
Пояснения к "Лоскутному одеялу" (CIV70)

В оригинале «Бегущего по лезвию» киборг-репликант Рой Батти, которого играет Рутгер Хауэр, говорит следующую фразу:

I've seen things you people wouldn't believe. Attack ships on fire off the shoulder of Orion. I watched C–beams glitter in the darkness at Tannhauser Gate. All those moments will be lost in time like tears in rain.
Time to die.
В переводе на русский это звучит так:
«Я видел нечто, во что вы, люди, просто не поверите. Горящие боевые корабли на подступах к Ориону. Я видел Си-лучи...мерцающие во тьме близ врат Тангейзера. И все эти мгновения исчезнут во времени как слёзы под дождём. Пора умирать.»
Происходит этот диалог на крыше здания, под дождём. В этот момент фильма происходит кульминация сюжета: полицейский агент Рик Декард повержен киборгом-репликантом Батти и находится полностью в его власти.
При этом, в общем-то, репликанту не надо ничего делать для гибели Рика — герой Харрисона Форда беспомощно висит на карнизе здания и может сорваться вниз с громадной высоты, если киборг-Батти не подаст ему руку.
Слова Батти имеют в себе сразу две аллюзии: на роман «Так говорил Заратустра» основоположника иррационализма — немецкого философа Фридриха Ницше, и на оперу Рихарда Вагнера «Тангейзер».
Слова Ницше о сверхчеловеке прекрасно ложаться на речь героя Хауэра: в мире воображаемого будущего киборг-репликант Рой Батти создан корпорацией «Тайрелл» под звучным девизом More human than human — «Больше человек, чем сам человек».
Перевод же имени киборга «Рой» с французского звучит именно как «властитель, царь», с отсылкой на концепцию сверхчеловека (Übermensch), которую как раз и ввёл в оборот Ницше в своём романе «Так говорил Заратустра».
Если вы не читали этого романа, то уж увертюру Рихарда Штрауса с одноимённым названием вы уж точно слышали:
Да, это не «Что? Где? Когда?» на котором в СССР лепили образ советского сверхчеловека-интеллектуала, а музыка немецкого романтизма XIX века.
Кроме этой передачи, конечно же, мы знаем и ещё одно произведение, где звучит музыка Штраусса — это «Космическая Одиссея 2001 года» режиссёра Стенли Кубрика.
Причём в «Космической Одиссеи 2001 года» Стенли Кубрик похулиганил с музыкой двух Штрауссов — старшего (Иоганна) и младшего (Рихарда) ещё больше, чем Риддли Скотт с фразой Батти, положив на саундтрек фильма вдобавок к музыке Рихарда Штраусса ещё и вальс Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае», который звучит во время стыковки челнока с Земли с космической станцией на околоземной орбите.
Но, вернёмся к «Бегущему по лезвию».
Опера Вагнера, название которой изящно вплетено Риддли Скоттом в слова Роя Батти, повествует о ещё одном сюжете, который противоположен идее сверхчеловека Ницше: о том, что невозможно жить в мире перманентной неги и наслаждений, что у любого человека есть в жизни сверхцели и сверхзадачи, без постоянного решения которых он не просто не может превратится в сверхчеловека — а, скорее всего, просто потеряет и те остатки человечности, которые есть у него и которые отличают его от обычной обезьяны.

Фигура же Рика Декарда, который противостоит Рою Батти в финальной сцене, ещё более загадочна. Во-первых, в его имени есть прямая отсылка к фигуре родоначальника рационализма — Рене Декарта. То есть, на самом деле это не просто драка между «белокурой бестией»-сверхчеловеком в исполнении Рутгера Хауэра и обычным, рациональным человеком в исполнении Харрисона Форда: это и вопрос морального и нравственного выбора — и вопрос схватки между рационализмом (Декарт) и иррационализмом (Ницше) в мозгах людей.
В руке Батти в момент финальной сцены всё ещё торчит гвоздь с момента его драки с Декардом, порождая ещё один мостик — к другому, христианскому сюжету. Сюжету распятия Иисуса Христа.
Батти ставится режиссёром в нелёгкий выбор: либо следовать доктрине самого Ницше («Падающего толкни!», которую следует всё же понимать не в том упрощённом смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему — дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы возродиться или погибнуть) — или же помочь и спасти Декарта, чтобы он осознал свою ответственность за смерть друзей Батти от его рук. Поступок репликанта кажется в итоге нам иррациональным: он спасает Декарда, несмотря на то, что ему пришло время умирать согласно его внутренней киборг-программе, и несмотря на то, что на протяжении фильма полицейский-Декард убвает по очереди всех его друзей и только что пытался убить и самого Батти.
Однако, за этим простым поступком Батти, который не просто ставит его выше Декарда, но и перечёркивает всю конструкцию «эмоциональной ущербности» репликантов, на которой строился весь фильм, есть двойное дно. Вот оно:

В последних кадрах оригинальной версии «Бегущего по лезвию» мы видим фигурку единорога, сделанную в виде оригами из листа фольги. Вот этот общепринятый, окончательно выбранный Скоттом финал для его фильма:
Казалось бы, причём здесь глупая фигурка бумажного единорога?
Для понимания того двойного дна, который спрятал Риддли Скотт в «Бегущем по лезвию» надо вспомнить, как назывался роман Филиппа Дика, по которому и был поставлен «Бегущий по лезвию».
Название романа Дика — «Снятся ли андроидам электроовцы?»
Всё дело в том, что одним из фундаментальных отличий между репликантами и людьми описывается отсутствие у репликантов настоящей памяти и истинных чувств и эмоций: корпорация и общественность постулируют, что «это не люди».
Однако, в жизни никто из обычных людей неспособен отличить репликанта от настоящего человека, для чего и приходится выдумывать многоступенчатые психологические тесты, один из которых и показан в начале фильма:

Декард отправляется в корпорацию «Тайрелл», где производятся репликанты, чтобы узнать, работает ли этот тест Войта-Кампфа на модели «Нексус−6», к которой и относятся сбежавший Рой Батти и его друзья. Президент корпорации Тайрелл, чтобы испытать и Декарда, и возможности новой модели репликанта, вынуждает его вместо репликанта сначала провести тест Войта-Кампфа на своей секретарше Рейчел, которую играет Шон Янг. К удивлению Декарда, Рейчел не проходит тест, хотя Декарду потребовалось задать ей около ста вопросов. После этого откровения Декарду сообщают, что Рейчел — это экспериментальный репликант с имплантированной памятью и эмоциональностью, но практически идентичный человеку и в этой ипостаси.

Пытаясь доказать свою человеческую природу, Рейчел показывает ему свою детскую фотографию с матерью. Декард с ходу перечисляет Рейчел и другие её «воспоминания», на деле позаимствованные Тайреллом у своей племянницы и имплантированные в её сознание, чем приводит девушку в полное отчаяние.
Но, затем, в одном из эпизодов фильма мы видим уже и самого Декарда, смотрящего на старые, чёрно-белые фотографии своей семьи. Поскольку в этот момент Декард находится на подпитии, он, перебирая эти старые фотографии под музыку Вангелиса, которой пронизан весь фильм, медленно погружается в сон.
В своём сне он и видит фигуру скачущего единорога, который привязан к его воспоминаниям об усопших родственниках. Об этом говорит и сам Риддли Скотт, ставя уже окончательную точку в том, что Декард — это репликант-киборг. Которому таки снятся электроовцы:
Но ещё больше загадок раскидано в других местах фильма. Когда Декард стал охотником за репликантами? В его воспоминаниях он занимается этим давным-давно. Однако, у создателя репликантов — изобретателя Себастьяна мы тоже видим фигуру единорога, стоящую на полу среди прочих игрушек, что наводит нас на мысль, что единорог — это стандартный сюжет для программирования репликанта.
В начале фильма нам сообщают, что на Землю сбежали шесть репликантов: трое мужчин и трое женщин. Декард охотится за четырьмя: командиром боевого отряда Роем Батти, базовой моделью для удовольствий Прис, солдатом Леоном и танцовщицой Зорой. Двое мужчин и двое женщин.
Кроме того, нам сообщают, что «два репликанта проникли в здание корпорации и были там уничтожены». Мужчина и женщина.

Однако, по ходу фильма происходит странное: при первой встречи Роя с Декардом, тот сразу же называет его по имени: Рик. Ну а Прис встречает Рика фразой из произведения его далёкого тёзки, Рене Декарта.
Кроме того, при увеличении фотографии из комнаты Леона, Декард обнаруживает на ней человека, подозрительно похожего на себя, и алкогольный напиток, к которому неравнодушен и он сам.
Поэтому, судя по массе всех этих намёков, Декард был одним из тех шести сбежавших на Землю киборгов, а затем корпорация «Тайрелл» просто перепрограммировала Декарда, для того, чтобы он выступал против своих друзей-репликантов, захватив его при попытке проникновения в штаб-квартиру корпорации.
Та же участь постигла, судя по всему, и Рейчел, поскольку её нахождение даже в штаб-квартире «Тайрелла» на должности секретарши тоже противозаконно: киборги-репликанты запрещены на всей территории Земли.
Поэтому общественности и было объявлено, что два репликанта просто сгорели в защитном поле.
Ну и тогда, в общем-то, становится понятной и последняя фраза напарника Декарда — охотника Гаффа, которую он походя бросает Декарду:
«Ей не суждено долго жить. А впрочем, кто живёт?».
Он всё знает о Рейчел.
И, наконец, когда Декард вместе с Рейчел покидают квартиру, Рик на площадке перед дверью своей квартиры находит оригами-единорога. Оригами, которых непрерывно мастерит из обрывков бумаги его напарник Гафф.
Гафф знает и кто такой Декард. Он знает, что ни Рейчел, ни Декард не проживут долго — ведь оба они — лишь репликанты-андроиды из той же серии, что и убитые (отправленные в отставку) Риком Леон, Зора и Прис и погибший от ускоренного старения Рой Батти. Спасший своего друга Декарда.
Ну и в этом случае, в общем-то первоначальный, якобы «счастливый» конец, отвергнутый в итоге Скоттом, в котором Декард отвечает на вопрос Рейчел о том, когда она умрёт, фразой «никогда», оказывается ещё более трагичным и мрачным, нежели «открытый» конец итогового варианта фильма:
Декард и Рейчел едут по горной дороге, уверенные в том, что им предстоит долгая жизнь, но на деле двигаясь к своей скорой и неизбежной смерти. Смерти сверхлюдей, созданных людьми. Бегущих по тонкому лезвию. Прорывающихся через ворота Тангейзера к далёкому Ориону.
И да, оригинальные кадры съёмок горной дороги у Скотта никак не получались, в итоге чего он позаимствовал пейзаж у Стенли Кубрика. Из начальных кадров его фильма «Сияние»:
В общем, если вы уже смотрели «Бегущего по лезвию» — можете смело его пересматривать ещё раз. Увидите снова массу деталей, которые раньше ускользнули от вас.
Трансгуманизм — он вот такой. Важный во всех деталях.
Ошибаться нельзя — ибо цена ошибки — это жизнь разумного существа.
|
</> |
