Портрет хорошего атеиста

С атеистами же хорошими верующие бы общались с большой охотой.
На основании ряда источников (в т.ч., например, здесь, здесь, здесь и здесь) можно создать образ, к которому российским атеистам должно стремиться.
1. Темперамент у хорошего атеиста должен быть флегматический, характер очень спокойный, ибо любая эмоциональность атеиста раздражает верующих. Особенно их раздражает раздражительность атеистов. Эмоциональность зарезервирована лишь для верующих и хороший атеист это отлично понимает.
2. Хороший атеист очень вежлив и доброжелателен, пользуется лишь литературным языком и постоянно озабочен, как бы чем не обидеть верующего и тщательно подбирает слова. Он понимает, что "настоящие оскорбления, настоящее кощунство возникают там, где нашу святыню затрагивают походя, в легкомысленном трёпе, в сетевой перебранке", поэтому всегда серьёзен и никогда не шутит, разговаривая с верующим.
3. Он тщательно подбирает аналогии, говоря о религии. Например, он понимает, что сопоставление Церкви с бизнесом может обидеть верующего и потому избегает подобных сопоставлений. Он может покритиковать конкретного священника, но с обязательной оговоркой, что критикует его лишь как человека, за его человеческие слабости, а вовсе не как представителя Церкви, поскольку Церковь в глазах верующих свята и критиковать её - кощунство. Впрочем, и критикуя отдельного священника, он оперирует только фактами, доказанными в судебном порядке и признавая, что возможна и судебная ошибка, а священник ни в чем не виноват. Определённо же он говорит о негативных качествах бывших священнослужителей, которых священноначалие уже извергло из сана и обязательно в публичных речах указывая на этот факт извержения.
4. Однако хороший атеист сознаёт, что поскольку он неверующий, то многое, если не всё в религии недоступно его пониманию. Поэтому он честно говорит, что не понимает и не знает то-то и то-то и не столько что-то заявляет, сколько задаёт вопросы, причём не с целью уязвить, а именно чтобы получить какую-то неизвестную ему информацию от верующего. Ибо хороший атеист признаёт, что верующий обладает недоступным ему, атеисту, знанием. Конечно, знание, преподаваемое верующим атеисту всё равно последнему оказывается недоступным для понимания, но хороший атеист честен и так о том и говорит - мол, увы, не могу я вас понять, не помещается это в моём рассудке, а уверовать я не в состоянии.
5. Образ "хорошего атеиста" предполагает, что никакого негативного опыта относительно религиозных организаций у него нет. Если он воспитывался в религиозной семье, то религиозное воспитание он вспоминает с благодарностью, если он общался со священниками в детстве, то это были исключительно нравственные и благожелательные люди. И если даже он и замечает какие-то недостатки в религиозных организациях, то понимает, что они связаны с конкретными людьми, а сами религиозные организации тут не причём (см. п.3) и вообще он почти ничего в церковной жизни не понимает (см. п.4). Впрочем, хороший российский атеист знает, что атеист он из-за своего атеистического воспитания в детстве и к РПЦ относится позитивно, признавая её важнейшую роль в духовно-нравственном воспитании общества, хотя к сожалению, сам уверовать пока не может.
6. Наконец, хороший атеист - это человек ищущий, он ещё не нашёл истину и сам это сознаёт. Он вовсе не закрывает для себя возможность уверовать. Более того, он иногда даже говорит насчёт того, что Бог его к себе пока не привёл и верующие с ним соглашаются. Он точно знает, в какого Бога он не верит - в Бога плохого, мерзкого, жестокого и глупого, а в Бога хорошего и умного он бы поверил, но вот всё никак не получается. Он называет себя "православным атеистом", ибо убеждён, что православие - это основа русской культуры. Он даже согласен с тем, что его атеизм - это в сущности, тоже вера, ну просто он верит в Дарвина и Большой Взрыв, а христиане - в Бога-Троицу. Но всё это не то, не то, здесь же нет духовности, поэтому его мучают сомнения, а прав ли он в своём атеизме?! Потому-то он не старается пропагандировать свои атеистические взгляды, скрывает их от всех, он понимает, что его неверие - это его личная проблема, не надо смущать ею других людей, верующих.
Тяжела жизнь хорошего атеиста, духовно тяжела. Но в беседах с внимательными, вежливыми и убедительными православными пропагандистами он находит отдохновение и радость своей измученной сомнениями в атеизме душе...
|
</> |