Порок на экспорт - все, что нужно знать о русской мафии
ruslanviktorov — 23.02.2021Накануне Рождества в Лондоне при родах умирает молодая русская женщина, совсем юная, почти подросток. На руках акушерки Анны остается младенец и дневник, который она нашла в вещах девушки. Анна ужасается ее истории жизни и начинает собственное расследование, которое прямо ведет в логово русской мафии.
Так она знакомится с Николаем, который помогает ей разобраться в этой запутанной истории. Анна и не догадывается, что ее новый знакомый – жестокий и таинственный киллер, который принадлежит одной из русских группировок Лондона, а факты, описанные в дневнике, компрометируют его босса. Завязывается еще одна ужасающая цепочка любви и убийств, обмана и возмездия...
Дэвид Кроненберг продолжает исследование природы насилия, начатое в "Оправданной жестокости" (собственно, в оригинале фильм как раз и называется "История насилия", о которой я уже писал тут). На этот раз в поле его зрения попала русская мафия в Лондоне. Одного из главных героев играет Вигго Мортенсен, который также играл главную роль в "Оправданной жестокости".
Надо сказать, что Кроненберг и актеры очень ответственно подошли к своей работе. Это, по-моему, первый зарубежный фильм о русской мафии, в котором почти все персонажи довольно чисто говорят по-русски, включая немца Армина Мюллера-Сталя, француза Венсана Касселя, наполовину датчанина, наполовину американца Вигго Мортенсена и поляка Ежи Сколимовски. Мортенсен даже специально ездил в Россию, где прожил два месяца, посетив Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Урал, общаясь с самыми разнообразными бандюками и изучая русский язык.
Да и многочисленные татуировки на теле Николая, включая звезды вора в законе, также, насколько можно судить, аутентичны. Правда, из общей картины несколько выбивается эльфийская татуировка Nine на плече, которую Вигго заполучил на съемках "Властелина колец", но ее заметят только очень внимательные зрители.
Я встречал в отзывах и рецензиях заявления о том, что Кроненберг, мол, снял совершеннейшую клюкву и что на русскую мафию эти люди в фильме похожи не больше, чем персонажи советского фильма "Чисто английское убийство" на англичан высшего света. По поводу клюквы - не соглашусь ни разу. Наоборот, это все выглядит правдоподобно - настолько, насколько может быть правдоподобным кино о русских, снятое канадцем и сыгранное представителями чуть ли не десятка стран. Просто когда этот фильм смотрят русские, они в любом случае его оценивают совершенно не так, как остальные: все время подсознательно ищешь всякие глупости и неточности, и это изрядно отвлекает внимание от фильма.
Да, со сценарной точки зрения там есть довольно заметные ляпы. Во-первых, не сильно понятно, каким таким криминальным бизнесом занимается дядя Семен. Нелегальным борщом, что ли, торгует? Во-вторых, изрядно позабавило упоминание чеченцев: по фильму чеченцы - скромные перегонщики машин, в отличие от злобных русских, которые сперли грузовик коньяка. Правда, чеченцы в картине выступали наемными убийцами, но там ясно сказано, что это не местные лондонские чеченцы, а пахнущие овчиной пастухи, только что спустившиеся с гор. Ну и в-третьих, финальная линия Николая, которую я не могу обсуждать во избежание спойлеров, вызывает целую массу недоуменных вопросов.
Тем не менее фильм получился хороший. Особенно если абстрагироваться от русскости персонажей и считать, что в данном случае речь идет о любой этнической мафии. Кроненберг, как это ему свойственно, снимает в очень жесткой и натуралистичной манере: ему нужно оглушить зрителя, заставить его проникнуться жестокостью этого криминального мира. Оглушить у него получается - картину категорически не рекомендуется смотреть особо впечатлительным зрителям. Сцена в бане очень кровавая. Режиссер выполняет поставленную задачу и не скатывается до всякой ужастиковой дешевки.
Лучшее, что есть в этом фильме, - три главные роли: Николай, Кирилл и Семен. Мортенсен - актер весьма широкого диапазона, и он также известен как человек, который старается по максимуму вживаться в каждую свою роль. Николай в его исполнении выглядит невероятно ярко, хотя Вигго играет его нарочито скупо, используя минимум эмоций. Но за этой внешней скупостью угадывается мощнейший характер. Он, конечно, не сильно похож на пятнадцать лет топтавшего советскую зону урку, но это даже и хорошо - реальный урка зрителей вряд ли бы воодушевил.
Очень понравился Венсан Кассель в роли Кирилла. Бандитенок при пахане-папаше, алкаш и истерик, тщательно скрывающий свою гомосексуальность, - персонаж получился на редкость неприятный, но весьма запоминающийся. Кассель, как и Мортенсен, на удивление чисто говорил по-русски, да и по-английски они оба говорили именно с русским акцентом, и я даже сначала подумал, что их кто-то озвучивал. Оказалось, что нет - озвучивали именно сами.
Также очень понравился немец Армин Мюллер-Шталь, блестяще сыгравший Семена. Никакого гротеска, никакого "босса мафии" - солидный мужчина в возрасте, от которого так и веет властью и могуществом. Хотя сам он выглядит достаточно скромно - вроде как обычный владелец небольшого русского ресторанчика.
Единственная роль, которая мне здесь скорее не понравилась, - это как раз Наоми Уоттс, сыгравшая акушерку Анну Ивановну. То есть понятно, что у нее роль такая - бояться и надеяться, однако персонаж получился хотя и надрывный, но с налетом излишней театральности. Вот как-то не верил я ей, в отличие от всех остальных героев.
Резюмирую. Жесткое, натуралистичное, кровавое и очень неплохо снятое кино на тему русской мафии в Лондоне, которое российскими зрителями, к сожалению, воспринимается довольно своеобразно. Тем не менее оно вполне достойно просмотра - прежде всего из-за Мортенсена, Касселя и Мюллера-Сталя. Не то чтобы это какое-то откровение, но просто еще одно интересное исследование природы насилия от Кроненберга. Больше похожее на кровавую криминальную драму, чем на что-то психологически-философское.
Кстати, в оригинале фильм называется "Восточные обещания". И это название ему больше подходит, чем напыщенное "Порок на экспорт" наших дистрибьюторов.
Моя оценка: 4 балла из 5
|
</> |