Постановочная макрофотография
photocasa — 21.02.2023Муравьи, танцующие гопак, наслаждающиеся поцелуем в лучах уходящего солнца, путешествующие по далеким галактикам или встречающие холодный рассвет в джунглях мха — все это постановочное макро, рождающееся на маленькой кухне с помощью фотокамеры, объектива, вспышки, половника и веток укропа.
Сегодня я расскажу вам об этом подробно и даже покажу, как создаются мои работы. Я снимаю объективами с фокусным расстоянием 60 мм и 100 мм. Я веду съемку по ночам, порой после тяжелого дня, и руки немного дрожат, поэтому всегда использую штатив, хотя для съемки он и не обязателен.
Я использую две вспышки: иногда студийные, иногда обычные.
Возможно, вы ожидаете от меня рассказа о схемах постановки света.
Но у меня нет определенных схем. Чаще всего одна вспышка сверху или
сверху и чуть спереди.
Вторая выставляется в зависимости от задачи. Она может светить
сзади, на просвет. Или сбоку. Но подробнее об этом немного
позже.
О взаимоотношениях с маленькими моделями стоит сказать отдельно.
Я знаю, что насекомых нередко замораживают или убивают, чтобы
снимать и не бояться, что модель улетит, убежит, уползет. Мне
кажется, что в этом нет необходимости. Представьте себе, что
фотограф, снимающий девушку
модель, запихнет ее в холодильник, чтобы была посговорчивее или
слегка придушит, чтобы расслабилась. Дико звучит,правда? Как
поступит фотограф? Он может прекратить съемку и просто пообщаться с
моделью, наладить контакт.
Может снимать, пока девушка его не видит. Может, в конце концов,
нанять профессиональную модель и оплатить ей работу.
В макромире все совершенно так же, и тот факт, что наши модели
очень малы и беззащитны, не означает, что их не надо уважать! Мы
можем снимать репортажное макро.
Это трудно, очень трудно, но кадры получаются динамичные,
интересные, живые. Мы можем наладить контакт с моделью. Например,
стрекозы очень любят, когда с ними разговаривают спокойным ровным
голосом. Они любопытны и с удовольствием слушают ваш монолог, а вы
снимаете.
И можем оплатить работу модели…
Муравьев я набираю рядом с муравейником и потом возвращаю
обратно. Я не наношу им вред и всегда достойно оплачиваю работу
своих моделей. Они любят особый коктейль из меда, яблочного сока и
воды. Если не скупиться на оплату, трудностей при съемке не
возникает. Чтобы муравьи не сбегали, я использую гель для волос.
Наношу его ровной полоской вокруг места съемки. Муравьи его не
любят и не подходят к нему близко. Но слишком мало
пространства оставлять нельзя. Около 10 см на одного муравья вполне
достаточно.
Я никуда не выхожу без небольшого контейнера, куда собираю
кусочки мха, кору, веточки. Со временем у меня даже появился некий
навык, помогающий быстро видеть и определять, что именно может
подойти для съемки. В масштабах муравья, через объектив, любая
веточка или листик
смотрятся совсем иначе.
Уделяю огромное значение фонам. В ход идет упаковочная бумага для подарков и новогодний дождик, кусочки тканей и мочалки, а также все, что есть на кухне. Бутылка подсолнечного масла, подсвеченная вспышкой — великолепный фон. Чтобы он не был слишком ровным и смотрелся более естественно, я кладу веточку укропа между бутылкой и местом съемки. Красивое боке, неоднородный светящийся фон — то, что нужно.
Чем больше вы знаете о повадках моделей, тем легче
манипулировать ими и создавать свою сказку, не нанося вреда.
Горячий поцелуй — всего лишь кормление муравья-солдата
муравьем-фуражиром. Для того, чтобы это заснять, на вашем столе
должен быть рабочий, солдат и угощение для моделей. Немного
терпения. Рабочий поест и отнесет угощение солдату. Если повезет,
вы успеете сделать несколько кадров «поцелуя».
Чем выше влажность, тем чаще муравей умывается. Можно слегка
повысить влажность воздуха, распылив немного воды из пульверизатора
или воспользоваться увлажнителем воздуха и получить необычные
фотографии.
При использовании увлажнителя или пульверизатора, хорошо бы
подсветить капельки воды вспышкой, поставив ее под углом за
объектом съемки. Тогда капли заиграют.
В постановочном макро все зависит от вашей фантазии и знаний своих
моделей. Если у вас с ними налажен контакт, вы можете не торопясь
вести съемку, меняя фон, свет, используя обычные предметы обихода
порой самым необычным образом!
Надетый на вспышку полиэтиленовый пакет — великолепный
рассеиватель, а цветной пакет — еще и фильтр.
Сито, приложенное к вспышке, может дать эффект лучей. Новый
половник — хороший отражатель, ведь место съемки довольно
маленькое, и света от половника более, чем достаточно.
Я люблю организовывать съемку на зеркале. Большая часть зеркала
закрыта корой и мхом, но небольшая оставшаяся часть является
дополнительным отражателем.
Даже если вы не собрали мха или коры, достаточно просто
оглядеться по сторонам. В данном случае муравьи сняты на картошке,
обычной сырой картошке в кожуре.
Постановочная макрофотография — увлекательнейший процесс,
позволяющий создавать свою собственную сказку, именно такую, какой
вы ее хотите видеть. Представьте себе: ночь, за окошком льет дождь,
а на вашем кухонном столе целый мир. Там кипит жизнь, там строят
дом маленькие
труженики, там признаются в любви, ссорятся.
Туманы и дожди, холодные рассветы и закаты после жаркого дня, безоблачные ночи — все это сменяет друг друга только по вашему желанию, вы создаете этот мир, он такой, как вы хотите.
Это настоящее волшебство, маленькое чудо! Умерщвляя насекомых, вы наверняка получите техничные фотографии, но будут ли они живыми, настоящими? Получите ли вы от съемки удовольствие? Сомневаюсь… Не обижайте маленьких моделей, и они помогут вам увидеть волшебный мир сказок!
Материал из журнала PhotoCASA
ПОДПИШИСЬ НА КРУТЫЕ УРОКИ ПО ФОТОГРАФИИ
Текст и фото: Ирина Козорог
|
</> |