Портреты Ивана Сергеевича Тургенева

И вообще, захотелось проследить жизнь писателя в хронологическом порядке с помощью его изображений. Оказывается, и живописных портретов у Тургенева достаточно, это не Пушкин (два портрета) или другие светила русской литературы (по одному портрету) ... Правда, Ивана Сергеевича художники стали изображать поздно, когда он уже стал известным литератором и - приобрёл седовласую, узнаваемую внешность, и этих изображений много. А портретов Тургенева молодого - раз-два и обчёлся.
Мне интересно, вот если бы сейчас ко мне в комнату вошёл молодой Иван Сергеевич, узнала бы я его? Думаю, нет, потому что я помню его внешность в уже сильно зрелом возрасте.
Мне очень нравится изображение Тургенева на фото известного фотографа Сергея Левицкого, где он запечатлён с сотрудниками журнала "Современник". На фото Тургеневу 38 лет, он уже с кудрявыми усами и с бородкой, и эта мужское украшение очень ему к лицу!

Левицкий С.Л. Фото сотрудников журнала "Современник", 1856 г.
Сидят (слева направо): И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский.
Стоят: Л.Н. Толстой и Д.В. Григорович.
Немецкий литератор и друг Тургенева Людвиг Спич вспоминал: "Тогда его волосы, поседевшие после 1868 года, были еще темно-русыми и, вместо бороды, только короткие русые усы затеняли его верхнюю губу".
Тургенев был высоким (1, 92), статным, широкоплечим и голубоглазым красавцем. Он и родился крепышом, мать Варвара Петровна записала в своей памятной книжке: "1818 года 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своём доме, в 12 часов утра". (12 вершков – это 54 см.)
К счастью, сохранились портреты, где писатель изображён ребёнком, спасибо за это маме Тургенева Варваре Петровне.

Слева – Неизв. художник. Акварель 1825 года, 26,5х19,7 см. Ване Тургеневу 7 лет.
Справа - И. Пиркс. Акварель 1830 года. 16х13 см. Ване 12 лет
После детских портретов самый ранний портрет молодого Тургенева датируется 1838 годом. Это рисунок художника Кирилла Горбунова. Судя по дате рисунка, Тургеневу на портрете 20 лет. Он уже поучился в Московском университете, перевёлся в Петербургский и, закончив его, весной 1838 года отправился в Германию "доучиваться". Из Берлина он прислал Варваре Петровне свой портрет. В ответном письме она написала: "<�…> получила посылку, это был мне сюрприз, очень приятный, какого я ещё не ощущала, твой портрет".
Родственники и литературные друзья Тургенева (Анненков, Стасюлевич) нашли портрет "самым похожим и впечатляющим изображением Тургенева".

К.А. Горбунов. Портрет Тургенева. 1838-1839. Акварель. 21х15,5.
Государственный литературный музей, г. Москва.
Варваре Петровне очень нравился этот портрет, она с ним не расставалась, берегла его, путешествовала с ним, укладывывая в уютную шкатулку, ругалась на него, когда случались размолвки с сыном. Воспитанница Варвары Петровны В.Н. Житова вспоминала один из случаев такой немилости: "Варвара Петровна подошла к своему письменному столу, схватила юношеский портрет Ивана Сергеевича и бросила его об пол. Стекло разбилось вдребезги, а портрет отлетел далеко к стене. Когда взошла горничная и хотела его поднять, Варвара Петровна закричала: оставь! И так портрет пролежал от первых чисел июля до первых чисел сентября".
После смерти матери Иван Сергеевич подарил этот портрет В.Н. Житовой.
На детских портретах трудно представить Тургенева седовласым мэтром, но внимание привлекает его характерный нос, который на всех портретах остаётся без изменений.
На нос Тургенева обратил внимание и Иван Александрович Гончаров (на фото Левицкого сидит первым), который оставил о Тургеневе такой словесный портрет: "Вглядываясь в черты его лица, я нашел их некрасивыми; и именно аляповатый нос, большой рот, с несколько расплывшимися губами, и особенно подбородок придавал ему какое-то довольно скаредное выражение. <...> Зато глаза были очень выразительны, голова большая, но красивая, пропорциональная корпусу, и вообще все вместе представляло крупную, рослую и эффективную фигуру. Волосы до плеч. После, поседевший весь, он стал носить бороду, которая и скрыла его некрасивый рот и подбородок".
Следующее хронологическое изображение молодого Ивана Сергеевича - живописный портрет итальянского художника Винченцо Лами, созданный в Петербурге в 1844 году. Портрет хранился в семье Тургеневых и в 1936 году поступил в Гос. Литературный музей от И. А. Мошкова, мужа двоюродной племянницы Тургенева — Екатерины Николаевны Конусевич-младшей.

Винченцо Лами. Портрет И.С. Тургенева. 1844. Холст, масло. 61,5×48,5.
Гос. Литературный музей
Тургеневу 26 лет.
На портрете Тургенев мало узнаваем, он в очках, с кудрями, с тёмными волосами, губки бантиком ... Мать Ивана Сергеевича Варвара Петровна в письме к сыну от 29 мая 1844 года упоминала об этом портрете:
"Сейчас получила твой портрет, — и не хочу смотреть на него. Он так похож, что мне хочется вцепиться в густые вихры и драть их, как драла ребенком!".
Тургеневу портрет не понравился. Через 36 лет в письме к Полине Виардо от 12 февраля 1880 года он написал: "Я получил письмо — догадайтесь, от кого? От итальянского художника Лами, написавшего с меня в 1844 году у Морричи ужасный портрет... "
Этот портрет вызвал у современников различные суждения.
А.И. Герцен, например, говорил – это "Хлестаков, образованный и умный, внешняя натура".
П.В. Анненков: "Амальгама любезнейших качеств души и ума с ребяческими пороками — лжи, кокетничанья собою и вранья при всяком случае".
А Достоевский, который в молодости обожал Тургенева, отозвался восторженно: "Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умён, образован, 25 лет, — я не знаю, в чём природа отказала ему?"
Винченцо Лами изобразил Тургенева таким, каким он был через год после встречи с Полиной Виардо. Осенью 1843 года он впервые увидел 22-летнюю певицу в спектакле "Севильский цирюльник" в петербургском Оперном театре. Сам Тургенев петь не умел, а если пел, то фальшивил, но был знатоком музыки, и красивый, глубокий голос (меццо-сопрано) Полины произвёл на него такое сильное впечатление, что он заранее создал для себя из певицы образ женщины прекрасной во всех отношениях.
Позже на охоте он познакомился с мужем Полины Луи Виардо, который в свою очередь представил нового друга супруге. Полина Виардо в петербургском обществе считалась некрасивой женщиной, но Тургенев счёл её красавицей и пленился ею на всю жизнь.
Полина Виардо помимо певческого голоса обладала и даром рисовальщицы. Ниже два её портрета Тургенева разных лет.

Полина Гарсиа-Виардо. Портреты И.С. Тургенева.
Первый рисунок датируется 1850-м годом. Тургеневу 32 года.
Второй рисунок Полина нарисовала в 1879 году – Тургеневу 61 год.
Рисунки находятся в Национальной библиотеке в Париже.
До знакомства с Виардо Иван Сергеевич писал только стихи, но его дружба-любовь с Полиной воодушевила его на прозу, которая принесла ему широкую известность. Многие замечательные русские художники стали изображать Тургенева на своих полотнах, их привлекала его колоритная внешность, обаяние личности, да и хорошая оплата работы.

А.П. Никитин. Портрет И.С. Тургенева. 1857. Картон, акварель, 41 х 32,5.
Государственный литературный музей, г. Москва.
Тургеневу 39 лет.
К.Н. Леонтьев, писатель и литературный критик, подробно описал внешность Ивана Сергеевича, когда тому было уже за тридцать: "Росту он был почти огромного, широкоплечий; глаза глубокие, задумчивые, темно-серые; волосы были у него тогда темные, густые, как помнится, несколько курчавые, с небольшой проседью; улыбка обворожительная, профиль немного груб и резок, но резок барски и прекрасно".
Тургенев был богатым человеком и не раз заказывал свои портреты художникам, которые считали за честь изобразить известного писателя. Иван Сергеевич усердно позировал и к сеансам относился серьёзно, за что ему огромное спасибо, ибо теперь можем лицезреть Тургенева в разные годы его жизни (по нашим меркам короткой - 64 года).

Маковский К.Е. Портрет Тургенева. 1871. Холст, масло. 120х85 см.
Государственный музей И.С.Тургенева. Орёл.
Тургеневу 53 года.
В 1871 году Иван Сергеевич писал Полине Виардо: "Я дожил до 52 лет, а с меня ни разу не писали портрет маслом, и вот теперь их сделали целых два". Он имел в виду то, что его портрет одновременно писали два художника - К.Е. Маковский и Н.Н. Ге.
Константин Егорович Маковский вспоминал, что Тургенев пришел к нему в мастерскую в превосходном расположении духа, охотно согласился позировать, уютно расположился в кресле. Работа у художника спорилась, и портрет был написан всего за 3 часа. Правда, кисти рук остались непрописанными.
Ниже два портрета Тургенева, написанные Ильёй Ефимовичем Репиным.

Репин И.Е. Портреты Тургенева.
1. Портрет слева 1874 года. Холст, масло. ГТГ. Написан в Париже. Находится в ГТГ.
Тургенев позировал Репину в доме Полины Виардо. За работой художника с интересом наблюдали и сам Тургенев, и Полина Виардо с мужем Луи. Законченный портрет понравился всем. Тургеневу понравилось, как художник мастерски выписал его руки. Иван Сергеевич говорил, что, только увидев, как они исполнены "он начинает верить в русскую живопись".
И писатель и критик К. Н. Леонтьев отмечал, что у Тургенева "руки как следует красивые, <�холеные> большие, мужские руки".
Тургеневу на портрете 56 лет.
2. Портрет справа 1879 года. Холст, масло. Севастопольский художественный музей.
Портрет 1879 года Репин начал в своей мастерской в Теплом переулке в Петербурге, а потом, в связи с болезнью писателя, перенёс работу в квартиру И.И.Маслова на Пречистенском бульваре, у которого Тургенев останавливался во время приезда в Москву.
Тургеневу на портрете 61год.
Из всех своих живописных портретов Тургенев выделял работу художника А.А.Харламова. Они познакомились в 1874 году в Париже и стали друзьями. Тургенев считал Харламова очень талантливым живописцем (лучше Репина), и говорил, что он "лучший портретист в Париже, а, следовательно, и во всем мире".

А.А. Харламов. Портрет И.С. Тургенева. 1875. Холст, масло. 144×108 см.
Государственный Русский Музей. Санкт-Петербург
Тургеневу 57 лет
Василий Григорьевич Перов создал два портрета Тургенева. Первый (небольшой овальный холст) был написан в 1871 году. В следующем году (1872) Перов по заказу П.М. Третьякова создал ещё один портрет. Знаменитый писатель изображен в профиль, он выглядит почтенно-величественно и соответствует описанию Тургенева Мопассаном: "...Отворилась дверь – явился гигант. Гигант с серебряной головой, как было бы сказано в волшебной сказке. У него были длинные седые волосы, густые брови и большая седая голова, настоящей белизны серебра, отливающей блеском, спокойное лицо, с чертами несколько крупными ..."
Считается, что в этом портрете художнику не удалось "выразить характер" Ивана Сергеевича. Возможно, потому, что он мало знал Тургенева, хотя и любил его произведения. Портрет не нравился и Третьякову. "Что-то в нем было не по душе Павлу Михайловичу",– писала дочь Третьякова в своих воспоминаниях об отце.

Перов В.Г. Портрет И.С. Тургенева. 1872. Холст, масло. 102 х 80 см.ГМР
Тургеневу 54 года.
Портрет ниже изображает Тургенева-охотника. Известно, что Тургенев часто охотился, но не из-за дичи, его привлекала природа. Иван Сергеевич писал: "Люблю охоту за свободу, за восход и закат солнца, за то, что с нею, как и с поэзией, связано особое чувство, которое стоит выше всего и зависит только от меня".
Художник Н.Д.Дмитриев-Оренбургский изобразил писателя на охоте. Для достоверности в мастерскую художника завезли охотничий костюм и охотничье снаряжение Тургенева, и Иван Сергеевич охотно позировал художнику в этой одежде. Этюд, возможно, предназначался для большой картины, но стал известен, как самостоятельное произведение.

Н.Д.Дмитриев-Оренбургский. И.С.Тургенев на охоте. 1879. Этюд.
Институт русской литературы РАН, Санкт-Петербург
Тургеневу 61 год
На портрете Тургенева работы художника Ге моё внимание прежде всего привлекают глаза Ивана Сергеевича. О глазах Тургенева хорошо сказала мемуаристка Наталья Александровна Островская, которая часто общалась с Тургеневым в Баден-Бадене: "Глаза его не были ни огромны, <...> ни даже особенно красивы, – но умные, проницательные, честные, добрые: глаза очень, очень хорошего человека".

Ге Н.Н. Портрет Тургенева. 1887. Холст, масло. 108 × 79,5.
Государственный музей Л.Н. Толстого. Москва.
Этот портрет – повторение портрета 1871 года из собрания Национальной картинной галереи Армении, Ереван.
В 1881 году Иван Сергеевич пригласил своего друга поэта и художника Якова Полонского и его жену Жозефину погостить у него в Спасском. Яков Петрович наслаждался отдыхом и все лето писал виды окрестностей. Написал Полонский и портрет хозяина усадьбы. 30 июля Яков Петрович записал в дневнике: "Все признаки хорошей погоды обманули нас... Моя живопись кончена. Я написал 11 картинок: все (кроме одной) с натуры, и в том числе, неудавшийся портрет И.С."

Я.П. Полонский. И.С. Тургенев. 1881. Этюд.
Тургеневу 63 года.
"Неудавшийся портрет" потому, что никому не понравился, но этот портрет оказался последним прижизненным изображением писателя, и в этом его историческая ценность. Когда в сентябре Тургенев уезжал во Францию, Полонский подарил ему семь пейзажей с видами Спасского. В далёком от России Буживале эти картины напоминали Ивану Сергеевичу о местах, любимых им с детства.

Гравюра Ю.С. Барановского по рисунку К. Шамеро. И.С. Тургенев во время болезни. 1883.
Тургеневу 64 года - это последний год его жизни.
|
</> |