Последнее письмо // Son mektup (2015)
jack_kipling — 29.01.2016До сих пор не могу поверить, что фильм, казавшийся по трейлеру дубовейшей турецкой агиткой на заколебавшую уже своим "юбилейством" тему Дарданелльской операции 1915 года окажется лучшим фильмом по теме за последнее время.
И поэтому, естественно, он турецкой публике не понравился и был оценен ей в жалкие пять баллов на имдб. Исламистов видимо не устроило низкое содержание "алла-я-в-бар"ства, вскользь бросаемые "иншаллахи" и полное отсутствие коллективных намазов на пару тысяч человек. Кемалистам, в свою очередь, не понравилось отсутствие их кумира на экране вообще, да всего лишь одно упоминание, хотя основные действия фильма развиваются именно до высадки союзников с боями на пляжах, когда полковник Мустафа Кемаль и смог себя проявить.
Само кино просто дышит и живет творчеством Миядзаки - это и "Порко Россо", и "Крепчает ветер", и просто настоящая любовь к авиации, когда самолеты были фанерно-полотняными, а люди, ими управляющие, поистине железными. Кадры, сцены , краски - постоянно кажется, что вижу аниме перенесенное на кинопленку с живыми актерами.
Впечатление анимешности, в лучшем смысле этого слова, окончательно закрепляет образ медсестры Нихаль, сыгранный актрисой азербайджанского происхождения Назрин Джавадзаде (очень удачное решение, особенно на фоне того кого турки брали на главные женские роли в таких фильмах в последнее время) с ее очень большими и очень красивыми черными глазами с печальной поволокой.
Все начинается ранней весной 1915 года в голубом небе над Дарданеллами в которых парит алый "Альбатрос" османского летчика, капитана Салиха Экрема, проводящего разведку флота Антанты готового начать прорыв к Стамбулу.
Положение осложняется не только для для обороняющих Стамбул на земле, но и для самого капитана в небе, ведь на единственный исправный османский аэроплан который он пилотирует приходится целая эскадрилья антантовцев, в которой первую скрипку играют французы. Теперь каждый вылет с целью разведки будет проходить в условиях противодействия со стороны противника. Еще пока нет курсовых и турельных пулеметов и поэтому воздушные бои превращаются в настоящие дуэли с револьверами.
Главной задачей становится просто продержаться до прибытия союзников, немецких летчиков со своими машинами, возглавляемых капитаном Эрихом Серно, обучавшего перед этим самого Салиха.
Вообще впервые столь положительно и много показывается сотрудничество со кайзеровской Германией, прежде обычно замалчивающееся или даже очерняемое как например в "Чанаккале. Конец пути".
Старшая медсестра Эрика, реальное историческое лицо.
Oбер-лейтенант Шнайдер - видимо собирательный образ нескольких немецких пилотов на турецкой службе.
Капитан Эрих Серно, реальный пилот ВВС Второго Рейха, многое сделавший для становления османской авиации.
Его зеленокрылый "альбатрос" с крестами.
Тем временем
Пехота безуспешно пытается сбить противника лежа ружейным залпом
Салих смело бросается в неравный бой с французами.
Но те лучше владеют стрельбой из револьверов и маневром, отправляя османских пилотов с тяжелыми ранениями на честном слове тянуть к своему аэродрому.
Вражеский пилот до жути смахивающий на Макдауэла в "Асах в небе" как-бы объясняет "Скоро всей вашей
Видения на пороге смерти в госпитале, где вместе кружащий обратно циферблат, умершая родами жена, маленькая дочь оставленная на бабушку, главный враг.
Тут же, в госпитале и начинается главная няшность всего фильма, медсестра Нихаль, с которой у капитана завязываются сначала платонические, а потом уже серьезно-эпистолярные отношения
Из Берлина приходит развединформация на вражеского аса уже покуролесившего на Западном фронте. Теперь у Салиха Экрема к нему и личный счет за не выжившего в госпитале напарника.
Интересный момент, почти в каждом вылете у аэроплана начинаются перебои с мотором, в следствии чего нужно возвращаться ремонтироваться. То ли немецкое качество было не настолько качеством, то ли местный Макарыч не разбирался в этом шайтан-моторе.
Очередной раз это случается в самый неподходящий момент, в разгар боя идущего на прорыв флота союзников прикрываемого с воздуха французскими аэропланами. Закономерный итог аварийной посадки.
"Шо, опять?!.."
Но рассиживаться по койкам нет времени, и, превозмогая раненую ногу, Салих берет "альбатрос" выбывшего из револьверной дуэли Серно. Происходит долгожданная встреча с французским асом. Обратите внимание на эмблему на его аэроплане - реально круто, хотя думаю чистая выдумка
Тут отдаю должное режиссеру решившего не идти по пути голливудских штампов о превозмогании несмотря ни на что. Тут все решается изящнее - точно также спустя четыре года погибнет "красный барон" Рихтгофен.
Турецкий капитан обратно троллит смертельно раненного француза
В проливе горят английские линкоры.
Прорыв сорван в связи с чем на турецкой стороне ликование с полным viribus unitis: Салих победно планирует на немецком аэроплане с тевтонскими крестами выставив из кабины османский флаг, а на земле Эрика обнимается со своим турецким мужем-военврачом.
Но война продолжается и пути героев расходятся: капитана переводят в Палестину бороться с ваххабитами и англичанами, а Нихаль переходит в стамбульский госпиталь попутно беря на себя заботу о матери и дочери летчика, постоянно переписываясь и тоскуюя в разлуке.
Чем все закончится писать не буду, хотя и так все ясно. захотите посмотрите сами.
Вместо крайне неудачных трейлеров поставлю клип с основной музыкальной темой фильма.
|
</> |