Последний из могикан

топ 100 блогов matveychev_oleg05.10.2019
Последний из могикан

Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.

Н. Тихонов

5 октября исполняется 98 лет со дня рождения Заслуженного артиста РСФСР и Украины Дупака Николая Лукьяновича, советского и российского актера театра и кино, театрального режиссера и директора, фронтовика, инвалида Великой Отечественной войны.

В послужном списке Николая Лукьяновича 93 театральных и 79 киноролей, десятки поставленных спектаклей. Особенно он запомнился многим как талантливый руководитель прославленного Театра на Таганке. Именно Дупак придумал и утвердил новое название Московского театра драмы и комедии и эмблему театра – красный квадрат с черными словами по периметру. Именно при нём Таганка стала театральной легендой всего Советского Союза. Да он и сам человек-легенда, «последний из могикан»! Представитель могучего поколения, родившегося ещё до образования СССР, созидавшего и отстоявшего великую страну, которой сегодня, к сожалению, уже нет.


Несмотря на свой значительный возраст и тяжелые ранения, он сохраняет удивительную силу и энергичность, память и жизнерадостность. Активно участвует в общественной ветеранской работе, ежедневно сам водит автомобиль. Своей живучей крепостью, силой и красотой он похож на мощный и стройный дуб, посаженный им лично полвека назад перед входом в новое здание театра на Таганке.

Родился Дупак и рос на Донбассе, пережил репрессии и голод 30-ых. Рано начал трудиться, заниматься в школьной и районной художественной самодеятельности. В 1936 году был приглашен в Таганрогский драмтеатр. Через год поступил в Ростовское театральное училище и театр Ю.А. Завадского, в котором играли Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов и другие знаменитости. Дружил и жил в одной комнате с Сергеем Бондарчуком. Весной 1941 года он успешно прошел пробы и снимался в главной роли Андрея в кинофильме «Тарас Бульба» у А.П. Довженко, мэтра отечественного кино.

В начале войны Дупак вместе с Довженко, Борисом Андреевым, Петром Алейниковым вступил в ополчение. Потом по ускоренной программе с отличием закончил Новочеркасское кавалерийское училище. Участвовал в обороне Москвы, в боях на других фронтах. Прошёл боевой путь от курсанта до командира гвардейского кавалерийского эскадрона.

Неоднократно отмеченный поощрениями командования, награжденный за боевые заслуги и особую храбрость, мужество и самоотверженность орденами Красного знамени, Отечественной войны 1-ой и 2-ой степеней и медалями, он был в боях трижды тяжело ранен и контужен, потерял слух, почти не говорил. Несмотря на инвалидность и увольнение из армии он не смирился с положением калеки. Ежедневно подолгу тренируя мышцы рук и ног, голосовые связки и слух, он встал на ноги, восстановил речь и слух. Что позволило ему вернуться в актёрскую профессию.

Его воспоминания о войне в основном тяжелые и гнетущие. Как сказал поэт Кульчицкий: «Война – совсем не фейерверк, а просто трудная работа». Она незаживающая рана в сердце каждого фронтовика. Прошедшие войну по-особому ценят мир и дорожат им. Эту истину Дупак познал в полной мере и считает «худой мир лучше доброй ссоры».

C 1943 по 1963 год служил ведущим актёром и режиссёром театра им. Станиславского. В последний год даже руководил им, будучи давно секретарем парткома и замещая умершего директора. С коллегами сложились замечательные отношения, особенно дружил с Глебовым, Весником, Урбанским, Леоновым.

В 1963 году Дупак был назначен директором Московского театра драмы и комедии, куда позже он пригласил Юрия Любимова. Вместе им удалось сделать Таганку самым популярным театром страны. Николай Лукьянович талантливо и умело руководил театром, организовывал строительство и ремонт, зарубежные и союзные гастроли, несмотря на многочисленные бюрократические и идеологические препоны, грамотно выстраивал репертуар. Подбирал и приглашал актёров и художников, выбивал им квартиры и дачи. Большой удачей считает приход в театр Владимира Высоцкого. И вообще Таганка может похвастаться большим звездным составом, где органично и ярко блистали Губенко, Калягин, Демидова, Филатов, Хмельницкий, Золотухин, Смехов, Любшин, Пороховщиков, Филиппенко и другие талантливые актеры. Дупак повсеместно старался создавать актерам такие условия для работы и отдыха, чтобы они могли целиком сосредоточиться на творчестве и раскрыть полностью свои таланты и умения.

Николай Лукьянович тепло вспоминает о Высоцком, как замечательном и чутком человеке с великим поэтическим даром и огромной работоспособностью. Умеющем дружить и ценить дружбу. Настоящих друзей у него было немного. Среди них Всеволод Абдулов, Валерий Золотухин, Вадим Туманов, Станислав Говорухин, Михаил Шемякин. «Володя был бесконечно добрым и безотказным человеком, всегда приходил на помощь. Нередко помогал мне с бесконечными стройками и ремонтами - это словами не передать. Один его концерт открывал десятки дверей».

Сколько порогов и кабинетов обивал сам Дупак, хлопотал, выпрашивал, добивался. И появлялись стройматериалы и конструкции, строители и техника, мебель и оборудование. Фактически был главным и непосредственным организатором и руководителем, автором и вдохновителем проектирования и строительства большого театрального комплекса на Таганке, отмеченного в конце 80-ых годов Государственной премией СССР.

Параллельно с работой в театрах Дупак, несмотря на раны, снялся в 79 фильмах. Дружил с Григорием Чухраем, Станиславом Ростоцким, космонавтом Георгием Гречко. Проработал директором и актером театра на Таганке до 1990 года. Лишь на 500 дней уходил в 1977-1978 годах директором театра на Малой Бронной (ушёл из-за Любимова, стремяшегося стать не только худруком, но и директором театра; вернулся по убедительной просьбе последнего и труппы театра). Однако за этот год с небольшим сумел сделать много полезного и важного для театра на Малой Бронной: построить малую сцену для Михаила Казакова, сделать ремонт основных помещений, выбить квартиры нуждающимся актёрам (Далю, Броневому, Петренко и др.).

"Дупак - просто святой человек, нет таких больше и не будет, кто слово дурное скажет о нем - пойти и морду набить подлецу", - объяснял народный артист СССР Лев Дуров. А вот Александр Пороховщиков как-то обосновал подробнее: "Любимов - гений! Гением быть комфортно, когда у тебя есть Дупак! Да и на Таганку привел его Дупак, - просто посмотрел "Добрый человек из Сезуана" - и нашел в себе твердость начальству сказать: "Любимов!" Мог бы сказать Фоменко, кстати… Когда он на год на Малую Бронную ушел - Таганка едва не накрылась медным тазом, - одни проваленные парижские гастроли чего стоили, после чего Любимов зачем-то Демичеву министру культуры нахамил, - испугался и написал покаянное письмо Брежневу, тот и распорядился "Любимову помочь, Дупака вернуть!" Любимова таганский народ боялся, Дупака уважал!"

Гениальный актер и видный театральный деятель Александр Калягин, который очень болезненно и нынче вспоминает тему своего ухода с Таганки, когда начинал свой проект театра «Et Cetera» звал Дупака к себе, несмотря на солидный возраст, но тот помогал просто без должностей, и позже нынешний Председатель Союза театральных деятелей сказал: «Это тот человек, про которого можно сказать, что он способен сделать любое дело, за которое бы не брался: есть Дупак - есть театр. Он прекрасный актер и себе бы мог выписать любое звание, организовать квартиру, машину, - но почему-то это постоянно делал для других!»

Лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Михайлович Гречко, долго бывший членом худсовета театра на Таганке отмечал: «Уметь заметить, поддержать, приподнять, огранить и развить чужое дарование немногим под силу. Николай Дупак же этим даром наделен щедро. Любить актеров, понимать их и разговаривать с ними на одном языке, дышать с ними в такт – это тоже талант. Причем талант редчайшей пробы. Я по-настоящему горд, что судьба меня свела с этим неординарным человеком. Люди масштаба и качеств Николая Лукьяновича Дупака – явление редчайшее, а оттого безмерно ценное. Это наше национальное достояние. Он патриарх нашего театра и искусства». Таким наследием надо дорожить!

Много лет работал народным депутатом, в Советском фонде мира. Во время подготовки и проведения Олимпиады-80 активно работал в её оргкомитете, отвечая за работу с иностранными делегациями в рамках культурно-развлекательных мероприятий в столице. 25 июля 1980 года, в самый разгар главного мирового спортивного форума, неожиданно умер Владимир Высоцкий и Николай Лукьянович руководил организацией и проведением похорон «Пушкина ХХ века». Выбил, подключив связи и авторитет, престижное место на Ваганьковском кладбище, организовал с коллегами прощание и проводы Высоцкого.

За труды и заслуги награжден орденами Дружбы народов, «За мужество», многими медалями. Удостоен почетных званий «Заслуженный артист РСФСР» и «Заслуженный артист Украины».

В 1990-2000-е гг. был главным режиссёром-консультантом Московского объединения «Музеон», советником гендиректора театра зверей «Уголок Дурова» по творческим и строительным вопросам. В 2001 году был Почётным гостем и членом жюри XIII Международного театрального фестиваля в Каире (Египет). В 2017 году стал лауреатом национальной премии Благотворительного фонда «Артист» «Признание». В созвездии Весов есть планета, названная именем Николая Дупака.

Николай Лукьянович тяжело переживает распад Советского Союза, считая его самой большой геополитической катастрофой прошлого века. Отмечает, что порушены не только промышленность и сельское хозяйство, здравоохранение и образование, но и общественные идеалы. Обеспокоен ростом цен на продукты и лекарства, уровнем преступности и коррупции. Крайне возмущен расширением зон платных парковок, заполонивших Москву. Острой болью в его сердце и горестными размышлениями отзывается ситуация, связанная с разделом родного театра на Таганке, произошедшим четверть века назад.

Особенно больно и горько ему из-за событий последних лет в родных Украине и Донбассе. Он не может поверить в то, что Украина, более всех пострадавшая от фашизма и националистов, сегодня скатилась к оголтелому нацизму и бандеровщине.

Говоря о современной России, ветеран-фронтовик отмечает, что в обществе отчетливо прослеживается девальвация социальных ценностей и острый дефицит справедливости. На фоне общего падения нравов и снижения социальной ответственности государства и бизнеса. Культура финансируется по остаточному принципу. Цены билетов на спектакли и концерты нередко заоблачные. Прошли те времена, когда билет на аншлаговый спектакль в Таганке стоил всего 1 рубль. Исчезли из репертуаров театров многие старые постановки, так полюбившиеся москвичам. Отечественные фильмы в кинотеатрах можно пересчитать по пальцам одной руки. Миллионные зарплаты в день некоторых чиновников и госслужащих удивляют и возмущают. В то же время не редкость, когда всем миром собирают на срочную операцию больному ребенку. Цинизм и беспринципность чиновников и олигархов поражает и возмущает. Как и бездействие правительства в решении многих насущных государственных проблем.

Однако Николай Лукьянович не унывает и надеется на лучшее, помня святую заповедь о том, что господь не посылает людям больше испытаний, чем они могут выдержать. Тем более, что на долю России и не такое выпадало. И он это знает отнюдь не понаслышке.

Последний из могикан

Последний из могикан

Последний из могикан

Последний из могикан

Последний из могикан

Последний из могикан 8.jpg

Последний из могикан



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Если вкратце охарактеризовать итоги правления Путина, то можно назвать три вещи: демографическая катастрофа, экономическая стагнация и геополитический крах на западном направлении с грандиозным пролюбом всего того, что Россия приобрела ценой огромных усилий, начиная со времен Петра ...
Помогите, пожалуйста, решить транспортные вопросы :) 1. Хотим купить автокресло, чтобы пару раз летом съездить с ребенком куда-нибудь на машине. Но вот затык. Ребенку почти 5, а вес его 14 кг, рост 101 см. Думали взять кресло группы 1-2-3, но стоят они, как самолет( Это мы выбирали из тех ...
Честно скажу, услышав данную историю, я так и не понял в чём героизм этого «гэроя». В том, что поехал убивать своих единоплеменников? Или в том, что он всеми брошенный трое суток валялся у дороги без сознания? А может в том, что ему не хватило ума откупить сына от «мясорубки»? Глупость ...
...
В Англии и Уэльсе (Великобритания) вступил в действие закон, запрещающий курение в автомобиле в присутствии пассажиров младше 18 лет. «Курение даже одной сигареты в автомобиле подвергает детей риску от веществ, загрязняющих воздух, и химических соединений, вызывающих рак, таких как мышья ...