Постановка балета «Красный мак»
atlanta_s — 10.12.2023 Пару лет назад, я публиковала фрагменты из воспоминаний артистки балета Императорских театров М.Н.Горшковой. Решила к ним вернуться, так как тогда эти фрагменты вызвали большой интерес.14 июня 1927 года в первый раз был поставлен балет «Красный мак». После постановки «Баядерки» и «Корсара» это было большое событие на сцене Большого театра. Это балет монументальный, стильный, выдержанный и интересный, как по музыке Глиэра, так и по декорациям Курилко. Либретто увлекательное для балета. Художник очень талантливо оформил, украсил своими декорациями, дал ему какую-то особенную лёгкость и обнаружил массу вкуса и экзотичности китайского стиля. Первый акт был поставлен реалистично и проходил с большим подъёмом. Картина «разгрузки корабля» была выполнена кордебалетом блестяще и правдиво.
Режиссёрская рука Алексея Денисовича Дикого была видна. Он внёс в первом акте что-то, от чего балет особенно выиграл. Была какая-то изюминка, благодаря которой общее исполнение было оживлённо, чётко и бравурно. Танец «кули» в составе артистов Гербера, Грекова, Смирнова, Шокорова, Хрусталёва, Чижова, Поливанова, Каверинского, Моторина, Коновалова, Бурова, Козлов; танцы иностранных матросов в составе: Цармана, Цаплина, Габовича, Ларионова Н., Моисеева; и русских, исполняющих «Яблочко», в составе: Дорохина, Ларионова А., Руденко, Денисова, Блохина, Александрова, Серлова, Брындина, - вызывали у публики бурю восторга. (Все танцы первого и третьего действия были поставлены Л.А.Лащилиным). Сцена в кабачке была очень хорошо сыграна артистами Петипа, Николаидис, Ситниковой, Степановой, Романовой и др[угими]. Очень оживлена и мила была в роли мулатки Г.А.Штюрмер. Танец малаек с участием Васильевой, Демидовой, Зандер, Фрешкоп, Мартыновой, Вронской, Подрецкой, Нацкой был исполнен ровно и интересно по рисунку.
Е.В.Гельцер, исполнявшая роль актрисы Тао-Хоа, была очень интересна. Игра её была продумана. Видно было, что Екатерина Васильевна немало приложила труда на её изучение. Она сильно придерживалась той своеобразной кокетливости, которой отличается китайский стиль. Очень оригинален был танец с ногтями и адажио с авантюристом (Иван Васильевич Смольцов). Второй акт был классический в постановке Василия Дмитриевича Тихомирова. Танцев было много: картина, изображающая садовые цветы, танцевали маки, лотосы, кузнечики, бабочки, фениксы – вариации Гельцер. Был ещё танец китайского акробата в исполнении Асафа Михайловича Мессерера. Исполнял он совершенно исключительно, и вряд ли когда повторится. Для меня Асаф Михайлович незабываем в этом танце и с лентой в последнем. В этом классическом акте я сама была участницей, танцевала в «Бабочке» и всегда приходилось видеть исполнение всех участвующих.
Третий акт. Западные танцы и несколько сольных номеров, очень удачно поставленных Л.А.Лащилиным. Первый и второй «бостоны» в исполнении нашего кордебалета были протанцованы ровно и с большим изяществом в западной манере. «Танец на блюде» в исполнении Ильющенко и её дублёрши К.Петипа по мысли был оригинален. Петипа мне здесь больше понравилась. В ней было больше стиля. «Танец с зонтиком» Е.В.Гельцер был протанцован с большой китайской кокетливостью. Танец с шарфами в исполнении Холфиной, Васильевой, Демидовой и Будкиной был исполнен стройно, легко и воздушно. А.Мессерер был заключительным аккордом в балете. При необыкновенной лёгкости, чёткости красивых линий всех его движений, он управлял лентой очень красиво, от чего рисунок танца был необыкновенно изящен и элегантен. Исполнял его с большим блеском и эффктно. Главный герой-исполнитель Алексей Дмитриевич Булгаков отлично играл капитана советского корабля, дал много интересных моментов. Был мужественен, с большой волей и упорством в борьбе. Мимика его как всегда была очень выразительна.
Иван Васильевич Смольцов в роли авантюриста дал много интересных штрихов. Жаль, что мало имел таких ролей, мог бы проявить себя гораздо больше в своей артистической деятельности. Владимир Александрович Рябцев играл старика фокусника Ли-Шанфу. Роль мало интересная для его дарования и проявить себя ему было невозможно. Балет «Красный мак» был трудной задачей для коллектива, так как было три постановщика. Нужно было удовлетворить требованиям всех трёх. Труппа с этой задачей блестяще справился. Конечно, были некоторые разногласия, но в итоге вышло всё очень красиво и хорошо. Кроме того, всему помогла очаровательная, стильная изящная музыка Глиэра, давшая много интересных номеров. Московский кордебалет в массе интересен и артистичен, у него чуткое восприятие. Влияние Художественного театра сильно сказалось и неустанные труды А.А.Горского не пропали даром. Любому балетмейстеру, режиссёру легко работать с массами Московского кордебалета.
("Записки моей жизни" М.Н Горшкова, стр. 321-323)
|
</> |