Пора валить в Беларусь?
pora_valit — 11.10.2012В России принято постоянно ныть и жаловаться на низкий уровень жизни, коррупцию среди чиновников, якобы препятствующих развитию малого бизнеса, что жить худо, да и вообще есть нечего. Однако, сегодня мы отправимся в соседнюю Белоруссию, и посмотрим как с этим обстоит дело в этой Республике.
Республика Беларусь. Гомельская область. Запесочье. Возле деревенского магазина шатаются два алконавта, деля бутылку вина на двоих, и распинают республиканскую власть. По обеим сторонам проселочной дороги, в развалинах лежат хижины жителей белорусского Полесья. Сквозь редкий забор из штакетника прорывается холодный осенний ветер и качает еле висящие на деревянном срубе ставни. Так живет среднестатистическая деревня в Восточной Беларуси.
Въезжаем в Брестскую область. Разница в уровне жизни - налицо. Здесь даже солнце светит ярче и трава зеленее. Всюду по полям снуют комбайны, трактора, сеялки и косилки, убирающие кукурузу, рожь, засевающие озимые.
Всего в 30 километрах от умирающего Запесочья мы обнаруживаем довольно обширный остров благополучия и трудолюбия. Из окна нашей Хонды Сивик мелькают ухоженные поля, хозяйства и домики, напоминающие Швейцарию.
Заходим в первый попавшийся дом. Туалеты на улице? Забудьте, только не в этом селе. В доме итальянская сантехника, немецкая бытовая техника и натяжные потолки из Финляндии.
"Взятки? - переспрашивают жители этого экогородка, - нет не слышали. Если человек работает на земле, то никто и ничто ему здесь не может помешать достойно жить".
"Главное, вовремя плати налоги и будь спокоен, - говорят мне. - Местные власти (слава Богу!) не особенно вмешиваются в наши дела".
Однако, политикой местные жители не шибко интересуются. Вся их жизненная философия сводится к тому, что "если работать руками - будет все, что нужно для жизни, а политикой занимаются те, кому делать нечего".
Зато жители села довольно неплохо разбираются в механике, строительстве, животноводстве и сельском хозяйстве.
Ольшаны-Сити. Практически возле каждого дома огромный большегруз с длиннющим трейлером. Если с умом взяться за дело, то на капусте либо огурцах можно делать от 8 млн рублей (1000 баксов) в месяц. С учетом того, что прожиточный минимум по стране 2-3 млн белорусский рублей.
Этому парню родители подарил почти новенький BMW. За то, что он удачно окончил школу. По крайней мере, так он сказал мне. Признаюсь, не много я видел подростков в Калифорнии, кто бы в таком возрасте владел бэхой. Кстати, у многих ольшанцев имеются родственники в США, выехавшие туда 10-15 лет назад. Но жители этого района сегодня уже не спешат на заработки в дальнее зарубежье: зачастую на родине можно заработать не меньше, чем в Золотом штате.
В отличие от соседских забултыг и пьяниц, здешние мужики по субботам собираются в финской бане и обсуждают преимущество голландских семян, толщину труб для водопроводов, а также, кто сегодня "играет свадьбу". И какое приданное дадут родители невесты жениху.
В местной церкви, в эту субботу, праздновали две свадьбы.
Некоторые счастливчики, наряду с возлюбленной, в день бракосочетания получают в наследство ключи от мерседеса или даже добротный европейский дом.
Не могу не привести статистику из религиозной жизни этого региона: из 7,5 тыс. жителей деревни, как минимум треть населения - пятидесятники, консервативные верующие.
Пьянствовать здесь стыдно. Фривольный образ жизни порицается публично. Зато работает здесь и стар и млад. Это не стыдно.
"Моя вера не позволяет нам регулировать рождаемость, - пояснил мне пятидесятилетний Николай Кардаш, у которого в семье 15 детей. - Однако, у нас никогда не было проблем с продуктами питания".
Во дворе Кардаша несколько огромных сараев с буренкой и свиньями. В огороде, под ногами кудахчут упитанные куры. Как мне сказали, это единственный район в РБ, где рождаемость превышает смертность.
Православная церковь в этих краях остается на обочине общественной жизни. Этот "исторический памятник БССР" уже многие годы лежит в развалинах и, похоже, никому до него нет дела.
Зато протестантский "Дом молитвы" в воскресенье утром забит до отказа. Мужчины - справа, женщины - слева, молодежь - перемигивается на балконе.
После продолжительного богослужения, люди разъезжаются по улицам на добротных мерседесах. Я слегка удивился, не обнаружив в центре этой деревни "Старбакс" или на крайний случай модную российскую "Шоколадницу".
У каждого более-менее уважающего себя фермера во дворе стоит парочка мерседесов, лексусов или хайлендеров последней гибридной модели. Это дается тяжелым ежедневным трудом и зачастую кровавыми мозолями, твердят мне здесь работяги на каждом углу.
Полесский бизнесмен Сергей живет в этом небольшом опрятном жилище, в селе-сателлите Ольшан. Все дорожки вокруг дома, похожего на немецкое бунгало где-нибудь на юге Баварии, аккуратно выложены плиткой, во всех комнатах - паркет и современная мебель европейского качества.
Сергей одним из первых занялся засолкой огурцов и капусты с последующей продажей в белорусские и российские города. На сегодняшний день у него уже несколько складов с с/х продукцией и штат сотрудников в пять человек. "Наше производство изо дня в день расширяется", - с искоркой в глазах говорит предприниматель, показывая строящийся цех по засолке овощей.
Сергей не устает повторять, что все это добро нажито каждодневным трудом и что "под лежачий камень вода не течет".
Из плодов своего труда он даже выделяет нуждающимся россиянам.
После развала Советского Союза и последовавшей за ней депрессией, белорусы ринулись закупать отборные семена из Голландии, адаптировать итальянскую технологию по производству сыра, закупать некоторую технику из Германии, однако продолжают усердно обрабатывать свою землю с помощью тракторов "Беларусь".
Местный совхоз одиноко околачивается на отшибе: люди неохотно идут работать на дядю.
Мы переходим от дома к дому, дегустируем огурцы с грядки, квашеную капусту, яблоки, нежнейшее сало с прожилками мяса, закатанные помидоры специального посола, дранники с натуральной сметаной, парное молоко; на целых три дня я совершенно забыл про несварение желудка!
В конце-концов, мы попадаем в самое большое частное хозяйство в Столпинском районе Брестской области. На секунду кажется, что находишься на калифорнийском ранчо: до такой степени все вокруг напоминает этот американский штат.
Тысячи голов отборного скота, громадные амбары, завалены картошкой, морковкой, свеклой, луком. Ежедневно отсюда отправляются сотни и тысячи тонн с/х продуктов в Пинск, Минск и Питер. Именно здесь, впервые за долгие годы мне перестало быть стыдно за родную Беларусь.
Заглянувший сюда недавно Александр Лукашенко сказал, что на земле должен работать наиболее эффективный собственник. И пообещал помочь фермерам в развитии инфраструктуры области и строительстве консервного завода, по переработке и экспорту белорусских овощей. "Пусть они сами переработают, продадут и поделят прибыль", - сказал президент.Дело в том, что фермеры столкнулись с проблемой, когда российские перекупщики по дешевке скупая белорусский продукт, не оставляют производителям выбора. Будем надеяться, что данная проблема скоро выправится и полесские земледельцы будут зарабатывать еще больше!
Держись белорусское село, ты выживешь без американских айфонов!
Руслан Гуржий, drugoe.us
Ольшаны, Республика Беларусь.
|
</> |