рейтинг блогов

Последний ас Второй Мировой

топ 100 блогов alexww120.07.2023 Расширенный вариант статьи с Варспота

Последний ас Второй Мировой

        За время Второй Мировой войны тысячи лётчиков-истребителей по обе стороны фронта преодолели рубеж пяти подтверждённых воздушных побед, войдя в изрядно разросшийся «клуб асов». На слуху в большинстве своём находятся самые первые и/или самые результативные (как «вообще», так и для какого-то конкретного периода, театра, или части) лётчики, но стать последним из девяти тысяч – это, говоря языком геймеров, по настоящему уникальная «ачивка».



        Оскар Пердомо [Oscar Perdomo], старший из пяти детей перебравшейся жить в США мексиканской четы родился 14 июня 1919 в техасском Эль-Пасо, а вырос в Лос-Анджелесе. Изначально родители дали ему испанское второе имя Мойсес [Moisés], но позже поменяли его на английское Франсис [Francis], официально закрепив это в феврале 1942 и тогда же сами родители из мексиканских эмигрантов по документам превратились в уроженцев Техаса.
        Возможно, это было сделано для того, чтобы облегчить старшему сыну построение офицерской карьеры, потому что как раз тогда он решил стать военным лётчиком. Однако, первая попытка оказалась провальной – кандидат не прошёл по образовательному цензу, имея за плечами лишь среднюю школу, тогда как офицерам требовался колледж.

Последний ас Второй Мировой   Последний ас Второй Мировой   Последний ас Второй Мировой
Портретные фотографии Оскара Пердомо в бытность авиационным кадетом, 2-м лейтенантом и капитаном (слева – направо).


        Поэтому Оскар записался на учёбу в вечернюю школу и, отучившись там полный год, снова отправился на вербовочный пункт. На этот раз он успешно прошёл мандатную комиссию и в феврале 1943 был принят в армию как рядовой-резервист и направлен в USAAF как авиационный кадет.
        Начальную лётную подготовку Пердомо прошёл в Аризоне, выпустившись из лётной школы 28 августа. Потом он продолжил подготовку в лётных школах более высокого уровня в Калифорнии и снова в Аризоне и 7 января 1944 получил армейские пилотские «крылья» вкупе со званием 2-го лейтенанта.

Последний ас Второй Мировой   Последний ас Второй Мировой
Курсант Пердомо во время лётной подготовки.


        Новоиспечённый военный лётчик стал младшим инструктором в одной из лётных школ, а в апреле сам отправился на учёбу в школу подготовки инструкторов. Но карьера «учителя» Оскара не слишком привлекала, поэтому он подал рапорт об отправке на фронт и в октябре того же года получил назначение в только что сформированную 464-ю истребительную эскадрилью 507-й истребительной группы.
        В течении полугода группа проходила боевую подготовку в США, осваивая дальние истребители P-47N и готовясь эскортировать B-29 в рейдах на Японию, а в конце апреля 1945 убыла на Тихий океан, к 24 июня в полном составе прибыв на аэродром Ие Шима (яп. Иэдзима) на одноименном острове у берегов Окинавы.
        1 июля 507-я истребительная приступила к выполнению боевых заданий, будучи подчинена 7-му Истребительному Командованию «стратегических бомбардировочных» 20-х ВВС. За первые 43 дня боёв её лётчики приняли участие в 34 боевых вылетах, подавляющее большинство которых было связано вовсе не с эскортом «Суперкрепостей», а с работой по истребительному («файтер-свипы») и истребительно-бомбардировочному (удары по судоходству, железнодорожным мостам, аэродромам, заводам и местам дислокации войск в Японии, Корее и оккупированном Китае) «профилю».
        На каждого из пилотов в среднем пришлось по 9 боевых вылетов. Встреч с врагом оказалось крайне мало, а результативных воздушных боёв и того меньше – всего два, зато число подтверждённых воздушных побед в них достигло 13.
        О.Ф.Пердомо, с февраля 1945 носивший серебряные «шпалы» первого лейтенанта и до отправки на фронт успевший набрать 758 часов 20 минут налёта (в т.ч. 213 ч 20 мин курсантского, 509 ч 40 мин в качестве первого (единственного) пилота и остальные как второй пилот), в июле летал в бой восемь раз и ещё один в августе, но ему так и не довелось хоть раз открыть огонь по реальному воздушному противнику.

боковик из монографии Kagero №20 «Republic P-47 Thunderbolt (2)»
Последний ас Второй Мировой
P-47N-2 (доработанный серийный N-1) сер.№ 44-88211, который был персональным самолётом Оскара Пердомо в августе 1945. Окраска относится ко времени сразу после «миссии 507-35». К сожалению, художник допустил одну ошибку – забыл показать на крыле жёлтую полосу с тонкой голубой окантовкой, бывшую частью ЭБИ 507-й группы.

Последний ас Второй Мировой   Детали окраски.

Последний ас Второй Мировой   Последний ас Второй Мировой

Последний ас Второй Мировой   Последний ас Второй Мировой
Оскар Пердомо и его «Тандерболт». Все фотографии относятся к периоду после завершения миссии № 35, и четвёртая самая поздняя из них – на ней появились отметки об истребительно-бомбардировочных боевых вылетах и жёлтый круг под эмблему эскадрильи.


        «Юбилейным» десятым его боевым вылетом стала «миссия 507-35», проведённая на 44-й день участия в боевых действиях: на утро 13 августа группе была назначена боевая задача по поиску и уничтожению вражеских самолётов в районе Кэйдзё (название Сеула во время японской оккупации), и в дальний рейд по маршруту Окинава – Нагасаки – Корея и обратно пошли лётчики всех трёх эскадрилий.
        Первые самолёты начали взлетать в 09:53 и всего стартовало 53 машины, но 15 из них вернулись по техническим причинам, поэтому до «охотничьих угодий» добралось только 38 (по 12 из 463-й и 465-й эскадрилий и 14 из 464-й).
        К столице генерал-губернаторства Тёсэн (название Кореи в составе японской империи) передовые звенья начали подходить где-то около 13:45. Первыми в бой вступили лётчики 465-й, они же открыли счет побед: капитан Эдвард Р. Хойт [Edward R. Hoyt], ветеран тихоокеанского ТВД с четырьмя победами на счету, в 13:49 сбил в 5 милях юго-западнее Кэйдзё двухмоторный самолёт, идентифицированный как «Бетти».
        Несколько минут спустя майор Джеймс Т. Джарман [James T. Jarman], командир 464-й эскадрильи, заметил мелькнувший внизу одиночный истребитель и начал снижаться для атаки. Пердомо последовал за ним, но остальные лётчики командирского флайта то ли не заметили, то ли просто проигнорировали маневр ведущего [отсюда и далее рассказ ведётся согласно послеполётному рапорту Пердомо и его послевоенным воспоминаниям].
        Во время снижения из облаков показались еще три Ki-43, летевших разомкнутым клином. Оскар оставил первого японца командиру, а сам переключился на новых противников. Сдвинув сектор газа за отметку чрезвычайного режима работы двигателя (со впрыском водо-метанольной смеси) и не заботясь о том, что его самого некому прикрыть, он ринулся в атаку. Выбрав целью крайнего, он навел на него центральный маркер гироскопического прицела. Прицел заранее был настроен на одноместные истребители, поэтому лётчику оставалось только подкручивать рукоятку задания дальности на секторе газа, совмещая маркерный круг с размахом крыла неприятельского аппарата.
        Выйдя на дистанцию действенного огня, Пердомо нажал гашетку и наблюдал попадания пуль по кабине и носовой части «Оскара». В моторе японского истребителя что-то взорвалось и показалось пламя, но американец отпустил гашетку только когда его горящая «мишень» завалилась вправо, выйдя из прицела.
        После этого охотник переключился на следующую жертву, благо требовалось лишь немного довернуть, и открыл огонь под углом около 30°, продолжая стрелять, пока от «японца» не полетели куски обшивки, а из нижней части капота не вырвалось пламя. Затем он наблюдал, как второй сбитый им самолёт медленно переворачивается «на спину» и врезается в землю, взорвавшись при падении (высота была небольшой, так что много времени это не заняло).
        Далее настал черед третьего противника. Дистанция была уже слишком малой для использования «гиро», поэтому Пердомо действовал «по старинке», просто стараясь как можно дольше удержать перекрестье фиксированного прицела на вражеском самолёте, поливая цель пулемётными очередями. Японский лётчик попытался уйти из-под атаки крутой нисходящей спиралью, но, вероятно, перетянул ручку: его истребитель затрясся, вильнул круто влево и «посыпался» вниз. До земли оставалось не более 100 футов (30 м), что не оставляло японцу никаких шансов на вывод. «Оскар» врезался в землю, взорвавшись «подобно большой напалмовой бомбе» (как описал это победитель в послеполётном рапорте).
        Осмотревшись по сторонам, Оскар не заметил поблизости ни своих, ни чужих самолётов и начал набор высоты, взяв курс обратно на Кэйдзё. Пролетая мимо спускающегося парашютиста, он покачав крыльями в знак приветствия победителя побеждённому.
        Своих товарищей Пердомо не встретил, зато наткнулся на шедшую на высоте около 300 футов (100 м) пару учебных японских бипланов и атаковал того, что был ближе к нему. После первых выстрелов за «Уиллоу» потянулся шлейф дыма, однако падать «кукурузник» пока не собирался. Сбросив скорость скольжением, дабы не проскочить вперёд, американец выпустил еще одну очередь, после которой противник наконец-то перешёл в правую спираль и врезался в землю.
        Понаблюдав падение и взрыв, Пердомо начал искать в воздухе второй биплан, но тот успел куда-то испариться. Поэтому Оскар продолжил набор высоты, высматривая самолёты своей группы.
        Пробив облака, лётчик заметил правее и выше четыре «Оскара», развернулся в их направлении и начал разгоняться небольшим снижением, надеясь, что японцы его не заметят. Но те в последний момент всё же обнаружили опасность и рванули вниз. «Тандерболт» проскочил под ними и ушёл в облако, на чрезвычайном режиме работы мотора после боевого разворота легко оказавшись выше и сзади противников.
        А те повели себя странно: три самолёта начали левый разворот, а четвертый почему-то ушёл вправо. Американец выбрал одиночную цель и атаковал её. Японец попытался уйти на виражах, но после нескольких точных очередей его истребитель сначала вспыхнул, а потом взорвался как раз тогда, когда мимо него проскакивал слишком сильно разогнавшийся «Тандерболт».
        Далее Пердомо продолжил полёт в сторону Кэйдзё. Пролетая над японским аэродромом, он заметил одиночный «Оскар», который подбирался снизу к паре жёлтохвостых P-47, и поспешил на помощь товарищам. Спикировав на японский истребитель, он выпустил по нему остатки боекомплекта, но добился лишь того, что привлек к себе внимание опытного противника, немедленно «вцепившегося в хвост» проскочившего мимо него американца.
        Вскоре Оскару пришлось кричать по радио: «Снимите его у меня с хвоста!». Помощь пришла в лице ведомого из той самой пары P-47 второго лейтенанта Гарри М. Стайнсхауэра [Harry M. Steinshouer], который сбил увлёкшегося атакой японца.

Последний ас Второй Мировой   Последний ас Второй Мировой
2-й лейтенант Стайнсхауэр перед своим «Тандерболтом». Фотографии относятся к периоду после «миссии 507-35».


        Около 14:15 американцы засобирались в почти четырёхчасовой обратный путь, и около 17:55 истребители начали приземляться на Ие Шиме. Общая продолжительность миссии с момента взлёта первого самолёта до посадки последнего составила 8 ч 18 мин.
        После обработки рапортов лётчиков и изучения кадров их фотопулеметов штаб группы отчитался о получасовом воздушном бое 38 P-47 с «примерно 50» японскими самолётами и 18 воздушных победах при одной собственной потере (пилот сбитого «Тандерболта» выпрыгнул с парашютом и попал в плен).
        Что интересно, из 16 сбитых одномоторных истребителей 13 были опознаны как Ki-43, 1 как Ki-44 и 2 как флотские «Зеро», но ни в одном рапорте не упоминались Ki-84, с которыми на самом деле вели бой американцы. Впрочем, японцы тоже видели только то, что ожидали увидеть, и их выжившие пилоты рассказывали о бое с «Мустангами».
        Число участвовавших в бою самолётов противника явно было получено простым сложением цифр из докладов лётчиков разных флайтов, поскольку обе стороны действовали мелкими группами и из-за облачности никто не мог видеть полной картины.
        В реальности же, даже при наилучшем для японцев раскладе, противники вступили в бой равными силами. На аэродроме Кимпо, к которому вышли «Тандерболты», базировались 22-й и 85-й сентаи. Первый из них располагал всего 20 истребителями, по второму данных нет, но вряд ли в нем могло быть намного больше машин.
        Не обошлось и без завышения успехов, пусть и сглаженного тотальным фотоконтролем: 22-й сентай в тот день потерял шесть самолётов и четырёх пилотов, а 85-й – пять машин и четыре лётчика, одним из которых был хикотайчо [командир хикотая – воздушного эшелона части] тайи (капитан) Морио Накамура [Morio Nakamura]. К сожалению, данных о потерях учебных, бомбардировочных, связных и прочих «неистребительных» частей нет, поэтому установить реальные результаты боя не представляется возможным, но и без того ясно, что «оверклайм» не превышал полуторакратного, что для действий в глубине вражеской территории совсем не много.

боковик из монографии Kagero №18 «Nakajima Ki 84 Hayate»
Последний ас Второй Мировой
Ki-84 Ко из состава 1-го чутая 85-го сентая, аэродром Кимпо, август 1945 г.


        Как по формальным победам, так и по действительно сбитым самолётам этот бой стал безусловной победой американских лётчиков. Командование не могло не отметить этот факт, и 507-я группа была удостоена DUC [Distinguished Unit Citation – коллективная награда, название которой принято переводить как «Цитирование выдающегося подразделения»], а главного героя дня наградили DSC [Distinguished Service Cross – Крест за выдающуюся службу, вторая по старшинству американская награда]. Причем в приказе о награждении лётчика особо отмечалось, что он стал последним американским «асом одного дня» во Второй Мировой войне.
        И это было действительно так. Более того, Оскар Пердомо стал ещё и последним асом Второй Мировой войны вообще, а предпоследним довелось стать упоминавшемуся в статье капитану Хойту.
        35-й боевой вылет оказался последним в истории 507-й истребительной группы, потому что два дня спустя император Хирохито в радиообращении к нации объявил о капитуляции Японии, и в тот же день по авиационным штабам Союзников прошёл приказ о приостановке боевых действий.
        После окончания войны группа осталась на Окинаве, войдя в состав Оккупационных сил, но в мае 1946 была расформирована, а её персонал вернулся в США.
        В 1947 году 1-й лейтенант Пердомо прошёл сначала курс переучивания на реактивную технику, потом курс подготовки инструкторов по воздушной стрельбе и получил следующее строевое назначение в состав 49-й истребительной эскадрильи 14-й истребительной группы, базировавшейся в штате Мэн и летавшей на P-84B (в 1948 переименованы в F-84B).

Последний ас Второй Мировой
1-й лейтенант Пердомо в кабине персонального F-84B.


        В январе 1950 ас решил уволиться с активной службы и, поселившись с семьёй в Калифорнии, записался в Авиационную Национальную Гвардию штата, но уже в сентябре того же года был переведён из Гвардии в Резерв ВВС и приписан к расквартированной в Калифорнии 1-й группе истребителей-перехватчиков, во время регулярных сборов освоив истребитель F-86A.
        В феврале 1952 1-ю группу расформировали, и Пердомо, тогда же возвращённый на активную службу в чине капитана, получил назначение в ПВО Нью-Мексико в состав 93-й эскадрильи истребителей-перехватчиков, где летал на F-86A и (с конца 1953) на F-86D.
        В 1954 году он отучился на курсах инструкторов по ракетному вооружению и в 1954-1955 служил в ПВО Теннесси сначала в 460-й, а потом 469-й эскадрилье истребителей-перехватчиков, вооружённых «Сейбр-Догами» и входившей в состав группы, сначала называвшейся 516-й ПВО, а в августе 1955 преобразованной в 355-ю истребительную (ПВО).

Последний ас Второй Мировой
Капитан Пердомо (спиной к камере) перед вылетом на F-86D.


        В 1956 году Пердомо провёл короткий «тур» службы в ПВО Японии, несколько месяцев пролетав на всё тех же F-86D в составе 41-й эскадрильи 35-го крыла истребителей-перехватчиков, а с августа 1956 и до выхода в отставку в чине майора в январе 1958 служил только на инструкторских и штабных должностях.
        Уйдя с военной службы, он более десяти лет проработал в Калифорнии гражданским лётчиком и выполнял местные и международные (США – Мексика) чартерные рейсы на лёгко-транспортных самолётах как пилот-частник, а также участвовал в тушении пожаров на переделанных в «водяные бомбардировщики» демилитаризованных флотских «Эвенджерах» и «Каталинах» как сотрудник коммерческого авиапредприятия, заключившего соответствующий контракт с правительством штата.

Последний ас Второй Мировой   Последний ас Второй Мировой
Пилот-пожарный О.Ф.Пердомо в кабине «Эвенджера» борт 96 (слева) и «Каталины» борт 93E (справа).


        Но потом здоровье аса начало ухудшаться, и он вынужден был уйти из авиации и устроиться на работу в коммунальные службы Лос-Анджелеса, а несколько лет спустя, 2 марта 1976, он скончался в возрасте 56 лет.



Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Эрцгерцогиня австрийская Габриэлла надела сапфировую тиару великой герцогини Люксембургской Марии Аделаиды на свою свадьбу с принцем Генрихом Бурбонским Пармским в замке Трацберг 12 сентября 2020 года. ...
И так, для того, чтобы получить новый имидж (который приятно взбодрил моих клиентов), мне пришлось кое-что поменять в своей жизни. Меня всегда поражали люди, которые не едят после 6 часов вечера. Есть у меня знакомая, которая приносит с собой на ...
ВСЯК СУЩИЙ В НЕЙ ЯЗЫК В первых числах декабря у станции метро «Университет»,   часов в восемь вечера, я покупал кислую капусту и соленые огурцы. Четыре ведерка открыла передо мною озябшая, но бодрая тетенька. Две капусты нормальные, ...
Питание людей живущих с раком. Практическое руководство для людей, больных раком, их семей и друзей pdf - Nutrition for People Living with Cancer Крепкого здоровья ...
...