Повесть о двух женщинах-художницах эпохи Возрождения
tanjand — 08.12.2019МАДРИД - Молодая женщина в простом черном платье работает за мольбертом, и поворачивается, пристально глядя на зрителя. Другая девушка играет на клавиатуре, игнорируя ноты, и тоже уверенно смотрит на нас.
Первую обучал сам Микеланджело, восхвалял Вазари, копировал Рубенс и в течение 14 лет она работала в самом влиятельном суде в Европе.
Вторая женщина была первой женщиной-художницей, которая руководила собственной мастерской; она нарушила границы жанра и стала первой женщиной, которая рисовала ню.
Эти автопортреты представляют двух самых известных художниц эпохи Возрождения. Так почему же мы не узнаем их лица?
Только сегодня, после столетий безвестности, когда их работы часто ошибочно приписывали Леонардо да Винчи, Тициану, Паоло Веронезе и другим художникам-мужчинам, мы можем посмотреть на них без предубеждения. И понять, как много потерял бы мир, не отдавая дань восхищения этим дамам.
Софонисба Ангиссола (1535–1625), родилась в Кремоне в большой семье. Она была самой старшей из семи детей, шестеро из которых были девочки Её отец Амилькар Ангиссола принадлежал к избранному аристократическому кругу Генуи. Мать Софонисбы Бьянка Понцоне тоже была родом из известной аристократической семьи. Она умерла рано, когда Софонисбе было всего пять лет. Начала изучать живопись в 11 лет.
Сёстры художницы Лючия, Минерва и Европа Ангвиссола играют в шахматы. 1555
Софонисба Ангиссола, «Портрет монахини» (Елена Ангиссола)
Бернардино Кампи, рисующий Софонисбу Ангиссолу
Юной художнице было 18 лет, когда из-под её кисти вышла работа «Бернардино Кампи, рисующий Софонисбу Ангиссолу». В двойном портрете она навеки соединила себя и своего учителя.
Почему ученица захотела изобразить себя в роли модели? Почему рука мастера касается левой груди девушки? Почему она пыталась изменить положение своей руки, замершей под ладонью живописца? Быть может этот жест выражает нечто большее, чем было допущено нормами морали между ученицей и её первым наставником? Это навсегда останется их тайной.
Пьета, Бернардино Кампи, 1550-е годы слева и Пьета, Софонисба Ангуиссола, 1550-е годы справа.
Женщинам нельзя было изучать анатомию и смотреть на голых людей. Это значит, что религиозные и исторические полотна — топовые жанры Возрождения — она не могла освоить на должном уровне (как художники-мужчины, которые могли рисовать с натуры).
Но была одна возможность: Софонисба копировала работы своего знаменитого учителя Бернардино Кампи, оттачивая мастерство. Эти копии, кстати, порой оказывались лучше оригинала.
Мальчик, укушенный крабом
Она создала больше автопортретов, чем любая другая женщина-живописец до нее. Ее отец отправлял эти картины местным аристократам и известным художникам, даже Микеланджело, чтобы продвигать талант своей дочери и искать ей выгодный брак.
Микеланджело предложил ей задание – нарисовать плачущего ребёнка. Софонисба выполнила просьбу с блеском. Она нарисовала мальчика, укушенного крабом и за это, была вознаграждена – 2 года великий мастер Эпохи Возрождения давал ей бесплатные советы.
Через несколько лет слава знаменитой портретистки разнеслась по всей Италии. Пожелал иметь свой портрет и герцог Альба. Он остался очень доволен исполнением заказа и решился отрекомендовать художницу своему патрону – испанскому королю Филиппу II.
Должность придворного живописца в королевском окружении могли занимать лишь мужчины. Однако король пригласил Софонисбу в Испанию, предложив ей роль королевской фрейлины.
Она приехала в Мадрид как раз в момент свадебных торжеств, в 1560 г. Король Испании Филипп II сочетался браком с 15-летней французской принцессой Елизаветой, или по-испански Изабель де Валуа.
В Испании Ангиссола давала уроки рисования королеве и создавала бесчисленные портреты королевской семьи, которые были отправлены по всей Европе в качестве дипломатических подарков.
Хотя им не хватает обезоруживающе выразительного, реалистичного качества ее более ранних автопортретов, картины этого периода привносят некоторую близость в их царственные сюжеты.
Она смягчает характерную холодность Габсбургов и сглаживает их прогнатизм и другие врожденные уродства.
Хотя она была очень продуктивной, Ангиссола не была официальным придворным художником. Эта работа досталась Алонсо Санчесу Коэльо, который сотрудничал с Ангиссолой, когда она была перегружена заказами. Все ее картины этого периода не подписаны.
Испанская королева Елизавета умерла в возрасте 23 лет, и король женился на принцессе Анне Австрийской. Ангиссоле король Филипп отписал изрядное приданое и выдал замуж.
Партия была выгодной. Мужем художницы стал сын вице-короля Сицилии Дон Франциско де Мон Карло. Супруги много путешествовали по Европе и, наконец, покинув Испанию, поселились в Палермо (Италия). Через несколько лет, оставшись вдовой, Софонисба Ангиссола приняла решение вернуться на Родину.
На корабле по пути в Кремону художница познакомилась с капитаном. Его звали Горацио Ламелино. Ей было 47, ему 32, но эта встреча стала подарком судьбы для обоих. Она влюбилась как девочка, а он боготворил её. Разница в возрасте его нисколько не смущала.
Они прожили вместе долгих 45 лет. Он делал для своей обожаемой супруги всё, что мог.
После венчания он построил большой дом в Генуе, в котором оборудовал живописную мастерскую. Там его Софонисба могла спокойно работать и принимать учеников, среди которых был и молодой живописец Антонис ван Дейк.
В самой длинной записи своего итальянского дневника Ван Дейк вспоминает полезный совет, который Ангиссолса дала ему о живописи, и пишет: «Очевидно, что она была чудесным художником с натуры, и что ее величайшие муки были от того, что она не могла больше рисовать, потому что ослабело зрение, хотя ее рука была сильной и не дрожащей».
Эх, Софонисба, очки бы вам, леди, и вы бы создали еще много прекрасных работ.
Свои полотна художница не продавала – торговать искусством ей не позволяло аристократическое происхождение. К тому же она никогда не нуждалась. Последний автопортрет художница написала в возрасте 88 лет, уже почти лишившись зрения.
Фонтана (1552–1614) родилась в Болонье, спустя почти 20 лет после Ангиссолы, и обучалась в мастерской своего отца. Хотя она была дочерью художника какого-то местного значения, Фонтане не хватало благородного происхождения Ангиссолы. Фонтана изображала себя одетой в аристократические наряды - причудливо вышитые платья, кружевные воротники с оборками и инкрустированные драгоценными камнями украшениями, как ее самые богатые клиенты-женщины в Болонье, Флоренции и Риме.
На автопортрете 1579 года, нарисованном, когда она была беременна третьим из 11 детей, Фонтана сидит за столом с ручкой в руке. Гипсовые слепки бога Марса и богини Венеры, оба обнаженные.
Лавиния Фонтана, «Марс и Венера» (ок. 1595), Мадрид
Фонтана писала в своих революционных мифологических картинах обнаженную натуру, ее герои источают уникально правдоподобную эротику и естественность.
Фонтана восхищалась росписью жемчужных и золотых цепочек на теплой, покрасневшей коже своих ню, часто драпируя драгоценности между их грудями или вокруг рук, чтобы привлечь внимание к этим областям.
Обнаженные Фонтаны — это праздник шелковых простыней, бархатных драпировок, плюшевых подушек, бахромы и кружев.
Бьянка дели Утили Мазелли и её шестеро детей Лавиния Фонтана 1605
В то время, когда женщины считались неспособными к серьезной творческой или интеллектуальной деятельности, Ангуиссола и Фонтана приобрели международную известность благодаря своим потрясающим виртуозным работам.