Пост из серии "Кто еще не лапал нашу невесту?"

топ 100 блогов langobard31.01.2024 То есть про свежую "Мастер и Маргариту".
Сначала про книжку. С романом Булгакова лично у меня романа не сложилось. Во времена позднеподросткового и раннемолодежного книгочейства я был просто одержим латиноамериканской литературой. "Мастера и Маргариту" я прочитал то ли чуточку до, то ли сразу после "Ста лет одиночества" Габриэля Гарсия Маркеса, а Маркес меня подавил и размазал настолько, что Булгаковская нетленка показалась пресноватой. Кстати, из-за того же Маркеса и прочих латиноамериканцев для меня в разряд средненькой литературы улетели не менее культовые в те времена братья Стругацкие. То есть никаким фанатом, экспертом и т.д. "Мастера и Маргариты" я не являюсь, мой взгляд абсолютно прохладный. С пятнадцатилетнего возраста я не перечитывал роман, что, наверное, и не требуется - книги, прочитанные в таком возрасте, очень хорошо запоминаются, я неплохо его помню (это в четырех романах любимейшего Джонатана Франзена я уже путаюсь, хотя прочитал их относительно недавно). Может, кстати, и перечитаю, "Мастера и Маргариту". Читать все равно нечего, я вон уже до повестей Владимира Маканина докатился (о чем, впрочем, не очень жалею).
Я понимаю, что в "Мастере и Маргарите" много, как говорят передовые трансгендеры, смысловых треков. Тогда в подростничестве я уловил два. По поводу первого мало кто спорит - автором двигало желание написать настоящий "московский роман" (топографически-точный, с московским вайбом и всем таким), чтобы Петербург с его Достоевским и Андреем Белым подзаткнулся. По поводу второго, разумеется, неизбежны дискуссии. В общем, мне тогда показалось и кажется до сих пор, что Булгаков сообщил нам, что по-настоящему понять художника, тем более, защитить его от всякой мразоты может только... дьявол. Ибо Господь до таких мелочей не опускается.
От себя бы добавил еще вот что. Дьявол не может творить - у него нет бытия и он не создает ничего - поэтому его тянет к тем, кто способен творить. А Бога к ним не тянет, он и сам творец, поэтому люди-творцы, будучи кинуты Богом, и оказываются в земной жизни в печальнейших ситуациях, спасать их приходит дьявол, которому они как раз интересны.
В общем, всем тем, кто согласен, что Булгаков, напрягаясь и мучаясь, хотел сказать именно эту малоприятную вещь, рекомендую "Мастера и Маргариту" в постановке Локшина. Она не совсем про это, но там ЭТО есть.
Чем, как мне кажется, точно прославится постановка Локшина (если не брать освоенный миллиард, конечно), так тремя, как говорят унылые гетеросексуалы, моментами.
1. Фильм "Мастер и Маргарита" рассказывает историю... Мастера и Маргариты. Все остальные линии приглушены, переведены во второстепенные, особенно линия Иешуа и Пилата. Да и Воланд с его яркой компанией это служебные функции истории про Мастера и Маргариту. Вот это действительно свежий ход. Ничего такого не было ни в предыдущих постановках, ни, страшно сказать, в самой книге. Ибо заявлявших, что из "Мастера и Маргариты" можно выкинуть Мастера и Маргариту, дабы не портили хорошую книгу, всегда было много. Я и сам был из таких. В общем Мастер и Маргарита дождались. Наконец-то нам рассказали про них, а не про креативные находки Воланда с компашкой и не про высокие религиозные истины.
2. Тема того, каким должен быть Воланд, кажется, закрыта. Ну как английский актер (забыл, как зовут) в бибисишной постановке "Войны и мира" закрыл тему того, каким должен быть Пьер Безухов. Как нет смысла даже Олегу Меньшикову играть Остапа Бендера после Миронова и Юрского. Вот такой, какой Воланд в этом фильме, такой он и должен быть. Особенно ужасным на этом фоне выглядит Воланд Басилашвили - этакий дедушка, ветеран труда, на встречах с глупыми пионерами.
Про Цыганова и Снигирь молчу из уважения к почитателям их талантов, которых я не вижу. Скажу только, что тема Воланда в кино постановкой Локшина закрыта, а тема Мастера и Маргариты остается открытой.
Воланд в фильме говорит с Мастером преимущественно на немецком. Я забыл, в книге так же? Так-то отличное напоминание о том, что главная книга европейской литературы про дьявола написана на немецком и это уже не перебить никому. Ну и вообще, возможно, что немецкий это язык дьявола. Разговор у том, является ли языком Бога арамейский или латинский, предлагаю отложить до лучших времен.
3. Ну и о коте Бегемоте. На фоне кота от господина Бортко все коты во всех постановках "Мастера и Маргариты" хорошие, и этот кот тоже хорош.
P.S. Фильм смотрели в зале, заполненном на пятую часть. Что было довольно неожиданно, учитывая, что сети трещат от постов о переполненных залах и отовсюду летит инфа о рекордных кассовых сборах. Не знаю, насчет сборов, но не исключаю, что хоты бы частично посты о переполненных залах это часть рекламной компании, доверенная жуликам от SMM.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Дженнифер Коннелли во вторник на улицах Манхэттена. ...
По поводу журнала. Взять и сделать первые несколько номеров самим, в том формате, в котором его можно было бы распечатывать на принтере и показывать людям. Называемся мы "Максимка" - кто помнит, был такой юнга-негритенок, которого наши моряки ...
...
Да, друзья. Самая короткая неделя года подошла к концу, и в центре нашего внимания снова брутальные мужЫки наши прекрасные, милые, бесподобные женщины! Вопрос, который мучает всех мужчин (не слепых), многих женщин (не монашек), а также стилистов, ...
Один дяденька всегда занимается сексом в двух презервативах. Очень боится, что станет отцом. Боится настолько, что в ответственный момент бежит в ванную и кончает в раковину. Считает, что его слишком резвые сперматозоиды способны пробить двойное ограждение, либо сомневается в качестве, ...