Пост сквозь годы. Раздраконил "Мастера и Маргариту"
nicolaitroitsky — 07.01.2024 Предыдущий пост сквозь годыИ роман, и фильм Бортки. Пожалуй, я был неправ. Точнее - не совсем и не во всём прав. Причем в обоих случаях. Но пусть будет и этот полемический пост.
Мой сварливый старческий задор во всей красе.
Там
Точка в утомительном разговоре
30 декабря 2005 года
Уф-ф. Досмотрел, честно, Мастера и Маргариту. От безделья. Что тут сказать? Остается суммировать уже ранее сказанное.
Фильм выявил все недостатки литературной основы - мешанину жанров, нескладуху, несвязанность эпизодов, беспомощность развязки, умильной, сладенькой, карамельной какой-то. Впрочем, не исключаю, что автор бы нашел более четкие очертания концовки, если бы не умер, трагически и преждевременно.
Фильм хорошо показал напыщенную мелодраматичность одних сцен, особенно в трех последних сериях, и пустоту других. Правда, мелодрама - не всегда плохо, от сцены прощания Мастера с Иваном БЮездомным слеза чуть не прошибла. Но это, видимо, от выпитого вина...
Актеры? А что актеры? Большинству нечего играть. Вот г-жа Ковальчук, Анна, по-моему, красивая женщина. Хорошая фигура. А как ей сыграть смесь "вечной женственности" и оголтелой ведьмы? Никак. Никто не сможет. В спектакле на Таганке, гораздо лучшем, чем этот сериал, хотя время было другое, советское, Маргарита тоже была никакая. Мастер - Галибин? А ему как быть? Изображать некую невнятную, трансцедентальную гениальность? Этого не в силах сделать ни один актер. Внешне все нормально, а роли нет, характера нет, художественного образа нет.
Воланд. Какая разница, стар Басилашвили или не стар. Как может нормальный живой актер сыграть Воплощение мирового зла? Не может. Никто. Тоже играть нечего, поэтому опытный Олег Янковский и отказался, и был прав. Басилашвили решился. И что вышло? Некий гоблин, изрекающий то афоризмы, то бесцветные пустые реплики. Это ж не Мефистофель Гёте, живой, наполненный образ, как его замечательно играл покойный Зиновий Гердт в телеспектакле Михаила Козакова. Но Булгаков - не Гёте.
Есть, что играть Абдулову-Коровьеву, Филиппенко-Азазелло, еще исполнителям ролей многих эпизодических персонажей. Они и делают свое дело. Кто лучше, кто хуже. Тут чистое дело вкуса. Я считаю - справились, особенно Абдулов и Филиппенко. С котом-Бегемотом вышла какая-то компьютерная фигня. Полагаю, она была лишней.
Понтий Пилат? Да, увы, Кирилл Лавров слишком стар. Явно неудачный выбор. Есть что играть, но кому-то другому. О Безрукове говорить бесполезно. Хороший грим. Но этот актер настолько талантлив, что, по-моему, способен загубить самую потрясающую и великолепную роль.
Вот, собственно, и все. Бортко как режиссер не показал себя никак. Он сделал репродукцию, весьма среднего качества.
Если кого-то этот фильм побудил прочитать роман, это хорошо. Булгаков лучше Пелевина или Пауло Коэльо. Хоть что-то прочли. Скажем за это спасибо РТР и лично товарищу Бортко.
|
</> |