
Пост о Посте


Сегодня праздник, который называется Вход Господень в Иерусалим или, в нашей среднерусской интерпретации – Вербное Воскресение. Собственно, сегодня закончился Великий Пост и началась Страстная Неделя, которая в бытовом плане характеризуется в том числе тем, что с сегодняшнего дня постящиеся могут есть рыбу. До этого можно было есть только пищу растительного происхождения. Ну в принципе не буду вдаваться в детали. Но вот каждый раз, когда наступает Пост, а их в году четыре – Петров, Успенский, Рождественский и самый главный – Великий (не считая постных сред и пятниц и т.п. некоторых однодневных постов), я всякий раз начинаю раздумывать над сутью поста. Не то чтобы это занимает прямо все мои мысли, но нет-нет, да и задумаешься. Смысл поста, как его объясняют, понятен – надо отрешиться от всего земного и думать о душе. Ну и всё такое прочее. Отсюда, видимо, происходит идиоматическое выражение «постная рожа», как эталон чего-то скучно-унылого, всем своим видом демонстрирующее свою набожность. Но вот, например, слова Христа, которые приводятся в Евангелии от Матфея:
«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое. Чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мат. 6,16-18)
Ну то есть вообще не надо никому в нос тыкать своей повышенной набожностью. Но меня ещё занимает пост с точки зрения меню, так сказать.
Почему, собственно, постящийся должен отказаться от животной пищи? Ведь если пост – это умеренность в пище, то в принципе неумеренно можно и булками объедаться и всякими фруктами. В чём тут соль? Сколько не думал, мог найти только одно объяснение.
Поскольку пост как идея жертвы Богу, возник на Ближнем Востоке, то видимо с этим и связаны какие-то особенности принципов поста. В том жарком климате мясо хранить было негде – оно бы испортилось. С одной стороны конечно сушёно-вяленое мясо известно с незапамятных времён. И всё-таки – это чисто умозрительное предположение – такой вид пищи был характерен в основном для путешественников (например купцов), а обычный человек если ел мясо, то ел пищу, приготовленную из сырого мяса. Соответственно, поскольку на Ближнем Востоке была а) дикая жара и б) холодильников не было, то единственный способ получить свежее сырое мясо – это приготовлять его сразу после забоя скота. Хотите жаркое из ягнёнка? Нет ничего проще – забили и приготовили. И удобно – ягнёнок, пока живой, не испортится (если конечно его регулярно кормить). Но забой скота – это пролитие крови. Вот, собственно, мне кажется это и есть главная суть отказа от животной пищи в пост – запрет на пролитие крови животных, а не на мясо как таковое.
Вопрос конечно открытый о запрете на молочные продукты во время строго поста. Тут сколько не думаю – вообще ничего понять не могу. В чём смысл? Единственное хоть какое-то объяснение – когда христианство стало распространяться в регионы с другим климатом и другим типом питания, то во многих регионах мясо было настолько редкой частью пищи, что собственно отказ от мяса в пост не имел никакого особого значения, поскольку и так-то мясом не сильно баловались. Ну скажем для древних русичей основной пищей была каша, грибы там разные и тому подобное. Не то чтобы они не ели мясо, но простой народ явно смотрел на мясо как на довольно экзотический продукт (типа чёрной икры в наше время) и запретом на мясо его было не прошибить. Вот для этой категории древних жителей пост расширили вообще до запрета на употребление всего, что так или иначе было связано с животной пищей – молочные продукты и яйца птицы.
Правда тут были и нюансы. Когда в своё время часть монголов приняла христианство в несторианском варианте, то перед ними возник следующий вопрос – если соблюдать пост полностью, то они просто вымрут с голоду, поскольку монголы ничего кроме мяса и молочных продуктов не ели. Им сделали послабление – разрешили употреблять молочные продукты.
Кстати, я специально не изучал рацион древнего жителя Ближнего Востока, но мне кажется – по чтению того же Евангелия – что основная массовка мясо ела не так чтобы очень часто. Основной рацион – лепешки и рыба.
Теперь вопрос о том, что такое пост для современного человека. На мой взгляд, современный человек, который вынужден нести пост по полной программе, подвергает свою так сказать плоть куда большим истязаниям, чем его предков несколько веков тому назад. Судите сами.
Если дворяне в прошлом мясо лопали конечно регулярно, то, повторюсь, простой человек ел мясо редко. Поэтому для него отказ от мяса не был так тяжёл, как для современного человека, у которого мясо является практически ежедневным продуктом питания (наравне с хлебом). Кроме того, в те стародавние времена пост начинался сразу для всех и, согласитесь, поститься со всеми за компанию, когда даже рыночная торговля подстраивалась под пост, куда проще, чем сейчас, когда зайдите только в гастроном, чтобы затариться постной снедью, и вынуждены будете продираться через прилавки с залежами мяса всех сортов, колбас и тому подобных неправильных в пост продуктов. Улицы забиты ресторанами и кафе, где на выбор самая изощрённая мясная пища. Реклама бьёт по голове – даже незаметный в обычные дни рекламный банер с Макбургером в пост бьё прямо в солнечное переплетение. Можно конечно сказать – не смотри. Но это же бред. Можно переключить фильм или передачу, которые не нравятся, но от рекламы мясных продуктов или просто их вида, защититься невозможно в принципе. Проверено.
А, скажем, Новый год, на который приходится Рождественский пост? Мне интересно – многие ли православные в самом деле Новый год встречают за постным столом?
Таким образом получается, что современный православный в плане Поста поставлен в куда более суровые обстоятельства, чем его собрат в былые времена. Во-первых, мясо-молочная и рыбная пища являются основой его меню, а не приятным дополнением, как это было век или два тому назад для огромной части населения. Во-вторых, если у православного начинается пост, то это вовсе не означает, что все вокруг начинают его в этом поддерживать. С какой стати человек не верующий откажется от своей мясной пищи? Он не откажется. И не отказывается. И странно его в этом упрекать. Но на православного обрушивается просто шквал мясных соблазнов, от которых он был хорошо защищён даже в XIX веке, не говоря уже про более раннее время. Пожалуй даже в советское время было легче держать пост, чем сегодня.
И что в итоге я хочу сказать?
Я хочу сказать, что Священный Синод должен собраться, покумекать там, взвесить все pro at contra и наконец привести постное меню в соответствие к современным реалиям. Ну, например, можно ввести в пост запрет на поедание телятины, лангустов и сёмги с форелью. Ну или, допустим, на чистое мясо (вроде свиных отбивных или шашлыков, курицы-гриль и т.п.). Но отменить идущий с Ближнего Востока уже давно архаичный обычай.
А то так получается, что в пост больше думаешь о том, скорее бы он закончился, чтобы забросить себе в голову как можно больше плиток жареной говядины, чем о вышнем. Про обжирание накануне поста в Масленицу вообще молчу. В общем, уповаю на Священный Синод. В конце-концов, вам что нужно – вера или лицемерие?
PS: Прежде чем оставить комментарий, прочтите правила общения, которые действуют в моём блоге, чтобы в случае чего не удивляться последствиям.
|
</> |
https://bit.ly/2IENXIe
Вечный заработок на хостингах от 120 000 рублей в месяц. Пакет "Базовый"
Гарантия возврата денег.