рейтинг блогов

Поворот под стрелку. Сага. Анализ

топ 100 блогов ru_vederko29.11.2012

Поворот под стрелку. Сага. Анализ strelka

Краткая предыстория:

  1. Автором Поворот под стрелку. Сага. Анализalienoraa был задан вопрос о том, кто должен кого пропустить в описанной и изображенной на фотографии ситуации
  2. Вопрос вызвал бурную дискуссию, не в последнюю очередь – по причине того, что ответ, приведенный со ссылкой на одного из руководителей московского ГИБДД генерал-майора Кузина, и обозначенный автором как «правильный», весьма избирательно рассматривал ПДД, применяя только пункты правил, удобные для простого объяснения ситуации, и не применяя другие.

Итак, исходные картинка и вопрос – кто кого должен пропустить согласно ПДД? Разбираем по шагам:

  1. На картинке, очевидно, изображен перекресток, поэтому смотрим главу 13 ПДД – «Проезд перекрестков».
  2. На картинке изображены работающие светофоры, что в соответствии с п. 13.3 ПДД означает: данный перекресток – регулируемый, и мы должны руководствоваться пунктами 13.4-13.8 ПДД (а изображенные знаки приоритета – игнорировать).

Теперь посмотрим, как движутся синий и красный автомобили.

Красный автомобиль:

  • Собирается поворачивать направо (включил правый сигнал поворота)
  • Занял крайнее правое положение на проезжей части (выполняет п. 8.5 ПДД)
  • Поворот направо разрешен сигналом светофора – в дополнительной секции светофора включена стрелка (направо), одновременно с красным сигналом (п. 6.3 ПДД)

Таким образом, к действиям красного автомобиля применяется п. 13.5 ПДД, и он должен уступить дорогу синему:

«13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.»

Синий автомобиль:

  • Собирается поворачивать налево (включил левый сигнал поворота)
  • Занял крайнее левое положение на проезжей части (выполняет п. 8.5)
  • Поворот налево разрешен сигналом светофора – в дополнительной секции светофора включена стрелка (налево) одновременно с зеленым сигналом (п. 6.3 ПДД)
  • Со встречного направления движется красный автомобиль, который поворачивает направо

Таким образом, к действиям синего автомобиля применяется п. 13.4 ПДД, и он должен уступить дорогу красному:

«13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.»

Получаем противоречие: красный должен уступить синему, выполняя 13.5, но в то же самое время синий должен уступить красному, выполняя 13.4.

Что делать в такой ситуации? Можно попытаться применить п. 8.9 ПДД:

«8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.»

Дальше вопрос в том, как трактовать формулировку «не оговорена Правилами». Если так, что «не может быть однозначно установлена путем применения Правил», то это как раз наш случай (в конкретной ситуации два пункта Правил противоречат друг другу). Если же «не оговорена Правилами» воспринимать как «в ПДД отсутствуют пункты, описывающие приоритет ТС для конкретной ситуации», то случай не наш – пункты-то есть, другой вопрос, что между ними противоречие.

Мое мнение по этому вопросу звучит так – п. 8.9 ПДД применять надо, но необходима комплексная лингвистическая и правовая экспертиза этой самой фразы «не оговорена» с однозначным установлением правовых последствий. Таким образом, в исходной формулировке задача, на мой взгляд, не имеет однозначного ответа.

Лирика

Дискуссий было много. Если отбросить из их числа очевидно неграмотные (о применении знаков приоритета на регулируемом перекрестке и т.п.), то остальное сводилось, по сути, к нескольким утверждениям:

  1. Пункт 13.4 к синему применять нельзя, потому что в нем сказано про «ТС, движущиеся со встречного направления прямо и направо» (выделение мое), а так как машина не может одновременно двигаться сразу и прямо, и направо, то и весь пункт недействителен в виду заложенной в нем ошибки логики.

Этот аргумент несостоятелен просто потому, что его авторы смотрели старую редакцию ПДД. Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. № 254 в ПДД внесены изменения (вступили в силу с 12 апреля 2012 г), среди которых: «в пункте 13.4 слова "прямо и направо" заменить словами "прямо или направо";».

  1. Пункт 13.4 к синему применять нельзя, потому что он должен применяться только в случае, когда для движущихся со встречного направления ТС горит зеленый, а нашем примере у них красный со стрелкой.

Аргумент интересен тем, что содержит авторское доопределение формулировок Правил (в части про зеленый для встречного направления), однако как раз по этой причине приниматься всерьез, конечно же, не может.

  1. Красный должен уступить синему на основании 13.5 и потому что так сказал генерал-майор полиции Кузин, один из руководителей московской ГИБДД.

Этот аргумент еще более интересен: он так же, как и предыдущий, не подкреплен ссылками на пункты ПДД, зато ссылается на «авторитетное» мнение высокопоставленного полицейского. Если в дальнейшем эту логику развивать – Кузин скажет, допустим: «все машины с четными номерами имеют приоритет», мы что, должны будем это выполнять?

  1. Красный должен уступить синему на основании пункта 13.5 ПДД (а само наличие применимого к синему п. 13.4 просто молчаливо игнорируется)

Очевидно, что ПДД нельзя применять избирательно, используя только те пункты, которые удобны конкретному человеку в конкретной ситуации. В каждой ситуации должно рассматриваться и комплексно анализироваться совокупное действие всех применимых к ней пунктов Правил.

  1. Красный должен уступать синему, потому что в билетах ПДД нарисована одна ситуация подобного плана, где правильное решение – именно такое.

Это неверно, т.к. в ситуации из билета по ссылке – «красный» (там это автобус) по отношению к рассматриваемой задаче повернут на 90 градусов против часовой стрелки, из-за чего не возникает конфликта между 13.5 и 13.4 (для «синего» автомобиля автобус более не движется со встречного направления, и 13.4 не применим – автобус просто уступает по 13.5).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Был в театре, много думал! (с) Вчера наконец-то, не с первой попытки, смогла попасть на спектакль Театра Вахтанговский Практикум «Мама, я блогер!». Спектакль популярный, обычно на него аншлаг, так что мне очень повезло с билетами на первый ряд.  Зал полный и — там были «классы» ...
Яйцо - символ, который Сальвадор Дали позаимствовал в христианстве. Яйца станут одним из постоянных символов его творчества. Кроме символа возрождения, он почитал яйцо за совершенство формы. Начало было - Ушла от таланта к гению ...
Попытка изнасилования тринадцатилетней девочки 10 июля 2010 года вызвала большой резонанс в кабардино-балкарском городе Майском. Опрошенные нашим корреспондентом майчане считают случившееся провокацией, которую кто-то заказал и спланировал, ...
Я держу годы страховку. которой не воспользовалась никогда - даже обидно И вот пришел емайл We would like to inform you that, due to the decision taken by the Commissioner of Capital Markets and Insurance, as of December 31, 2017 all collective long-term care insurance plans have been ...
Осенью удалось побывать на частной вертолетной площадке. 2. Может кто помнит. Раньше была вертолетная площадка на парковке Сити Молла и любой желающий мог совершить ...