Феминизм

топ 100 блогов teabushmanmike — 20.05.2012
Поскольку повсеместно, в том числе на форумах моего любимого вебкомикса пришла пора феминосрачей, я решил составить какое-то внятное собственное мнение на эту тему. Мнение заключается в следующем.

Изучение человеческого общества, его внутренних противоречий и процессов, вызванных этими противоречиями, давно уже привело к появлению теории о классах и их взаимодействии. Люди входят в тот или иной класс в соответствии с тем, какое участие они принимают в производстве. Это — довольно общее место. Всем, кто не согласен, предлагаю спорить с учебником истории.

Производство при этом многими (слишком многими) понимается в самом прямом смысле: рабочий в восемь утра встал за станок и начал производить. Производил до пяти вечера (с перерывом на обед), а в пять закончил и отправился отдыхать, по дороге зайдя в магазин и взяв ноль пять. Отсюда выводится противоречие между рабочим и владельцем станка (капиталистом), которое выливается в борьбу классов и т.д.

Картина получается очень стройная до тех пор, пока ВНЕЗАПНО не появляются феминистки. Они тоже вроде как борются, но на чьей стороне? Рабочему, например, нравится, когда жена готовит ему суп и штопает рваные носки. Капиталисту нравится, когда симпатичная стюардесса в бизнес-классе наливает ему четыреста, а он нежно шлёпает её по попе. А тут вдруг бабы начинают артачиться и говорят: “Не хотим носки штопать! И руки уберите, а то хуже будет”. Что с ними делать?

Самый простой и дебильный вариант — прочитать манифест ОПУМ и на его основании объявить скопом всех феминисток упоротыми истеричками. После чего рассказывать, что, во-первых, никакой проблемы не существует, а во-вторых, виноваты в ней сами бабы. Пусть перестанут страдать и займутся делом.

Тем, у кого разуты глаза, этот вариант не подходит, потому что они всё-таки замечают, кто штопает носки. Если мы, такие наблюдательные, обратимся к уже готовой теории, то она подскажет примерно следующее: нынешнее статус кво существует до тех пор, пока продолжается эксплуатация пролетариата буржуазией. Значит какие-то изменения к лучшему возможны только после победы над этой самой буржуазией. Феминизм как таковой, выходит, особо и не нужен. Нужно устранить господство правящего класса. “Борись за класс, а не за гендер”.

Неприятность в том, что буржуазию уже однажды устранили, а штопку носков при этом победить так и не смогли. И это, на самом деле, вполне логично: в основании всей теории лежит понятие производства, которое в узком понимании к женским проблемам абсолютно индифферентно. Станку не важно, кто за ним стоит по восемь часов в сутки.

Поэтому, чтобы действительно что-то понять в феминизме, нужно обратить внимание на ряд нерассмотренных видов производства. Например, производство новых людей.

Родить и вырастить ребёнка — труд, ничем не хуже любого другого (может даже и лучше). По отношению к этому труду люди со всей очевидностью делятся на две группы: мужчины и женщины. Поскольку группы принимают разное участие в процессе рождения и воспитания, то к ним можно приложить всю нашу расчудесную теорию, причём непосредственно, а не через призму отношений между буржуазией и пролетариатом.

Получается, мужчины и женщины — это общественные классы (чтобы не было путаницы, можно называть их гендерами), участвующие в производстве новых людей. А раз это классы, то им присуще всё, что классам положено, в том числе эксплуатация. При таком подходе феминизм — это классовое сознание угнетённого класса женщин, вот и вся наука.

Позицию “зачем вообще рассматривать специфические женские проблемы, когда у нас есть общий враг — буржуазия” можно сравнить с рассуждениями национал-социалистов о том, что нет смысла делить нацию на пролетариат и буржуазию, когда у нас есть общий враг — другая нация. Извините, но так это не работает.

Весь смысл теоретизирования как раз в том и состоит, чтобы обнаружить общественные противоречия и правильно их обобщить, а не механически распределить социальные явления по заранее подготовленным категориям типа “буржуазный” / “пролетарский”.

Понятное дело, гендерные классы очень специфичны в силу крайней специфичности самого труда по воспроизводству человечества. Но это не повод к отрицанию их существования, а условие, требующее пристального изучения и внимательного рассмотрения всех сопутствующих проблем. Чему феминосрачи ни разу не способствуют, а травля феминисток и вовсе мешает.

Чтобы разбавить затянувшееся занудство, приведу напоследок цитату из классиков:
    (…) сознание необходимости вступить в сношения с окружающими индивидами является началом осознания того, что человек вообще живёт в обществе. Начало это носит столь же животный характер, как и сама общественная жизнь на этой ступени; это — чисто стадное сознание, и человек отличается здесь от барана лишь тем, что сознание заменяет ему инстинкт, или же, — что его инстинкт осознан. Это баранье, или племенное, сознание получает своё дальнейшее развитие благодаря росту производительности, росту потребностей и лежащему в основе того и другого росту населения. Вместе с этим развивается и разделение труда, которое вначале было лишь разделением труда в половом акте, а потом — разделением труда, совершавшимся само собой или «естественно возникшим» благодаря природным задаткам (например, физической силе), потребностям, случайностям и т. д. и т. д.

    (…)

    Вместе с разделением труда (…) дано и распределение, являющееся притом — как количественно, так и качественно — неравным распределением труда и его продуктов; следовательно дана и собственность, зародыш и первоначальная форма которой имеется уже в семье, где жена и дети — рабы мужчины. Рабство в семье — правда, ещё очень примитивное и скрытое — есть первая собственность, которая, впрочем, уже и в этой форме вполне соответствует определению современных экономистов, согласно которому собственность есть распоряжение чужой рабочей силой. Впрочем, разделение труда и частная собственность, это — тождественные выражения: в одном случае говорится по отношению к деятельности то же самое, что в другом — по отношению к продукту деятельности.

    Маркс, Энгельс. Немецкая идеология. Фейербах

    Курсив мой
На этом выключаю станок и отправляюсь отдыхать, по дороге взяв ноль пять. Всем хороших выходных :-)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кавказских борцов критикуют разные дрищи, которые спортом никогда не занимались. Потому что те, кто хоть немного занимался, понимает, что надо иметь стержень, особенно в контактных видах спорта, чтобы выходить на соревнования и побеждать. Надо ...
ВКонтакте выложили два букваря - 1962 и 1987 г. По второму я учился, а первый увидел впервые. Поражает, насколько сильно идеологизирован букварь 1987 г. ("под общей литературной редакцией академика АПН СССР С.В.Михалкова", наш пострел везде поспел), особенно в сравнении с букварем ...
Яшин получил 8,5 лет. Изначально он был жежист и из "Яблоко", именно тут начал свою комсомольскую карьеру. Вспоминаются слитые в 2012 году разговоры Немцова, где покойный говорит, что "у Яшина жопа детством играет" (ну или как-то так), а тот орет, что "нас много, мы теперь не маргиналы". ...
Я, наконец, научилась ходить и даже бегать (по утрам), не обращая на них никакого внимания. Не озираясь по сторонам. Пусть себе лезут, соблазняют, пусть даже бросаются под ноги… Мне все равно! Я впервые в жизни смотрю на них не просто свысока, я смотрю на них холодным безразличным ...
Хотел бы по традиции показать вам одну фотосессию, а вы отпишитесь, нравится вам, или нет, и что именно не нравится, чего не хватает. Я задумал нечто подобное снять, поэтому интересно мнение народа, чтобы учесть это в своих работах. ...