Постное масло

Сливочное на хлеб и в кашу. А постное - чтобы жарить, что придется. Оно было косным, поскольку не надо было зморачиваться его выбором. Никаких изысков вроде соевого, рапсового, или кунжутного в нашей природе не существовало. Делали его из семечек и оно в принципе бывало двух видов: подсолнечное рафинированное и нерафинированное. Причем второго я никогда не встречала. И никакой связи между рафинадом и жареной картошкой не усматривала, поэтому считала это слово на этикетке бутылки элементом орнамента.
Нет, как интеллигентная женщина, я конечно знала, что красавица обязана вмещать в углубление пупка унцию орехового масла, что донья Флор не сделала бы ни одного из своих восхитительных блюд, не будь у нее лучших сортов пальмового, и что итальянские мафиозо, готовят соусы для спагетти на базе деревенского оливкового.
Но к повседневной жизни эти сведения никакого касательства не имели. И мало ли какие красивые слова знали и любили советские интеллигенты: Монтевидео, сепульки и ризотто с трюфелями.
Мы совершенно не чувствовали себя обделенными гастрономически вплоть до введения талонов на мясо, сыр и сливочное масло. Все это можно было купить на изобильных тбилисских базарах, но не младшим научным сотрудникам, даже и промышляющих умеренным репетиторством. Однако, картошка была в изобилии, постное масло свободно продавалось в гастрономах, а иногда прилавки продовольственных магазинов украшались голубоватыми холмиками ощипанных циплят с судоржно сведенными лапками и небрежно раскинутыми крылышками. Муж мой этого видеть не мог - невольные ассоциации с кадрами документальных фильмов об ужасах фашистских лагерей отшвыривали его от очереди. А я - ничего, покупала... По еврейской традиции бульон необходим детям здоровым, а уж заболевший ребенок без него и вовсе не жилец.
Потом, вероятно, случились проблемы с урожаем подсолнечника - точно не припомню - и на прилавки выложили сотни красиво изукрашенных жестяных банок с каким-то среднеазиатским жиром для готовки. Припоминаю, что туда входило несколько сортов масел, в том числе кукурузное, хлопковое, льняное и коноплянное. И верьте мне на слово - это была уникальная гадость.
Теперь я взыскательна, как и любой израильтянин. Для заправки салатов придирчиво выбираю оливковое масло. Разумеется, в стеклянных бутылках, exnra virgin, то-есть первого отжима, предпочтительно "йад мордехай" или "эгоз акфар", с кислотностью никак не больше 0.7 процента, деликатной остроты и с особой пробочкой у которой, когда снимаешь крышечку, непристойно поднимается узенький клювик, позволяющий дозировать масло чуть ли не каплями. Это для салата.
А для жарки - среди множества сортов масел упорно разыскиваю подсолнечное. И никаких к нему особых требований - только чтобы не было надписи на русском или украинском. Я этим, йенам, знаете ли, не доверяю
|
</> |