» и «самок». «Самцы» имели две 57-мм пушки и три пулемета, «самки» только пять пулеметов.
«Большой Вилли»
С появлением танка Mk.I связано и название этой машины — «танк». В английском языке это слово означает «бак, емкость». Казус заключается в том, что одна из первых партий танков направлялись на фронт в Россию, и из соображений секретности на них писали «тank» и по-русски «танк», имея в виду самодвижущаяся емкость, бак, для воды. Так это слово и прижилось, но немцы принципиально называют танк «рanzerkampfwagen» — бронированный боевой вагон.
Танк представлял собой огромное неповоротливое сооружение на ромбовидных гусеницах, охватывающих весь корпус танка, чтобы пушки и пулемёты могли стрелять вперёд и в стороны. Из танка во все стороны торчали пушки и пулемёты, установленные в боковых выступах — спонсонах. Танк был весом 28 т, длинной 8 м и высотой 2,5 м, мог двигаться по пересеченной местности со скоростью 4,5 км/час и по шоссе 6,4 км/час. Так в Англии началась разработка линейки «тяжелых» по критериям того времени и неповоротливых танков для обеспечения пехоте прорыва хорошо подготовленной обороны противника.
Башни на танке не было, так как считалось, что она сделает танк слишком заметным.
Конструктивно к каркасу из уголков и полосовой стали заклепками крепились броневые листы толщиной до 10 мм, обеспечивающие противопульную защиту. На корпусе крепились ведущие и опорные колеса и бортовые коробки передач. Каждая гусеница была шириной 520 мм и состояла из 90 плоских траков. Удельное давление танка на грунт достигало 2 кг/см, что ограничивало проходимость, в особенности на сырой и болотистой почве и танки часто зарывались в землю и садились днищем на грунт.
Внутри танк напоминал машинное отделение небольшого корабля. Большую часть занимал бензиновый двигатель "Даймлер" мощностью 105л.с., трансмиссия и топливные баки. Сзади танка через шарнир крепилась тележка с поворотными колесами.
Экипаж танка состоял из восьми человек: командира, водителя, двух механиков и четырёх артиллеристов или пулемётчиков.
Амортизации ходовой части танка не было и при движении его сильно трясло. Внутри корпуса температура иногда доходила до 60°, скапливались пороховая гарь, пары бензина и выхлопные газы, сильно отравлявшие экипаж и доводившие его до обмороков.
Управление танком также требовало значительных усилий. В управлении движением принимали участие водитель и командир танка, который отвечал за тормоза гусениц правого и левого бортов, а также два трансмиссионщика, работавших на бортовых коробках передач. Водитель подавал им команды голосом или жестами. Поворот осуществлялся торможением одной из гусениц и переключением коробки передач. Для поворота с большим радиусом тележку с колесами сзади танка поворачивали при помощи специального троса, который накручивали вручную на барабан внутри танка.
Для наблюдения использовались смотровые щели, закрытые стеклами, которые часто разбивались, и ранили танкистам глаза. Не особенно помогали и специальные очки — стальные пластины со множеством дырочек и кольчужные маски.
Весьма оригинально решалась проблема связи, в каждом танке имелась клетка с почтовыми голубями.
Путь совершенствования
На протяжении войны танк совершенствовался. Появились модели Mk.II и Mk.III, а затем более мощные Mk.IV и Mk.V. Последняя модель, выпускаемая с 1918 года, была серьезно усовершенствована, на ней установили специальный танковый двигатель «Рикардо» мощностью 150 л. с., планетарную коробку передач, убрали бортовые коробки передач и тележку с поворотными колесами, что позволило управлять движением танка одним человеком. Также усовершенствовали рубку командира и сзади установили один пулемет.
Первое боевое крещение танки получили во Франции при битве на Сомме в сентябре 1915 года. В атаку на немецкие позиции пошло 49 танков, повергнув немцев в панику, но по причине несовершенства танков вернулось из боя всего 18 машин. Остальные вышли из строя из-за поломок или застряли на поле боя.
Применение танков на поле боя показало, что они являются не только надежной защитой членов экипажа, но и эффективным средством нанесения удара по противнику. Немцы это оценили и вскоре подготовили свой ответ англичанам.
Продолжение следует…
Юрий Апухтин, https://apuhtin18.livejournal.com/35420.html
|
</> |