Потери авиации Воздушных Сил ВС Украины в АТО, по оценке Главного инженера
diana_mihailova — 20.12.2019Потери авиации Воздушных Сил ВС Украины в АТО, по оценке Главного инженера Воздушных Сил ВС Украины генерал-майора Петра Скоренького
По данным, приведенным в статье Главного инженера Воздушных Сил ВС Украины генерал-майора Петра Скоренького:
Общие боевые (безвозвратные) потери авиации за период использования авиации составляют 11 ед., из них:
- 1 Ан-30, 1 Ил-76МД, 1 Ан-26, 1 Су-24М, 2 МиГ-29, 5 Су-25;
- от поражения управляемыми ракетами «поверхность-воздух» ПЗРК - 4 ед.: 1 Ан-30, 1 Ил-76МД, 2 Су-25;
- от поражения управляемыми ракетами «воздух-воздух» - 2 ед.: 1 Ан-26, 1 Су-25;
- от поражения зенитными управляемыми ракетами «поверхность-воздух» ЗРК «Бук», ЗРК «Панцирь» - 4 ед.: 1 Су-24М, 3 Су-25.
Также, во время выполнения задач летательные аппараты получали повреждения различной степени сложности, так:
- самолет Су-24МР получил значительные повреждения левого двигателя, киля и стабилизатора из-за попадания ракеты ПЗРК;
- самолет Су-25М1 получил поражение в районе правого внутреннего закрылка из-за попадания ракеты ПЗРК;
- на самолете Су-25М1 был разрушен правый стабилизатор, руль высоты, киль, руль направления, правая мотогондола вследствие применения по нему зенитно-ракетного комплекса.
В качестве примера использования средств защиты самолетов можно привести действия фронтовой авиации при проведении АТО. Против применения ПЗРК использовались автоматы выброса ложных целей АПП-50 (АСО-2В). Против применения ЗРК малой (средней) дальности типа «Бук», С-300 и БРЛС истребителя использовались бортовые станции активных помех Л-203Б (МиГ-29), СПС-161 (Су-24М, Су-24МР), станции активных помех контейнерного типа СПС-141, СПС-142 (Су-25). Полеты выполнялись с включенными станциями предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15 (СПО-10).
По данным летного состава экипажей самолета Су-25 при применении по нему управляемых средств поражения, были случаи отсутствия индикации об облучении на СПО. Исходя из этого, можно сделать вывод, что частота облучения не входила в рабочий диапазон работы станции.
С целью уменьшения потерь самолетов в ударную группу дополнительно назначались самолеты для постановки пассивных тепловых помех. Что касается самолетов МиГ-29, то практика военных действий в зоне АТО показала, что станция предупреждения об облучении оповещает летчика только об облучения самолетом РФ или ЗРК. Других типов целей летные экипажи не наблюдали. Во всех случаях аппаратура работала в штатном режиме - информация об облучении РЛС отображалось штатно.
Необходимо отметить, что более эффективным комплексом защиты является БКО-2 самолета Су-24М, Су-24МР.
При отображении информации о пусках ПЗРК на индикаторе боевой обстановки информационной части БКО-2 или обнаружении в зеркалах заднего вида экипажами самолетов пусков выполнялись отстрелы ППИ-50-3, а при получении информации об атаках истребителей ВКС РФ экипажи выполняли отстрел ППР-50-17 с подсветкой облаков дипольных отражателей в задней полусфере с одновременным выполнением противоистребительного маневра.
В середине августа по самолетам ВС были применены ЗРК ( «Тор», «Панцирь»), частота работы которых не входит в диапазон системы предупреждения об облучении СПО-15С, что привело к потере самолета Су-24М во время его боевого применения , вероятно ракетой ЗРК «Панцирь-С».
Боевой полет на постановку активных и пассивных помех выполнялся по заданному маршруту, при его выполнении свою эффективность показали ППР-50-17, которые достаточно четко осуществляли срыв атаки истребителя на этапе автосопровождения.
При выполнении задания были случаи применения по самолетам нескольких управляемых ракет одновременно, так по самолету Су-24МР было осуществлено 4 пуска ПЗРК (пуски были замечены по установленным на самолете зеркалам заднего вида), при этом 3 ракеты перенацелились на ЛТЦ, 4-ая попала в самолет. Самолет получил повреждения, но посадка была выполнена без последствий.