Поперечное предлежание

Главная киноновость прошедшей недели – провал в прокате картины Никиты Михалкова «Утомленные солнцем – 2. Предстояние.» Лично я это кино пока не смотрел (недосуг, знаете ли – у меня сын родился), но зато я смотрел все предыдущие фильмы Михалкова, а также лидера проката минувшего уикенда – «Битву титанов». С просмотра которой (женский род потому что «Битва»), признаться, ушел. Потому что кино было скучное.
Ну так вот я знаю, что «Битва титанов» – фигня, а среди всех картин Никиты Михалкова слово «фигня» у меня как-то применяется только к «Сибирскому цирюльнику», да и то неуверенно. А уж «Утомленные солнцем», продолжение которого провалилось в прокате, и вовсе фильм высочайшего качества.
Так в чем же проблема? Я почитал разгромные рецензии на
«Предстояние» и уяснил из них главные вменяемые грехи: отсутствие
исторической правды и дряная драматургия. Это, прошу еще раз
отметить, не мое мнение – это мнение рецензентов. Претензии, честно
говоря, странные. А что, в обладателе Оскара за лучший фильм
«Повелитель бури» много исторической правды? Или там какая-то
драматургия? Да нет, банальная агитка, после просмотра которой я
написал в Живом Журнале, что если бы такое сняли у нас – то
правозащитники и либералы изошлись бы наверняка желчью. Ну или,
например, в «Спасти рядового Райана» – много ли исторической
правды? И много ли там драматургии? Да нет, ни того ни другого там
нет.
В общем, по прочтению рецензий у меня (а я, повторюсь, кино не
смотрел) сложилось впечатление, что речь идет о таком типовом
«Перл-Харборе» – картине глупой, прямолинейной, но при всем этом
масштабной и сентиментальной. Ну то есть – хоть сейчас на «Оскара»
за лучший иностранный фильм номинируйся. Ведь в главном на
сегодняшний день оружии поражения Никиты Михалкова никто из
рецензентов не усомнился. А именно – в умении нанимать великолепных
актеров на гениальные роли тридесятого плана. Мы видели это в
«Двенадцать» – фильме сколь тупом и беспомощном драматургически,
столь и мощном, подавляюще мощном в плане актерских мини-бенефисов,
напоминающих солнечные протуберанцы.
Про «Предстояние» рецензенты писали так же: есть ряд эпизодов, в котором живые классики русского актерства показывают все, на что они способны. А способны они очень на многое.
Так почему же все-таки фильм провалился в прокате? Ведь он ничем априори не хуже других. А напротив, судя по актерскому составу и имени главного режиссера – лучше других.
Ответ лежит в сфере, далекой от кинематографа. Он лежит в сфере понимания работы русской медиа-машины.
Ну, во-первых, большая часть решивших не ходить на Михалкова в кино достоверно знает, что оное кино все равно покажут по телевизору. Если не в этом году, то в следующем. А за это время военный видеоряд не устареет, да и масштабные взрывы мостов допотопным тринитротолуолом – это не трехмерный поединок цветных драконов с межпланетными кораблями.
А во-вторых, и это самое главное – у русского человека есть некий внутренний механизм, защищающий от чрезмерной рекламы. «Как, вы все еще кипятите?» – до сих пор спрашивает по телевизору Пряников, хотя никто уже лет пятнадцать как не кипятит.
Я много лет посвятил описанию российского шоу-бизнеса, и, как и другие мои коллеги, хорошо помню поучительную историю с рэп-артистом Серегой. Этот талантливый парень выпустил отличный альбом, после чего решил, что теперь он суперзвезда. И, несмотря на все советы, которые давали ему специалисты, решил дать свой первый концерт в Москве не в клубе, а сразу на большой площадке. Во Дворце спорта «Лужники». То был очень хороший концерт – я на нем был. А кроме меня на нем было еще человек пятьсот. В десятитысячном зале. Потому что в пресыщенной зрелищами Москве так нельзя. Надо начинать с малого – с клубов, с маленьких залов. Полгода-год ты показываешь на этих маленьких площадках свое мастерство – и молва о твоем искусстве постепенно расходится среди публики. И люди постепенно привыкают к мысли, что твое большое шоу пропустить просто нельзя. «Мумий Тролль», уже будучи самой популярной группой в стране, первый свой концерт в столице дал в ДК МАИ. Певица МакSим, будучи уже самой кассовой певицей в истории русского шоу-бизнеса свои первые концерты в Москве давала с маленьких залах. Но именно эта постепенность и привела «Мумий Тролль» и МакSим к «Олимпийскому».
А Никита Михалков повел себя как Серега. Да будь ты хоть
мегапопулярен по результатам продаж носителей или по телевизору, но
поход на концерт или в кинотеатр – это совсем другой бизнес. Это
уже вопрос не просто доверия к артисту – это вопрос готовности к
жертве. Потому что поход на концерт или в кинотеатр – это все-таки
жертва. Для нее нужны более веские основания, чем для прослушивания
радиостанций или для покупки носителя.
Прокат новой картины Никиты Михалкова сгубила как раз
беспрецедентная мега-реклама. Искусство нельзя вдалбливать в мозг
кулаком – от этого ничего кроме головной боли не будет. Искусство
надо скармливать с ложечки. Приучать к нему. Постепенно. Без
пафоса.
Потому что «Все на свете должно происходить медленно и
неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был
грустен и растерян.» Так писал Венедикт Васильевич Ерофеев, а ему в
понимании русской эмоции не отказать.
ГАЗЕТА
И немного камментов для затравки:
anny 28.04.2010 в 14:04 (cсылка)
кто вы такой, Кононенко?
Господин Кононенко. Что за бред вы несете? Вы утверждаете, что не
смотрели УС – 2, так зачем же написали рецензию? Подхалимничяете?
Думаете, Милалков оценит? Ой, некрасиво господин Кононенко!
Марина 28.04.2010 в 15:35 (cсылка)
А Пряников рекламирует стиральный порошок? Неточности в конкретной
статье всегда вызывали недоверие к автору в целом.
Михаил 28.04.2010 в 16:23 (cсылка)
“Перл-Харбор” и “Спасти рядового Райана”, отлично снятые
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ, а это надо подчеркнуть, фильмы. Вы же, товарищ,
пытаетесь накормить нас, так любимыми Вами, Либералами,
идеологическими помоями, оболгав и обо.рав историю Нашей Великой
Страны. И напоследок, следуя Вашей логике, товарищ, эту рецензию я,
признаться дочитывать не стал, потому что она скучная!
P.S. Стивен Спилберг и Майкл Бэй супер-профессионалы с мировым
именем, входят в ТОП самых кассовых режиссеров,а кто за пределами
Нашей страны знает кто такой Михалков? Или кто на западе смотрел
его последние “Шедевры”? Ответ, я так понимаю очевиден……
Для нас же, людей для которых Патриотизм не просто слово
выкрикиваемое очередным малолетним идиотом, режиссер этой картины
просто мелкий пакостник с неудовлетворенными творческими амбициями,
снимающий на деньги налогоплательщиков, говно-кино для таких же как
он, недобитых Русофобов!
P.P.S. При Сталине его б уже расстреляли…..