История общественного транспорта города Бордо
ru_vederko — 26.11.2012
Всем ненавистникам общественного транспорта вообще и выделенных
полос в частности, я хотел бы рассказать одну поучительную историю.
А дело было во Франции в одном городе жители которого когда-то
очень любили частный транспорт и очень не любили трамвай.
В Бордо ещё с 1880 года существовала обширная трамвайная система. К 1946ому году было проложено более двухсот километров путей. Жить бы да радоваться, но жители города были страшными интровертами. А может просто хотели красивой жизни, которая у них ассоциировалась с личным транспортом. Не пристало жителю послевоенной европы трястись в общественном транспорте!
В 1947ом году они выбрали мэра пообещавшего решить проблему переполненных трамваев. И вот мэр с простым французским именем Жак стал строить больше асфальтовых дорог, парковок и убрал трамвайные рельсы с узких брусчатых мостовых. 7 декабря 1958ого года в городе был закрыт последний маршрут ненавистного медленного троллейбуса. Ой, простите, конечно же трамвая!
Сменилось поколение, дети привыкшие ездить с папой на машине в макдональдс по выходным, выросли. Ой, простите, какой макдональдс, опять я о своём. Никто из молодых людей поколения 60ых и не думал что можно жить иначе. Их тренированные лёгкие с детства были приучены к выхлопным газам стоящего в пробках города. Приличные девушки не встречались с парнями "не на машине".
Сменилось ещё одно поколение и ещё одно. Город рос, редкий житель окраины мог похвастаться, что бывал в центре и выбрался оттуда живым. А что вы хотите? В городе автомобилистов совсем не осталось мест для прогулок пешком. Транспортная ситуация в городе находилась уже в стадии полного коллапса.
И вот в ума людей закралась тень сомнения, а всё ли хорошо в их городе? Тогда прогрессивная молодёжь прокляла своих необразованных дедов автолюбителей и выбрала нового мэра. Нельзя сказать, что это было сделать легко. Всё в городе было схвачено коррумпированной вертикалью власти. Прошлый то мэр уже 40 лет пчёл разводил и медовуху делал. Простите, какие пчёлы, вино! Конечно же вино! К тому же у старого мэра был не один грандиозный проект реформы транспорта, например прокладывание метрополитена глубокого заложения в песчаных берегах реки Гаронны за 66,6 млрд рублей.
В 1995 был выбран новый мэр по имени Ален. 5 лет ушло у нового мэра чтобы убедить пожилых сограждан в пользе выделенных полос общественного транспорта. Простите, рельс трамвая. Только в 2000 году центральное правительство признало трамвай в Бордо «проектом всеобщей пользы». На выставку макетов будущих трамваев пришло восемьдесят тысяч человек.
Возрождённая транспортная система была открыта 21 декабря 2003 года в пять часов утра. Систему открывали мэр Бордо Ален Жюппе и президент Франции Жак Ширак. Новая трамвайная система Бордо ежедневно перевозит 110000 пассажиров. Уникальной особенностью трамвайной системы Бордо является использование нижнего (наземного) токосъёма. Новые трамваи — неотъемлемая часть стратегии города по развитию туризма. Жители города очень любят свой новый трамвай и запретили въезд частного транспорта в центр города.
PS: Чтобы быть правильно понятым, я рассказал это историю не ради рекламы трамвая. Это история о том, как автомобильный фетишизм изуродовал облик города и отравил жизнь нескольких поколений. О том как машины из мечты и статусных вещей превратились в обыденный транспорт. И о том как, взглянув на проблему со стороны, люди осознали как глупы были их предки поломавшие систему общественного транспорта.