Фетиш
germanych — 30.03.2013 — МненияНе могу без внутреннего сопротивления выкинуть в мусорное ведро чёрствый хлеб. Прямо приходиться себя заставлять. И это не только у меня. Многих знаю, кто не может выкинуть старый хлеб на помойку, испытывая нечто вроде какого-то благоговения. Хлеб нельзя выбрасывать! Что странно вообще говоря. Откуда это? Ведь хлеб – это всего лишь блюдо из растения. Скорее старую ветчину более негоже выкидывать, чем хлеб, ведь для приготовления ветчины убили живое существо.
В фильме «История любви» Феликс (Жан Рено), попробовав ветчину в гостинице, с гневом восклицает: «Эта свинья умерла напрасно!». Тут логика хоть какая-то есть. Живое существо убито, чтобы было приготовлено блюдо. И потом так сказать в память об этом животном неприятно выбросить остатки этого блюда. Но хлеб готовится из неодушевлённых злаков!
Ну допустим, если брать сакральную историю. Христианство. Мол в литургии используется хлеб и потому он несёт на себе отпечаток чего-то священного. Но положим священным он становится в момент преосуществления, становясь (согласно доктрине) Телом Христовым. А до этого момента это просто хлеб. Ничего священного в нём нет.
Да и кроме того, если хлеб должен расцениваться священным сам по себе, поскольку используется во время причастия, то вино тем более должно быть таковым – оно преосуществляется в Кровь Христову, что куда сакральнее, чем Тело. И однако же к вину нет такого трепетного отношения. Да и к винограду нет. Ну кто станет церемониться с вялой веткой старого винограда? Раз – и в мусорное ведро.
В советское время опять же всюду эти плакаты – «Хлеб к обеду в меру бери». И постоянный рассказы про блокадный Ленинград и дневную пайку. Ну и что? Если в блокадном Ленинграде кусок хлеба мог продлить жизнь человеку, то почему из-за этого сегодня, когда никакого дефицита хлеба нет, он должен считаться чем-то сакральным.
В общем совершенно странный фетиш. И всё это я понимаю разумом. А всё равно тяжело выкинуть хлеб в мусор. Тяжело отчего-то.
|
</> |