Пояснение 4. Последнее.

В общем-то оно – о разном, и, потому, практически «ни о чем». Поэтому – очень-очень прошу не оставлять комментов типа «пост ни о чем». Я в курсе. Договорились?
Итак, как я уже писала - некоторые (по результатам анализа комментов к статье) выразили недовольство тем, что я попыталась выделить этапы «взросления пары», еще часть обругала меня за то, что я – и все остальные – не умеют «увидеть сразу какой он партнер настоящий, и не догадываются с первой же встречи, что «он» неПрынц и иногда чешет яйца», и еще некоторые сразились в вечной теме «должен ли отвечать приручивший за того, кого он приручил, кому он это должен и сколько раз». Ну, и немножко было тех, кто считает, что «людям скучно друг с другом, если они из себя ничего не представляют».
Вот это все я и собираюсь прокомментировать.
Другими словами, когда заканчивается подростковый период (это где-то 21 год), автоматический «переход» во «взрослость» может и не наступить, и человек спокойно и удобно продолжает жить с родителями (самый распространенный способ не взрослеть).
• Конечно, по очень уважительным причинам.
Аналогичная история – и с отношениями. До определенного момента они разворачиваются, перепрыгивая со ступеньки на ступеньку – под влиянием поддержки гормонов и окружающей среды («у всех отношения», «пора замуж» и т.п.), но в какой-то момент и то, и другое «отступает», и пара не знает, что делать дальше.
• Нас не учат быть взрослыми. Нас учат быть хорошими детьми.
• Нас не учат быть рядом с Другим. Нас учат бояться быть в одиночестве.
• Нас не учат думать о своих желаниях и – в их контексте – о том, кто рядом. Нас учат забывать о своих желаниях, ради того, чтобы кто-то другой рядом забыл о своих.
И это – то, что роднит «этапы взросления» как индивида, так и пары. Взрослость не наступает автоматически!
Вопрос: Может ли быть, что партнеры – подростки, а отношения у них «взрослые»?
Ответ: Нет. Для «взрослых» отношений нужна психологическая зрелость. Ее нет у подростков.
Вопрос: Возможно ли, что партнеры в возрасте, а отношения – «подростковые»?
Ответ: Да, это есть сплошь и рядом.
Вопрос: Если оба партнера – взрослые, могут ли они миновать первые стадии развития отношений?
Ответ: Возможно. Но зачем? Я думаю, что эти стадии просто будут короче и осознан-ней, приятней.
Потому, что мы этого не хотим. Не хотим быть реалистами. Неужели, если человек нам не симпатичен, мы обманемся и купимся на его «распуширенный хвост»? Да ни разу. Так что дело не только в том, что влюбленные пускают пыль в глаза, но и в том, что второй эту «пыль» очень хочет принять за правду. Почему?
Мы все – по природе своей - «настороженные животные». Мы опасаемся друг друга – и это нормально. Каждый справляется с этим напряжением при встрече с Другим, как умеет. В норме – хорошо потихоньку приближаться друг к другу, присматриваясь и по-степенно расслабляясь. Так происходит обычно в дружеских, в рабочих контактах. Но не в любовных. Все люди более или менее хороши (или – плохи, если вы пессимист). В целом, дельта отличий не так огромна, как кажется на первый взгляд. И когда кто-то чуть больше, чем другие, привлекает наше внимание – своими особенностями, поведением, внешним видом – оп, мы и попались. Дальше мы невольно начинаем «допридумывать» то, чего нет, не было, и не будет. Изобретаем себе «идеального партнера». Если второй старается соответствовать – чудно. Если старается опровергнуть – значит, скромничает. Знакомо? В основном, люди, конечно, подыгрывают друг другу. Это очень естественно и очень по-человечески – хотеть нравиться тому, кто нравится нам.
• «Ведь обмануть того не трудно, кто сам обманываться рад». (С) классик.
Короче, не было бы этого «самообмана» - не было бы и влюбленностей. Может, имен-но поэтому влюбиться, с возрастом, все сложнее (большинству)? Трудно становится само-го себя обманывать.
Значит, «мы в ответе за тех, кого приручили» - эта фраза относится только к тем, кто зависит от нас и может поддерживать свое более или менее адекватное существование только с нашей помощью. То есть - ко всем прирученным животным, а так же «еще» или «уже» детям (это я про стариков). Если вы применяете это понимание к партнеру, то таким образом сообщаете ему, что он – не самостоятелен, мал, зависим, бессилен и не способен нести ответственность за себя и свою жизнь. Что, конечно, прекрасно поддерживает механизм «выученной беспомощности» и оказывает медвежью услугу тому, о ком пытаются таким образом «позаботиться».
Кстати, - ожидать такого отношения к себе – это еще один прекрасный способ «не взрослеть».
- Они накопили друг к другу такое количество обид и претензий, что не видят возможности разрулить ситуацию, а разбежаться нет сил. Остается молча терпеть, игнорируя все свои чувства друг к другу. Когда все чувства подавлены – остается скука.
- Интересы одного перестали волновать и занимать другого. Их пути «разошлись». Бывает.
- «Мне скучно с тобой, потому, что ты из себя ничего не представляешь». Это можно «перевести» двумя способами:
- «Раньше ты меня хорошо развлекал, а сейчас ты что-то плохо стараешься». В этом случае я бы спросила человека, а как ему «самому с собой»? Сколько времени он может, с удовольствием, провести с самим собой? Если человеку с самим собой скучно – то и другим будет с ним скучно.
- «Я развиваюсь, я делаю что-то для того, чтобы двигаться по жизни, а ты остановился, и мне с тобой трудно находить общий язык». Так бывает, когда второй «посвящает» свою жизнь партнеру, или детям, и совершенно забывает о себе и о своем внутреннем мире. Он может многое уметь, и много делать для других, но – при всем при этом – он всего лишь «обслуживающая» функция. А интересен долго тот, у кого есть что-то «внутри», а не только снаружи.
Ответ. Нет, если оба продолжают развиваться и расти, задумываются о себе, о жизни, о партнере в ней. Другой – это неисчерпаемая и непознаваемая бездна; внутренний мир – и свой, и другого человека – можно исследовать годами. Но это требует душевных усилий. И гораздо легче, прочитав лишь «оглавление» решить, что партнер - «прочитанная книга». И бежать дальше листать «оглавления» других «книг».
У меня все. Спасибо за внимание.