Последний выстрел генерала
ad_informandum — 12.12.202013 декабря 1984 года 74-летний эксминистр МВД СССР Николай Щёлоков, занимавший эту должность в течение 16 лет, надев парадный мундир генерала армии с наградами, застрелился в собственной квартире, в доме №26 на Кутузовском проспекте.
Накануне, 12 декабря, Указом Президиума Верховного Совета СССР № 1512-XI он был лишён всех государственных наград, а также звания Героя Социалистического Труда. В этот же день Николай Анисимович съездил к сыну и взял оттуда коллекционное двуствольное охотничье ружье, из которого позже и застрелился.
Примерно во втором часу дня 13-го декабря Игорю Щёлокову (сыну) на работу позвонила жена и сообщила, что Николай Анисимович не отвечает на звонки. Игорь Николаевич позже вспоминал:
«Я в тот же момент все понял».
Они застали Николая Анисимовича лежащим в холле в парадном мундире генерала армии, с наградами.
В материалах возбужденного в связи с этим дела сообщалось:
«Когда сотрудники ГВП (ред.- Главной военной прокуратуры) прибыли для осмотра места происшествия, вся семья Щёлоковых была в сборе, а мертвый Николай Анисимович лежал лицом вниз в холле – выстрелом в упор он снес себе полголовы. На нем был парадно-выходной мундир генерала армии с медалью «Серп и Молот» (муляж), 11 советскими орденами, 10 медалями, 16 иностранными наградами и знаком депутата Верховного Совета СССР, под мундиром – сорочка из трикотажного полотна с расстегнутым воротом, галстук отсутствовал, а на ногах были домашние шлепанцы. Под телом Щёлокова находилось двуствольное бескурковое ружье 12 калибра с горизонтальным расположением стволов и заводским клеймом на ствольной планке «Гастин-Раннет» (Париж). В столовой на журнальном столике были обнаружены две папки с документами, две грамоты Президиума Верховного Совета СССР и медаль «Серп и Молот» №19395 в коробочке красного цвета, на обеденном столе – портмоне, в котором были 420 рублей и записка зятю с просьбой заплатить за газ и свет на даче и рассчитаться с прислугой».
Предсмертные записки он написал за 3 дня до самоубийства: одну - генсеку Константину Черненко, а вторую – детям.
Генсеку он писал:
«Прошу Вас, не допускайте разгула обывательской клеветы обо мне, этим невольно будут поносить авторитет руководителей всех рангов, а это в свое время испытали все до прихода незабвенного Леонида Ильича. Спасибо за все доброе. Прошу меня извинить. С уважением и любовью – Н. Щёлоков».
А началось всё с того, что 17 декабря 1982 года, через месяц после смерти Брежнева, Николай Щёлоков был освобождён с поста министра в связи с расследованием по поводу коррупции, начатым Андроповым после убийства милиционерами майора КГБ Вячеслава Афанасьева. Побои, в результате которых он и скончался, Афанасьеву были нанесены на станции метро «Ждановская» (ныне «Выхино») сотрудниками милиции метрополитена из-за продуктового пайка, который вез сотрудник КГБ.
Проведённая по указанию нового Министра внутренних дел СССР Виталия Федорчука комплексная проверка деятельности МВД СССР в период руководства Щёлокова выявила большое количество злоупотреблений.
19 февраля 1983 года на даче в Серебряном Бору из наградного пистолета мужа застрелилась Светлана Владимировна Щёлокова. Она была врачом-отоларингологом, кандидатом медицинских наук, продолжала практиковать, преподавала в 3-м московском Медицинском институте. По воспоминаниям людей, лично ее знавших, она очень тяжело переносила отставку мужа. Начались неприятности на работе у сына, за Щёлоковыми велась демонстративная слежка. После ее самоубийства по Москве поползли слухи, что жена министра стреляла в Андропова, который был их соседом по дому, в лифте, ранила его и затем покончила с собой.
Похоронили некогда почти всемогущего министра очень скромно, на 20-ом участке Ваганьковского кладбища, рядом с женой и матерью. Присутствовать на похоронах сотрудникам МВД приказом запретил новый министр Виталий Федорчук.
|
</> |