Последний пароход

топ 100 блогов laragull25.10.2016 Мне было вдвое меньше лет чем теперь, когда я впервые столкнулась с эмигрантской реальностью. Был девяносто первый год и многочисленные протестантские верующие вдруг узнали, что если они захотят эмигрировать в Америку, то им положен статус беженца, со всеми полагающимися ништяками: пособие на полтора что ли года, обучение языку, бесплатное медобслуживание, жилье, пособие на детей, пенсия, если старый уже.
Всего-то надо представить доказательства, что был членом церкви, в те годы, когда это не одобрялось коммунистическим режимом.

Чтобы получить такой статус, надо было заполнить анкету и опустить ее в специальный ящик возле американского посольства в Москве.
Анкеты заполнялись на всех членов семьи, а семьи у верующих были многодетные.
Основная сложность заключалась в том,что документ был на английском, и ответы требовались на английском, и обходился перевод по тем временам дорого.

Я же была хоть и странная,  но своя, и переводила всем их анкеты бесплатно - очень мне хотелось, чтобы эти многодетные женщины получили просвет и облегчение в быту, потому что они реально были матери-героини: восемь-десять детей роди, выкорми, вырасти, воспитай - кромешный труд, который они несли безропотно, а тут перестройка, денег нет, но зато можно уехать в сытые края.

Мифов об эмигрантской жизни ходило много. Споры вокруг мифов не утихали. Суровая протестантская мораль в целом не одобряла позывы к материальному благополучию: "За колбасой едете! А кто тут трудиться будет на ниве Божьей" - укоряли одни других.
"Вот, захватит ваших детей тамошний безбожный разврат в телевизоре, поплачете еще!".

Как оказалось позже, бояться стоило не безбожного разврата по телевизору. Худшим врагом эмигрантов оказались завышенные ожидания от жизни в другой стране.

Ксати, бедствующие многодетные семьи отлично прижились в Америке, слали из новой родины цветные лаковые фотографии с застолий, украшенных громадными бутылками кока-колы и фанты, которые только-только появлялись в начале девяностых тут у нас. Немножко освоившись, слали оставшимся друзьям посылки со снедью: что-то сами покупали по фудстэмпам сэкономленным, но чаще оставляли адрес друзей в гуманитарной миссии, и та уже сама паковала муку, шоколад, арахисовую пасту, сухие супы, чай, кофе, сахар, консервы. В голодные девяностые эти посылки были приветом из земного рая.

И вдруг нашу тусовку облетел слух: зажиточная семья, уехавшая в Америку со статусом беженца, вернулась. Это было так странно, невообразимо.

- Тут я себя чувствовала человеком, - поясняла жена, - у меня было три шубы, хорошие сапоги, дом, достаток, статус. А там что? Там я себя чувствовала никем! Там таких как мы был вагон и тележка! Это унизительно. Мы помыкались два года и поняли: надо возвращаться, это общество не для нас, тем более дом мы не продавали, как чувствовали! Чтобы такой дом в Америке купить, надо всю жизнь пахать, или чтобы с бизнесом везло, но нам там везухи не было. Дети, правда, страшно дулись, когда мы решили вернуться, говорили: мы вам никогда не простим, что увозите нас из Америки.

Не то чтоб я эту женщину понимала тогда. Мне казалось, что уезжают не для того, чтобы возвращаться, это смена сценария, а не проба сценария, и упускать такой шанс - нелепость и расточительство, но что я знаю о чужих жизнях.
Доступного как сейчас интернета тогда не было, никто не проводил выставки и семинары для эмигрантов, как сейчас, людям не хватало данных для анализа, чтобы принять единственно верное решение.

Те, кто эмигрируют сейчас, делают это с открытыми глазами, и не от безысходной бедности, как многодетные семьи в девяностые. Нынешняя потенциальная публика может получать консультации по эмиграции в любую доступную для этого страну, читать дневники давно живущих заграницей русских, да хоть и скататься  в Москву на выставку 28-29 октября - рассмотреть всякие предложения со всех сторон, чтобы знать на что идешь, соизмерить ожидания и реальность, узнать технологию процесса, и начать дело спокойно и рационально.

Мы живем в невероятное время возможностей, включая возможность просчитать все ходы наперед, заполучив побольше информации для обработки.

В те годы, когда я помогала заполнять анкеты многодетным семьям верующих, информации было малым-мало, и ее заменяла  мифология. Это тоже неплохо, если кто привык к такому, только плата бывает непомерной.

Сейчас же, те, кому на роду написано уехать в иные края, обслуживаются всесторонне.
Вот и про выставку вы теперь знаете, кто не пошел - я не виноват)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Катулл, как известно, похоронил воробья — и вместе с ним живую радость, пусть почти в пародии по замыслу, пусть с бесконечной самоиронией, чем любезен нам поныне, но холодом от тропы туманной пронимает всерьёз. Смерть малой птицы, в которой, как ...
СЕГОДНЯ на глаза попалась камера, которой не снимаю вот уже несколько лет - Sony A3000. Зарядил батарейку и снял несколько кадров. Мори накормил вегетарианской едой - пастой с грибной подливой (сыры, а их было натёрто два вида, считаем vegetarian-friendly, то есть, по сути, ...
Глава миссионерского отдела Томской епархии Русской православной церкви Максим Степаненко разместил в интернете статью, в которой предложил «возродить» использование матерного слова «б****» и называть так женщин, воспитывающих детей вне брака. «В наш век, по моему мнению, требуется ...
Россия сегодня будто шизофренией страдает. Гигант с комплексами карлика. Государство, бесконечно разглагольствующее о будущем, но не прекращающее мастурбировать на свое прошлое. Двадцать три года после распада (или развала) СССР или рождения новой России — мы все еще не можем определиться, ...
Про них ходят легенды : 100 евро за ужин и столько же за койку в хостеле, штрафы за превышение скорости по 300-400 евро за пару км, одежда, обувь, и даже вода, стоит тут совсем не кисло. Кто-то из друзей все равно сказал, что Норвегия еще дороже, но куда уж больше? Смотрим и считаем! ...