Порхал как бабочка
valerongrach — 22.03.2023
Мой сегодняшний герой не совершил великих поступков и не сделал удивительных открытий. Он просто разорился. Но сделал это настолько показательно, что его просто нельзя не привести в пример того, насколько отмена крепостного права изменила Российскую империю. И насколько она изменила жизнь не только крестьян, но и их бывших владельцев.

Позвольте представить: Иван Фёдорович Апрелев – хороший человек, сенатор, кавалер почти всех орденов империи, один из высших чиновников – он до действительного тайного советника дослужился, это, на секундочку II класс Табели о рангах, выше почти что некуда, I класс – это уже совсем элита из элит. Закончил свои дни практически в полной нищете, потому что разорился до такой степени, что остался без имения и жил, переезжая во все меньшую и меньшую квартиру.
Иван Фёдорович начинал свою службу очень даже неплохо, недаром до столь высоких чинов дослужился. Сначала Апрелеву помогал друг батюшки всесильный Аракчеев, у которого он служил адъютантом. Потом перешел на государственную службу, уютно устроившись на посту директора канцелярии Государственного контроля. В общем, со службой все было в полном порядке.

Кроме того, Иван Фёдорович был душой общества, обладал красивым голосом, хорошо пел, был со всеми ровен в общении, не заносился, не кичился,
«…скользил по житейскому пути, не углубляясь, и только пользовался счастливыми обстоятельствами, никому не делая зла, стараясь всем угодить и быть полезным…»
Он бы и скользил так же дальше и в общем-то «в присутствии», то есть по службе, среди высших чинов, у него это отлично получалось. Но вот по делу получилось так, что закончил свои дни Иван Фёдорович в бедности. Несмотря на то, что «доскользился» до самых высших чинов, в переводе на армейские чины он стал полным генералом, выше только фельдмаршал.
Вот только с личным состоянием все оказалось плохо. Ни сам Иван Фёдорович, ни его родственники хозяйством заниматься то ли не умели, то ли не хотели. И даже толковых управляющих нанять было недосуг. Они даже с личными делами так толком и не разобрались, за что следует сказать спасибо его маменьке.
Так получилось, что Иван Фёдорович не женился, хотя содержанка у него была и не совсем законные дети тоже. Но вот с женитьбой не сложилось ни у него, ни у его старшего брата, ни у сестер. С сестрами вообще получилось из-за маменьки очень глупо. Маменька заявила, что младшие сестры не должны переходить дорогу старшей и поэтому замуж все будут выходить по очереди, по старшинству. А так как старшей сестре жених так и не нашелся, то и остальные остались куковать. Все впятером. Может быть, если бы кто-то из них вышел замуж, то там толковый зять попался. Но в итоге не попался и Апрелевы жили тесным братско-сестринским обществом:
«…Все они говорили любезности без конца и притом почти одновременно. Брата своего они обожали…»
И сначала все было хорошо. Еще бы было плохо, когда у тебя и сестер более 1000 рабов, простите крепостных, мужского пола. Так или иначе – оброком или барщиной они вас прокормят. Но потом случился 1861 год. Деньги, полученные от выкупа, как-то сразу кончились. Потому что когда ты важный сановник, то следует соответствовать. Вот Апрелев и соответствовал. Семейство жило «на углу Литейной и Пантелеймонской. Причем в те славные годы, до отмены крепостного права у них в квартире даже было два парадных входа:
«один для матери и сестер, другой отдельный, был его собственный».
Да и на службе все было отлично:
«… Иван Феодорович приезжал в контору и подписывал бумаги; к нему являлись с докладами; его росчерк был очень внушителен. Лично он был человек безукоризненной честности, но по неспособности проглядывал многия злоупотребления и его постоянно обходили…»
А потом оказалось, что надо делами своих владений заниматься, так как деньги больше волшебным образом из ниоткуда не берутся. А на это душа-человек (так и хочется вспомнить Стиву Облонского) оказался неспособен.
Из квартиры с двумя парадными входами пришлось съехать в квартиру попроще. Потом продать одно имение местным купцам, потом другое. Потом продать все. Потом съехать в еще более простую квартиру.
В итоге один из высших чиновников империи разорился полностью. При этом нельзя не отметить, что Иван Фёдорович и его сестры восприняли свое разорение с честью, в своем неумении вести дела никого не винили и ни на кого не обижались. Они просто все упрощали и упрощали свой быт. Образно говоря, перешли от обедов первого и второго разрядов по пособию Елены Молоховец к третьему и четвертому.

От Апрелевых постепенно отворачивались знакомые, «забывавшие» заходить к ним с визитами. Самое, конечно, интересное получалось с теми, кто раньше жил за их кошт, но потом неожиданно получил наследство и разбогател, в то время, когда Иван Фёдорович разорялся. Теперь же, когда у Ивана Фёдоровича денег не стало, дружить с ним стало необязательно. С другой стороны не отвернулись, например, Шереметевы, с которыми Апрелев дружил из-за совместного увлечения музыкой.
Так и закончил сенатор Апрелев свою жизнь в бедности. Порхал как Стрекоза из басни Крылова, пока лето красное не закончилось. Но не озлобился и зимой.
Уже после того, как Ивана Фёдоровича не стало, Сергей Дмитриевич Шереметев встретил его младшую сестру, которая осталась к тому моменту одна из Апрелевых:
«… Повстречалась Александра Федоровна с заботой и нуждой, но все принимала благодушно и с великим смирением. Людская неблагодарность ее не возмущала; она ни о ком не отзывалась дурно: по-прежнему всех хвалила, на малейшее внимание отвечала неудержимым потоком благопожеланий, всем сочувствовала и ко всем была доброжелательна…»
Вот такая простая история заката дворянских семейств и имений империи.
|
|
</> |
Не просто украшение: почему люди выбирают вещи на заказ
Гарри и Меган на Sundance Film Festival. День 2. + интервью
8 февраля 1908 г.
Когда отношения становятся отношениями?
Почему "Гостью из будущего" до сих пор помнят?
РКН не будет снимать ограничений с WhatsApp
Быково в Жуковском
Из истории мультфильма «Ну, погоди!»
Первые подснежники. Февраль

