Пост про книги
pashkovsky — 29.01.2014 Вот так соберешься, бывало, что-то сказать миру, а мир тебе тут же затыкает рот очередной порцией работы,Чем еще удобен киндл, так это возможностью отдельно складировать прочитанное за год. Правда, удобство это носит оттенок смущения. Я вот заглянул в декабре в папку с гордым названием ”Прочитанное (45)”, а там тебе и четырехтомник Довлатова перечитанный, и всякий Максофрай и прочие вещи, о которых как-то даже писать неловко после полугода молчания. Вообще, как выяснилось, я перечитываю книг едва ли не больше, чем читаю. Это печально.
Тем не менее, я решил попытаться хотя бы немного рассказать о том, что я читаю. Для удобства восприятия рассказы будут сопровождаться субъективными оценками, как обычно делает nekudza в своих обзорах.
Итак, если выкинуть все перечитанное, остается вот что:
1. Джон Дос Пассос, “42 параллель”
Очень серьезная книга о классовом разделении в Америке столетней давности. Бедным янки плохо. Богатым янки сначала хорошо, но потом все равно плохо. И бедным мексиканцам тоже плохо, и богатые мексиканцы
4/10 – уныло, но зато полотно эпохи и все такое.
2. Эдгар Доктороу, “Регтайм”
Любопытно, что сразу после “42 параллели” мне попалась другая книга о той же самой эпохе. И, конечно, там тоже всем плохо! Такое уж было время: акулы капитализма, эксплуатация, притеснение цветных, вот это все.
Но если Дос Пассос заставлял своих персонажей страдать под лязг ломающихся машин и ружейные выстрелы, то у Доктороу все происходит легко и даже мило – действительно, как будто регтайм звучит в голове. Вообще, конечно, это большое искусство – писать о жутковатых событиях с улыбкой и не казаться при этом циником.
9/10.
3. Иэн Макьюэн, “Мечтатель”
Тут я здорово не угадал с книгой. Скачивая наобум что-нибудь из творчества хваленого автора, я внезапно получил цикл из восьми сказок о мальчике с бурной фантазией. Написана книга явно для детей, но проблемы в ней раскрываются весьма взрослые. В результате я так и не понял, в каком возрасте мне стоило бы ее читать. Возможно, ни в каком.
Кстати, если вы читали Макьюэна, посоветуйте еще что-нибудь – желательно, не в формате сказок.
А, да, 6/10. Пишет-то он действительно хорошо.
4. Джон Уиндем, “День триффидов”
Оказывается, если на Земле расплодятся триффиды (это такие хищные растения), а все человечество разом ослепнет, жить ему станет гораздо тяжелее – особенно в условиях начавшейся пандемии чумы. К счастью, апокалипсис не стал полным, поскольку автор не догадался еще на всякий случай оторвать людям руки, а кое-кому даже сохранил зрение.
Собственно, повествование как раз и представляет собой дневник одного из этих зрячих и рукастых счастливцев. Получилось что-то среднее между “Войной миров” и ”Fallout 2”, но не так увлекательно.
Зато переводил все это дело Борис Стругацкий.
5/10.
5. Элизабет Джордж, “Великое избавление”
Джордж пишет детективы про Англию с большим знанием дела: и графский дворец у нее выглядит как настоящий, и свиньи в деревне очень натуралистично хрюкают. Тем не менее, страсть к впечатлениям легко выдает в ней американку. Помните Агату Кристи? Двенадцать человек убивают одного или, наоборот, один – десятерых, но все выглядит очень пристойно. А у Джорж то несовершеннолетнюю изнасилуют, то оргию устроят, то сигарету потушат об кого-нибудь.
Тем не менее, мне понравилось. Интересный сюжет про идиллическую сельскую Англию (где, как известно еще от Шерлока Холмса, происходят самые отчаянные убийства), многогранные главные герои –
8/10.
6. Элизабет Джордж, “Школа ужасов”
Примерно то же самое, но про школьников.
7/10.
7. Михаил Салтыков-Щедрин, “Господа Головлевы”
Не знаю, как вышло, что я эту книгу не прочитал в школе – у меня тогда Щедрин был одним из любимых писателей. А сейчас я читал со смешанными чувствами: Щедрин своих героев выписывает мастерски, но с такой откровенной неприязнью, что начинает слегка мутить. Такое ощущение, что иногда он клал перо на стол, потирал ладони и приговаривал какому-нибудь Иудушке: ”Вот же тебе, гад такой, вот!” И так страниц 200.
Но и так было понятно, что про любовь лучше у кого-нибудь другого почитать.
7/10.
8. Джон Гришэм, “Фирма”
Молодой человек приходит работать в преуспевающую фирму. Там ему приходится осваивать много нового, сдавать экзамены и работать по 16 часов в сутки. Очень, блин, интересно.
К счастью, молодой человек вскоре начинает что-то подозревать: коллеги гибнут, вокруг крутятся какие-то люди из ФБР… В общем, завязывается классический американский остросюжетный остросюжет с участием жуткой мафии и грубых, но решительных полицейских. В конце все гоняются друг за другом по кустам, спотыкаясь о заботливо расставленные там рояли.
6/10. Добротно, но финал, как говорится, немного предсказуем.
9. Энтони Горовиц, “Дом шелка”
Я давно уже слыхал о том, что какой-то американец (блин, опять!) получил франшизу на новые повести о Шерлоке Холмсе. И вот, наконец, я добрался до первого из его творений.
Слушайте, это какое-то эпическое говно! Волей автора (и, возможно, переводчика), бедняге Холмсу пришлось не только совершенно перестать думать и начать носиться по всей Англии с пушкой наперевес, но и заговорить на языке, достойном даже не Лестрейда, а беглого каторжника Селдена.
А что стоило этому Горовицу тихонько вылезти из калашного ряда и писать про ФБР и мафию? Вышло бы нормально, я уверен.
1/10. По полбалла автору и переводчику.
10. Торнтон Уайлдер, “Мост короля Людовика Святого”
Дело было так: где-то в Перу рухнул мост, погибли пять человек. Некий местный монах долго и мучительно пытался понять: что стоит за этими событиями, почему погибли именно эти люди, и что может их объединять? Кажется, он так ничего и не понял, но все равно написал книгу, за которую и попал к инквизиции на костер.
Должен сказать, что я тоже ничего не понял. Детективы – мой удел, увы.
4/10.
11. Лоис Макмастер Буджолд, “Барраяр”
Классика героического фэнтези. Героическая дама по имени
Остальные несколько сотен страниц посвящены тому, как Эйрел воюет, а Корделия прячется, чтобы в решающий момент помочь ему всех победить. Прятаться здорово мешает растущий живот, в котором находится
5/10.
12. Лоис Макмастер Буджолд, “Цетаганда”
Примерно то же самое, но про школьников. В смысле, Майлз Форкосиган уже слегка подрос (больше умом и духом, чем телом), вместе с ровесником-кузеном отправился приключаться на другую планету и там всех героически обхитрил.
Кажется, я только что создал универсальное описание романов Буджолд.
5/10.
13. Акутагава Рюноскэ, “Избранное”
Нелегко, надо сказать, переключаться на Акутагаву с книжек про агентов ФБР и инопланетных аристократов. Настолько нелегко, что я этот сборник читал примерно по одному рассказу в день - все очень тонко и депрессивно. При этом не зацепило совершенно: красиво, но какое-то совсем чужое.
8/10 (из них 11 за красоту текста и -3 за реалии, чуждые рядовому читателю типа меня).
14. Ю Несбе, “Нетопырь”
Хороший детектив, преисполненный скандинавской натуралистичности. В частности, главный герой, норвежский полицейский инспектор – хронический алкоголик. Впрочем, алкоголизм не мешает ему слетать в Австралию (кстати, Несбе отлично ее описывает), найти там убийцу одной скандинавской девушки и даже успеть закадрить другую.
8/10.
15. Ю Несбе, “Тараканы”
Примерно то же самое, только про
8/10.
16. Стивен Хокинг, “Краткая история времени”.
Что тут рассказывать: Хокинг – гениальный лектор, а книга – золотая классика научпопа.
10/10.
17. Ричард Фейнман, “Вы конечно шутите, мистер Фейнман?”
Еще одно классическое произведение физика – правда, уже в жанре автобиографии. Должен заметить, что автор временами напоминал мне Карлсона – как темпераментом, так и привычкой к дурацким розыгрышам. Впрочем, и подкупающим жизнелюбием тоже.
Одного не понимаю: почему отдельные люди считают эту книжку лучшей в мире автобиографией (Karlsson detected again). Книга как книга.
6/10.
18. Роберт Джордан, “Око мира”
Говорят, Джордан – классика фэнтези. Врут, я надеюсь.
“Око мира” – длиннющий роман, на протяжении которого герои уныло бегут по унылому миру, который грозят вот-вот разрушить (или поработить? точно уже не помню) какие-то унылые темные силы. Автор тщательно пытается нагнать страху, но все равно получается как-то уныло. Кроме того, и шмыгающие по лесам силы добра (человек 8), и гоняющиеся за ними темные всадники зла сильно попахивают каким-то несвежим Толкиеном, что тоже не прибавляет книге вистов.
Радует только то, что в какой-то момент книга быстро, решительно кончается.
2/10.
19. Грэм Грин, “Стамбульский экспресс”
Еще один случай, когда я не угадал с книгой. Грин – отличный писатель, но, как выяснилось, до этого я читал только поздние его вещи. А ”Стамбульский экспресс” Грин написал в 28 лет, и это очень заметно. Сюжет неплохой (думаю, это можно предположить и по названию), но до вершин творчества еще далеко.
Кстати, я недавно слышал, что сам Грин, перечитывая в старости ”Стамбульский экспресс”, отозвался о нем несколько скептически.
4/10.
20. Фредерик Форсайт, “День шакала”
Детектив о том, как неуловимый наемный убийца готовит покушение на Шарля де Голля, а скромный инспектор парижской полиции пытается ему помешать.
Вот это, на мой взгляд, как раз вершина творчества. Все остальное, что я читал у Форсайта, показалось каким-то картоном под клюквенным соусом – сначала про советских, а потом про исламских гадов. В “Дне шакала” все выглядело очень естественно и отлично читалось до самого конца.
8/10.
21. Донна Тартт, “Тайная история”
Юноша из небогатой семьи поступает в университет, где вовсю царит дух 1980-х: пьянки, гулянки, наркотики и беспорядочный секс. Которые, надо сказать, главного героя совершенно не интересуют. Интересует его только греческий язык и прекрасные новые друзья, читающие подлинники Платона. Правда, один из друзей оказывается чуть менее прекрасным, и его приходится убить…
Не пугайтесь, это не спойлер. Читая статью про ”Тайную историю”, я нашел довольно меткое определение ”Whydunit” (по аналогии с популярным ”Whodunit”): в самом убийстве нет никакой тайны – гораздо интереснее, что за ним стоит. И автор настолько мастерски знакомит читателя с героями, что убей они хоть президента Рейгана, это все равно на какое-то время вызвало бы понимание и даже сочувствие. Но только на время. Роман напоминает игру в ”Мафию”: вроде бы уже все, нашли главного негодяя, а еще реплика-две – и негодяем оказывается другой.
Рассказывать я мог бы еще долго, но вы лучше сами почитайте. Донна Тартт пишет гораздо лучше меня.
10/10.
22. Ивлин Во, “Возвращение в Брайдсхед”
Юноша из небогатой семьи поступает в университет… Э-э… о чем это я?
Кажется, сразу же за “Тайной историей” мне попался источник вдохновения ее автора. Действительно, у романов много общего: университет, новые люди, их постепенно открывающийся мир, достоинства и недостатки.
Но это, конечно, совсем другой роман, и читается он по-другому. Я даже не знаю, как описать это ощущение, когда очень грустное повествование все равно время от времени вызывает улыбку.
В общем, проще вам самим почитать Во, если еще этого не сделали.
10/10.
23. Кадзуо Исигуро, “Остаток дня”
Мне кажется, хороший роман о господах и слугах может написать либо англичанин, либо японец: и у тех, и у других эти отношения освящены веками. Неудивительно, что лучше всего (по крайней мере, я не видел ничего лучше) получилось у британского писателя Исигуро.
А еще мне кажется, что “Остаток дня” нужно в принудительном порядке давать читать всем молодым претендентам на работу в Big-4. Может, одумаются.
10/10.
24. Джоан Роулинг, “Случайная вакансия”
Помните, с чего начинается сага о Гарри Поттере? Где-то в Англии живет самая обыкновенная
”Случайная вакансия” – это целый город семей, знакомство с каждой из которых повергает читателя в отчаяние. Никакого волшебства, никакой надежды, зато сколько угодно тупости, злобы и грязи. Если бы Роулинг не была хорошей писательницей, я бы вряд ли дочитал даже до середины.
Но Роулинг – хорошая писательница.
8/10.
25. Александр Чудаков, “Ложится мгла на старые ступени”
Еще Лермонтов сказал, что история обыкновенного человека может быть интереснее истории целого народа. Книга Чудакова одновременно и доказывает, и опровергает классика: автор собрал под одной обложкой несколько десятков таких вот интересных обыкновенных людей, написав, таким образом, если не историю целого народа, то значительный ее фрагмент.
И да, ”Букер десятилетия” кому попало не дают.
10/10.
|
</> |