Популярная виктимология: психология жертвы или "самадуравиновата"?

топ 100 блогов svetlana_panina10.10.2015 Этот текст вряд ли будет очень полезен. Потому что я буду писать его не как специалист-психолог, а как обычный человек, у которого в очередной раз треснул шаблон. Поэтому в комментариях можно спорить, не принимать на веру, обвинять меня в излишней эмоциональности. Только тем, у кого возникнет желание  отозваться, я рекомендую предварительно посчитать до десяти, включить логику и здравый смысл. И все-таки обязательно высказаться. А потом обратить внимание на свой пульс и дыхание. Как они там, в порядке?

На прошлой неделе в моей ленте фейсбука активно обсуждалась ситуация семейного насилия. Типичная история - женщина живет с мужчиной, который периодически бьет ее, временами ломая кости, время от времени тушит об нее окурки и иногда привязывает к батарее. Цитата "бил, пил, бегал налево, унижал, деньги отбирал, морил голодом, приковывал к батарее, сжигал ее одежду, мебель рубил топором, гасил об нее бычки..."  Видимо, не слишком часто, потому что женщина прожила в таких отношениях 15 лет. Рассталась пара тоже типично - не потому, что женщина ушла, а потому что мужчина нашел себе молодую и с целыми еще костями. Женщина начала лечиться. Мужчина жить своей жизнью. Но его новая жертва, видать, оказалась менее выносливой. Через пять лет бывшие жертва и ее кошмар встретились, обрадовались друг другу, сошлись и снова расписались.

Меня поразила не сама история. И даже не реакция читателей на нее. Я могу понять людей, которые не имели собственного опыта проживания в отношениях семейного насилия в их недоумении. Я могу понять тех, кто смог вырваться из ада подобных отношений, уже травмированных, и потому намного более эмоциональных в своем "она заслуживает такого, потому что позволяет с собой так поступать". Что меня ранило, так это уровень агрессии, который вылился в комментариях. Агрессии к жертве. Не к насильнику, который ломал жертве нос, крушил ребра. А к жертве, которая не способна была от этого защититься и в итоге вернулась к человеку, который все это сделал.

Это настолько противоречило логике и здравому смыслу, что я усомнилась в своей логике. И своем здравом смысле. На минуточку допустила, что весь мой опыт работы с жертвами семейного насилия ничего не стоит. И решила посмотреть, что там популярного пишут "про это". А пишут про какую-то специальную и особенную "психологию жертвы", пишут о том, что "жертве выгодно быть жертвой, она получает социальные поглаживания", пишут про "ответственность жертвы", о том, что она, жертва, "должна бороться, измениться внутренне, понять, что ее судьба в ее руках". Пишут это люди, которые называют себя психологами. И я понимаю, почему именно такие тексты популярны. А другие тексты, которые пишут психологи, работающие в немногочисленных реабилитационных центрах для жертв насилия, непопулярны.

Во-первых, с жертвами насилия сложно даже находиться рядом. Ну вот кому приятно смотреть на чью-то оторванную ногу? И тут так же. Существовать рядом со страданием, которое произошло с другим человеком - задача сложная. Пусть оторванными ногами занимаются специально обученные люди - врачи. По идее, заниматься оторванными кусками души тоже должны заниматься специально обученные люди. И занимаются, но если номер телефона спасателей тела знает каждый, то номер телефона срочной психологической помощи еще попробуй найди. А если найдешь, попробуй запомни или набери. Оторванную ногу видно сразу и врачи сами видят, где болит и что делать. Мало кто скажет человеку со свежеоторванной ногой - ты куда, дурак, полез, мозгов что ли нет? Сначала попытаются человека из шока вывести. Ногу спасти или ее остаток для протезирования. Потом реабилитация, чтобы человек не становился инвалидом и вернулася на работу, например, где ему чуть не оторвало ногу. Никто не обвинит человека, который пострадал в ДТП, что он снова пытается сесть за руль и опять подвергает себя риску травмы (если виновником проишествия был не он).

Во-вторых, семейное насилие - это какое-то уж слишком сложное для понимания нарушение картины мира. Позволю себе продолжить сравнивать жертв домашнего абьюза с жертвами ДТП. Все мы знаем о том, что существуют мудаки на дорогах, сознательно игнорирующие и нарушающие правила движения. И никакое собственное "примерное поведение" не гарантирует трагической встречи. В отношении  нарушителей возможны только жесткие и четкие меры со стороны отнюдь не пострадавших, а со стороны специальных институтов, созданных для защиты нормальных членов дорожного движения, правильно? Никто не требует от пешехода, попавшего в ДТП на пешеходном перекрестке при переходе на зеленый свет свет, ответа "как он дошел до жизни такой" и "нет ли у него комплекса жертвы", даже если он пострадал не в первый раз.

О том, что те же самые мудаки продолжают существовать за пределами автострад, мгновенно забывается, как только речь заходит о жертвах семейного насилия. Вдруг откуда ни возьмись, у женщины, которая не нарушает ни семейного кодекса, ни уголовного, появляется ответственность за то, как ведет себя ее спутник жизни. Как правило, спутник этот по внешнему виду и поведению не сильно отличается от других мужчин. В вышеприведенном примере речь шла о мужчине с тремя высшими образованиями, приятным для всех, кто не имел с ним отношений. Так бывает, мудаки на дорогах тоже часто ездят на чистеньких, новеньких, дорогих машинках. Сразу и не поймешь, что мудак. Но если к водителю или пешеходу не предъявляют требования "ты  обязан распознавать потенциальных нарушителей ПДД интуитивно и держаться от них подальше", то женщине обязательно доброжелательные свидетели скажут что-нибудь эмоциональное типа "куда твои глаза смотрели, когда ты от него детей рожала" или совсем безразличное "бачили очи, що купували".

Пока что я не буду трогать мифы о специальной психологии жертвы или о том, как жертва провоцирует насильника совершить насилие, хотя у меня  есть много, что об этом сказать. Пока я остановлюсь на том, что общество, обвиняя жертву, помогает своей реакцией в отношении домашнего насилия именно тем, кто причиняет страдания. А не тем, кто эти страдания получает. И, читая гневные комментарии о том, что женщина, вернувшаяся к мужу после 15 лет насилия - просто любительница БДСМ, просто сумасшедшая, просто хочет получать внимание общественности, просто извлекает выгоду из своих переломов, просто дура, просто хочет помучать всех, кто ей помогает, просто счастлива жить так и "просто удавил бы таких", я понимаю, что за этим гневом стоит страх.

Липкий, отвратительный страх оказаться на месте этой "дурысамавиноватой". Потому что если признать, что нет никакой специальной "психологии жертвы", а есть женщины, которым не повезло нарваться на мудака, то мы остаемся без защиты. Это то, что не поддается контролю. А для неконтролируемых страхов у нашей психики есть замечательный, древний защитный механизм - ритуальное поведение. Если силы природы разбушевались и древние боги гневаются на нас, нужно сделать что? Произвести ритуал. А какой ритуал самый сильный? Жертвоприношение. Нет, мы слишком гуманны, чтобы своими руками показательно скармливать женщин драконам семейного насилия. Но позволить им самостоятельно утонуть в мрачном болоте боли и беспомощности дабы всемогущий бог мудаков не послал нам одного или парочку на жизненном пути - это законно, пристойно и не ведет к ожирению.

Сохраню ссылки для себя и тех, кому важно:
Как помочь и не навредить жертве семейного насилия
Социальная и психологическая помощь тем, кто подвергается семейному насилию в Киеве
Как зафиксировать факт угрозы жизни или физической расправы(практически невозможно в случае семейного насилия, увы)
Факт реальной угрозы убийством, регулируется ст. 129 Уголовного Кодекса. Возбуждение уголовного дела возможно только при следующих факторах: 1) Вашей жизни угрожают и при этом у агрессора в руках ОРУЖИЕ (будь то нож или пистолет, или как в Вашем случае, топор). 2) У Вас есть хотя бы один свидетель, который был рядом и всё видел, и естественно который даст показания, указав все свои данные. 3) В случае реальной угрозы Вашей жизни, Вы можете позвонить по номеру 102 и вызвать наряд милиции, который зарегистрирует происходящие по факту. Для этого обязательно, в начале телефонного разговора, укажите свои данные и данные человека, который совершает противозаконные действия по отношению к Вам, так же укажите конкретное действие с его стороны (например, как в Вашем случае, нападение с топором). К сожалению, аудио и видеозапись не считается исчерпывающим доказательством, но при этом может быть учтена правоохранительными органами.

Литература для отвлеченных размышлений:
Рене Жерар
"Насилие и священное"



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
С 11 июня в 11 странах Европы проходит Евро-2020. Петербург – один из городов-организаторов. Российским и иностранным болельщикам повезло – обычно дождливый Питер встретил всех на редкость жаркой погодой и задорным настроением. Сегодня пройдет пятый матч из семи, запланированных в ...
Во все это безумное время, сотканное из переживаний, неожиданно, словно подарок ко дню рождения, открылась возможность вырваться снова к морю и теплому солнцу. Заменить уже запланированную поездку в Египет, с выбранным отелем и даже оплаченную, но, увы, не состоявшуюся из-за отмены всех ...
Сериал, считаю, вполне удачный: не известные широкой публике, но симпатичные, талантливые артисты (особенно порадовал молодой царь Алексей, - весьма проникновенно:)а на женские роли, чувствуется, красавиц подбирали:)), диалоги, которые интересно ...
Рамзан Кадыров получил медаль «за вклад в развитие ядерной физики». Глава Чечни Рамзан Кадыров получил золотую медаль имени Игоря Курчатова. Она вручается за выдающиеся заслуги в развитии ядерной физики и ядерной энергетики, это одна из самых значимых наград Российской академии ...
Главное помнить, что это временно. И не ждать, что это кончится быстро. Не пугаться, что это не кончится никогда. Исполнять свой долг. С упорством муравья. И не важно, что не видно результата - муравей полирует пирамиду. Все будет хорошо. Силв есть. Вы все перенесете. Сейчсс просто ...