"Последние люди", или По стопам Шендерфера
catherine_catty — 31.07.2024 В прошлом году на экраны вышел фильм "Последние люди", который я предложила посмотреть на выходных и обсудить. Он повествует о событиях весны 1945 года в Индокитае, когда началось наступление японцев и французские солдаты стали отходить к границе Китая. Около двадцати легионеров поставлены перед необходимостью сделать многокилометровый марш-бросок, при этом враги буквально наступают им на пятки. Причем это не здоровяки-богатыри, а больные и выздоравливающие плюс капитан медицинской службы. Командует ими аджюдан (которого горе-переводчик, не прикладывая голову, упорно называет "адъютантом") Жаниски.В отряде есть люди разных национальностей и часто их играют актеры именно этой национальности: Жаниски - поляк Анджей Хина, Джузеппе Соттиле по прозвищу Лемиотт - итальянец Гвидо Каприно, Лисбоа - португалец Нино Лопес, Карлсона - Алекс Гранбергер и так далее. Кстати русский легионер там тоже есть, Трагильева играет Григорий Нисланд, биографии актера не нашла, так что национальность его не знаю.
Режиссером фильма стал David Oelhoffen, которого у нас упорно кличут Давидом Эльхоффенем, но который таковым быть не может, ибо во французском звука Х нет. Давид уже снимал фильм, который мы обсуждали, это "Вдалеке от людей", в котором он переврал и исказил основную мысль Камю. Картина "Последние люди" поставлена по роману А. Ганди "Желтые псы", но книги я не читала, так что ничего о точности экранизации сказать не могу.
Многие французские критики сравнивают "Последних людей" с "317 взвод". И неудивительно. Параллелей много, начиная с сюжета (отряд французов по джунглям уходит от погони) и противопоставления героев, стоящих на разных позициях и имеющих разное понимания слова "честь" и "долг", и заканчивая кадрами, откровенно напоминающие кадры Шендерфера (ну, или Рауля Кутара).
Проблема в том, что Шендерфер что такое война и джунгли знал на собственной шкуре и солдаты для него были братьями. Эльёфенн же такого опыта не имеет, поэтому взгляд у него более отстраненный и более распыленный. Вместо двух героев (как у Шендерфера) мы видим два десятка, среди которых есть два главных героя. И вот это распыление на пользу фильма не пошло. Я вообще первую половину сидела и вздыхала на тему "Что за муть я смотрю?". К счастью, к концу режиссер выправился и фильм обрел внятность и даже величие. Несколько сцен в финале действительно хороши.
Резюме: посмотреть можно. Если не посмотрите, ничего не потеряете.
Картинки с сайта https://www.senscritique.com/film/les_derniers_hommes/critique/306933472
P.S. Жак Перрен умер, так и не увидев снятого фильма. Не дожил несколько дней до его премьеры.
P.P.S. glueckwunsch написал свое мнение о фильме, надеюсь, он не обидится, если я его процитирую: "Посмотрел. Впечатление такое, что собрали высококлассных профессионалов-киношников на копеечном бюджете. Очень красивая картинка, прекрасно снята природа, выступающая как отдельный персонаж фильма. Прекрасный звук, - на хорошей аппаратуре слышен шелест листьев, крики птиц и животных, стрёкот насекомых. Но как к историческому кино много вопросов. Во первых героев мало, — в "Отряде 110" главные герои действуют на фоне статистов, которые создают впечатление, что это действительно отряд. Здесь в переводе они именуются "рота" (интересно, что было в оригинальной озвучке), на деле фактически отделение (10 человек). В титрах даётся отсылка на историческую подоплёку, но мне ничего по ней найти не удалось, возможно там и правда десять человек было. На мысль о куцем бюджете наводит то, что авторы, сконцентрировавшись на психологической деградации людей, не занялись вещами. Герои как выходят из своей деревне командой оборванцев, так и доходят до конца почти такой же командой оборванцев — они не худеют, не рвут в клочки одежду, не бреются явным образом, но всё время ходят с двухнедельной щетиной. Можно было бы классно показать, как они выходят одетые "пусть безобразно, зато единообразно", а дальше начинают опускаться каждый со своей скоростью. Сначала бреются и соблюдают гигиену, потом бросают и т.д. Но этого нет, и это сильно портит впечатление. По оружию и конкретным деталям экипировки мне сложно судить — не знаток Франции. В общем "Отряд 110" гораздо ярче и интереснее, но не могу сказать, что время на просмотр потрачено зря."
|
</> |