
Последний полет "Кондора"


Ровно 75 лет назад, 21 апреля 1945 года, из берлинского аэропорта Темпельхоф, по которому уже била советская артиллерия, вылетел последний пассажирский авиалайнер со свастикой на хвосте. Четырехмоторный гигант FW-200 "Кондор" с бортовым кодом D-ASHH и собственным наименованием "Гессен" летел в Барселону с промежуточной посадкой в Мюнхене, где он должен был взять на борт четырех сотрудников испанского посольства.
Согласно документам, в самолете находились пять членов экипажа, 16 пассажиров и большое количество каких-то ящиков, однако, ни личности пассажиров, ни содержимое ящиков неизвестны. Предположительно, город, к которому приближались советские войска, покинули высокопоставленные нацистские чиновники (возможно - с семьями), вывозившие валюту или секретные архивы.
Перед вылетом было известно, что на маршруте бушует сильная гроза, но это сочли хорошим знаком, снижающим вероятность встречи с англо-американскими истребителями, для которых огромный невооруженный самолет был бы заманчивой мишенью. Но немцы переоценили возможность "Кондора" противостоять стихии.
Через полтора часа "Гессен" достиг Мюнхена, но погода над городом была такова, что посадка оказалась невозможной. С самолета радировали, что экипаж решил напрямую лететь в Барселону, так как горючего ему хватит. Это была последняя радиограмма "Гессена". К месту назначения он не прибыл, а поиски на территории Германии, еще не оккупированной войсками союзников, результатов не дали. Впрочем, ими особо и не заморачивались, по вполне понятной причине.
Только спустя пять лет появилась информация от жителей баварской коммуны Пизенкофен, что в глухом лесу они случайно обнаружили место катастрофы крупного самолета. Обследование показало, что самолетом был "Кондор", который врезался в землю с такой силой, что двигатели ушли вглубь на 6 метров. Деревья вокруг 20-метровой воронки не были поломаны, а это означало, что самолет падал практически вертикально. При этом одно из крыльев авиалайнера отыскалось в 300 метрах от места падения основной части машины, из чего следовало, что оно оторвалось еще в воздухе.
Среди обломков были найдены обугленные кости нескольких человек, а также - каким-то чудом уцелевшее пилотское удостоверение на имя Августа Кюнстле. Так звали командира экипажа погибшего "Кондора". Картина произошедшего примерно прояснилась. Самолет был разрушен ураганным порывом ветра, либо - взрывом крыльевого бензобака, который мог произойти от удара молнии.
Однако вопрос о том, что за люди находились на его борту и какой груз они пытались вывезти из горящего Берлина, остается открытым, так как никаких докуметов об организации этого рейса и о его пассажирах до сих пор не найдено. Возможно, это так и останется одной из многих неразгаданных тайн Второй мировой войны.
Более-менее качественных фотографий "Гессена" я не нашел, поэтому вверху - однотипный с ним "Вестфален", а внизу - "Гренцмарк", на котором в августе 1939 года прилетел в Москву Иоахим фон Риббентроп.

|
</> |
