Потерянная в пространстве. Ольга Бакланова

топ 100 блогов lana_190919.08.2010 Каждый человек сам выбирает свою судьбу. Конечно, нельзя упрекать людей за то, что они ищут лучшей доли, лучшей судьбы. Но всегда ли их выбор оказывается лучшим? Не теряют ли они что-то, отбрасывая старое?

Ольгу Бакланову при рождении судьба одарила всеми мыслимыми и немыслимыми благами.
Родилась она 19 августа 1896 года в Москве в состоятельной семье Владимира и Александры Баклановых.

Потерянная в пространстве. Ольга Бакланова


Ее мать, в прошлом известная театральная актриса, после замужества посвятила себя семье, мужу и воспитанию шестерых детей. В семье царила любовь, взаимопонимание и духовная близость.
Маленькую Оленьку обожали и боготворили. И не жалели никаких средств для ее образования.

Ольга решила пойти по стопам матери и стать актрисой.
В 1912 году, в возрасте шестнадцати лет, Ольга решает поступить в Московский художественный театр.
Надо сказать, что конкурс на поступление был огромным. Театр предоставлял три места для молодых актрис, а желающих было более четыреста.
Но Ольга Бакланова с успехом прошла все испытания и была принята в труппу. Ее учителем стал великий К.С.Станиславский.

Потерянная в пространстве. Ольга Бакланова

Злопыхатели утверждали, что главным критерием в приеме Баклановой в труппу театра была ее красота. Да, Ольга была красива. Но не только это сыграло роль. Кроме красоты у нее был и талант, который смог разглядеть в молоденькой девушке великий режиссер.

Как и многие состоятельные семьи семья Баклановых проводила лето в Крыму. Там Ольга впервые попробовала себя в роли киноактрисы. Надо отметить, что участия в фильмах проходили тайно. Ведь известно, что Станиславский отрицательно относился к киноиндустрии, считал, что настоящая актриса не имеет право так разбрасываться своим талантом.
А для Ольги съемки в фильмах были интересны.

Потерянная в пространстве. Ольга Бакланова

С 1914 по 1917 год Бакланова снялась в паре десятков фильмов. Ни один из них не сохранился, известны только названия — «Симфония любви и смерти», «Когда звучат струны сердца», «Великий Магараж», «Загробная скиталица», «Женщина-вампир», «Любовь под маской», «Петля смерти», «Жизнь есть шутка», «Нана и ее дочь», «По трупам к счастью», «Третий пол», «Домик на Волге», «Я помню вечера», «Тот, кто получает пощечины», «Когда умирает любовь», «Цветы запоздалые», «Желтый паспорт», «Лунный свет».

Работала она в основном с режиссером Виктором Туржанским. Это был знаменитый режиссер немого кино. Он покинул Россию в 1920 году и переселился во Францию, где также продолжил режиссерскую работу. Но это случилось позже, а пока он работал на Ялтинской киностудии, снимая по несколько фильмов в год.

Туржанский любил актрису Ольгу Бакланову. Она не только отлично смотрелась на экране, но и была хорошей актрисой, послушно выполняющей требования режиссера.

Потерянная в пространстве. Ольга Бакланова

Но основной работой для Ольги Баклановой все-таки был театр.
Она была занята во всех основных постановках Художественного театра. Играла в пьесах по произведениям Пушкина, Чехова, Тургенева, Шекспира и Диккенса на мхатовской сцене: в спектакле "Каменный гость" сыграла роль Лауры, Сашу в "Иванове", Оливию в "Двенадцатой ночи", Берту в постановке "Сверчок за очагом".

А потом произошла Великая Октябрьская революция, и размеренная, налаженная жизнь Ольги Баклановой, как и многих других, изменилась.
Был убит ее отец, и семью Баклановых переселили в одну из небольших комнат в ранее принадлежащем им же доме.
Начались трудные времена.
Чтобы выжить в новом мире необходимо было играть по правилам новых хозяев жизни.
И Ольга, как актриса, научилась играть.
Она была востребована и новым правительством, продолжила свою карьеру в театре, стала одной из ведущих актрис Художественного театра.
И даже в угоду новой власти снялась в 1918 году в чисто пропагандистском фильме "Хлеб".

Потерянная в пространстве. Ольга Бакланова

Но семья Баклановых была большая. Ольга, по сути, была единственной кормилицей. Чтобы как-то поддержать семью Ольга в 1922 году выходит замуж за адвоката Владимира Цоппи. А через год рожает сына.

Высокое мастерство исполнения Ольги Баклановой было отмечено правительственной наградой: в 1925 году ей, одной из первых советских актрис, было присвоено звание "Заслуженная артистка республики" (очень почетное звание!), и было разрешено в том же году в составе труппы МХАТа выехать на гастроли за рубеж — сначала в Европу, а затем и в США.

Потерянная в пространстве. Ольга Бакланова

И тут начинается новый этап в жизни актрисы.

К середине двадцатых годов Ольга Бакланова могла похвастаться своей судьбой.
У нее был муж (пусть не любимый, но зато надежный), сын, любовь поклонников, уважение правительства страны, отличная работа.
В это время она работала в Музыкальном театре Немировича-Данченко, где исполняла ведущие партии в спектаклях: Ланж в спектакле по оперетте "Дочь мадам Анго" Шарля Лекока, Лисистрата в постановке 1923 года - "Лисистрата" по комедии Аристофана нежная Карменсита в "Карменсита и солдат" по сочинению Липскерова на музыку Бизе. Трилогия "Любовь и смерть", в двух частях которой — "Бахчисарайском фонтане" по поэме Пушкина и "Алеко" по опере Рахманинова, где актриса блистала соответственно в роли Заремы и Земфиры.


Потерянная в пространстве. Ольга Бакланова

Говорят, что она была любовницей стареющего Немировича-Данченко, который боготворил актрису и прощал все ее капризы и выполнял желания. Конечно, никаких официальных документов по этому вопросу не найти. Но тот факт, что после потери своей любимой актрисы, заменить он ее решил очень похожей на нее артисточкой кардибалета. Ею стала Любовь Орлова. Если сравнит фотографии этих актрис, то сразу видно - один типаж.

Но при всей своей славе и обласканности новой властью, Ольга Бакланова имела к ней большие претензии. Ведь, по сути, была разбита вся ее жизнь, к которой она привыкла с детства. Да и смерть горячо любимого отца лежала на совести большевиков. Скрывая свои чувства, Бакланова не любила говую власть. Хорошо она это умела делать (а как же иначе? актриса ведь), иначе бы никто ее не выпустил на зарубежные гастроли.

Потерянная в пространстве. Ольга Бакланова

В Америке русскую труппу встречал известный импресарио тех лет Моррис Жест. Он и предложил Ольге Баклановой остаться в Америке. И она согласилась. В 1926 году, когда театр покинул заокеанскую страну, Бакланова и еще несколько артистов остались там.

Никогда нам не узнать тех чувств, что испытывала эта женщина. Ведь в Советской России остались ее семья, ее родные, муж и, наконец, совсем еще маленький сын. Она их больше никогда не видела, и всю оставшуюся жизнь провела в страхе за их судьбу. Ведь она была невозвращенка. А с родственниками невозвращенцев разговор был коротким.

К сожалению, я не нашла сведений, что случилось в дальнейшем с семьей Баклановой. Известно только, что в 1929 году был оформлен развод между Баклановой и Цоппи. Ольга стала свободной женщиной.

Потерянная в пространстве. Ольга Бакланова

Но это случилось потом.
А в 1926 году Ольга Бакланова пытается завоевать Голливуд. На нее обратили внимание.

В 1927 году актрисе предложили эпизодическую роль в картине «Голубка» — мелодраме о любви певички-мексиканки и молодогокабальеро, где главные роли играли Норма Толмедж и Гилберт Роланд, — и она согласилась. Далее на неё обратил внимание популярный немецкий актёр тех лет Конрад Фейдт, за плечами которого было около восьмидесяти фильмов в Германии и США, и пригласил Ольгу в свою новую картину «Человек, который смеётся» по одноименному роману Гюго. Фильм вышел на экраны в1928 году, и после впечатляющего исполнения роли герцогини Джозианы, голливудская карьера Ольги начала развиваться быстрыми темпами.

Потерянная в пространстве. Ольга Бакланова

С 1927 по 1932 г. снялась в 18 американских фильмах. Она считалась красавицей из красавиц: белокурая, с большими, выразительными, "с поволокой", глазами и чувственной родинкой над верхней губой. Бакланова получила в Голливуде прозвище "Русская Тигрица" за горячую страстность, темпераментность и откровенную соблазнительность создаваемых ею образов.

В 1929 году Ольга Бакланова выходит замуж за за не слишком удачливого русского актёра Николаса Сусанина, такого же эмигранта, как она сама.

И вот тут начинаются неприятности. Ольга Бакланова могла блистать на экране в эпоху немого кино, а звуковое кино стало для нее проклятием. Иностранный акцент был непобедим, хотя она и занималась и совершенствовала свой английский.

Все меньше и меньше приглашений на роли, киностудии отказываются от ее услуг. Даже поездка в Англию с мужем не принесла большого успеха.

Потерянная в пространстве. Ольга Бакланова

Хотя был в ее жизни еще один фильм, о котором надо рассказать отдельно. Это художественный фильм Тода Броунинга, драма с элементами фильма ужасов под названием "Уродцы", в котором Ольга Бакланова с блеском сыграла циркачку Клеопатру.
Фильм с тяжелой судьбой. "Уродцы" были запрещены к показу в целом ряде стран (в частности, в Великобритании и в Австралии) и американских штатов и городов (некоторые из этих запретов официально не сняты до сих пор и формально считаются действующими).
Он рассказывает о жизни странствующих циркачей, и в фильме снимались люди с физическими недостатками.
До сих пор не утихают споры об этом фильме. Хотя сейчас он считается национальным достоянием, а в 1994 году его даже включили в Национальный кинорегистр Библиотеки Конгресса.

Потерянная в пространстве. Ольга Бакланова

После этого фильма, можно считать, кинокарьера Ольги Баклановой закатилась. В это же время Бакланова уезжает от своего мужа в Нью-Йорк, но официально они разводятся в 1939 году.

С отъездом в Нью-Йорк начинается новый этап в жизни. Ольга Бакланова вновь возвращается на театральную сцену.
Однако успешной все же театральную карьеру Ольги Баклановой нельзя назвать. Актриса посещала с гастролями Лондон, ездила в тур по Америке, пела в ночных клубах и знаменитом нью-йоркском ресторане "Russian Tea Room", то есть в "Русской чайной".

И только новое замужество с Ричардом Дэвисом, тоже русским, но изменившим свое имя на английское, владельцем нью-йоркского театра Fine Arts Theatrе, дает ей возможность играть на сцене театра мужа. Дэвис настаивал, чтобы жена оставила сцену, но она ещё несколько лет продолжала играть и ушла в отставку только в 1947 году. Ольге Баклановой был 51 год.

Потерянная в пространстве. Ольга Бакланова

Но Ольге Баклановой пришлось еще один раз пережить момент славы. В середине 1960-х годов был извлечён из забвения фильм «Уродцы», и о Баклановой снова заговорили. Актриса, которой было почти 70 лет, дала несколько интервью, в том числе известному британскому киноисторику Кевину Браунлоу, снявшему несколько документальных фильмов о звёздах немого кино, и Джону Кобалу, автору серии книг о актёрах прошлых лет.

Бакланова была очаровательна и любезна во время интервью, но годы давали о себе знать. Воспоминания были неполными и расплывчатыми, а иногда просто перемешивались в ее памяти.

Потерянная в пространстве. Ольга Бакланова

На закате жизни Ольга переехала в город Веве (Швейцария), где и скончалась 6 сентября 1974 года в возрасте семидесяти восьми лет в доме отдыха. В одиночестве.





Потерянная в пространстве. Ольга Бакланова

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"Только не это. Остаться друзьями? Развести маленький огородик на остывшей лаве угасших чувств? Нет, это не для нас с тобой. Так бывает только после мелких интрижек, да и то получается пошловато. Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец." Э. ...
Из ФБ: «Прокомментируете судебный процесс блогера Соколовского? В Сети сейчас это обсуждают, даже пишут возмущенные письма в правительство, требуя прекратить преследовать за свободу слова. А вы – как думаете?» Я живу в тайге, мысли мои просты и ясны… Ваш Коба. В детстве меня ...
Под знаком женщины Овнов в наступающем году будут интересовать, по преимуществу, любовные приключения и собственные успехи у противоположного пола. Женщины-Овны будут цвести и пахнуть, а мужчины - всячески приударять за женщинами. Это, так ...
Сегодня поехали в ИКЕЮ покупать крючочки для полотенец. В итоге на всякие мелочи потратили сумму, сравнимую со стоимостью отличного сотового телефона! Получается, что крючочки для полотенец покупать в обычном хозяйственном обходится дешевле ...
Директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александр Чулок составил для РБК прогноз ключевых событий в эволюции человека на ближайшие 100 лет: 2020—2025 годы Человек улучшающийся Принципы здорового и ...