
После школы

На этот раз любопытство завело меня в дебри, из которых я выбрался, бережно вынеся только одну записанную фразу: «одной из целей учреждения гимназий при Александре Первом была в том числе и цель «приготовить желающих к учительскому званию в уездных, приходских и других низших училищах». То есть, каким бы элементарным с высоты даже самого маленького корпуса МГУ ни представлялось нам сейчас образование в тогдашней российской школе, очевидно, что выпускник гимназии мог бы учительствовать в начальных классах или найти работу репетитора.
Когда-то в книжке И.Шкловского «Эшелон» меня остановило одно воспоминание: «Хорошо помню, например, как я предложил двум моим коллегам-аспирантам решить знаменитую задачу, которую чеховский гимназист-репетитор задал купеческому сынку Пете. Как известно, в этой задачке условие начиналось традиционной фразой: «Купец купил...». Её следовало решать без «икса» — ведь папаша-купец посрамил гимназистика, решив её на счётах. Аспиранты никак не могли это сделать».
Чехов писал "Многие из моих сверстников покинули гимназию с горечью в душе. Мне же лично чуть ли не до 50 лет по ночам снились строгие экзамены, грозные директорские распекания и придирки учителей. Отрадного дня из гимназической жизни я не знал ни одного". Однако же за угол в собственном доме, проданном новому хозяину, Антоша платил репетиторством.
Сейчас вряд ли кому-то из родителей пришла бы в голову мысль нанять в учителя своему чаду вчерашнего выпускника школы. Но могу признаться, что в год, когда я не поступил в вуз и остался работать в школе, которую только что закончил, мне разрешали вести кое-какие уроки, заменяя заболевших учителей.
На какую работу может рассчитывать нынче школьный выпускник, если не получит еще одного - специального - образования?