Поп Анастас — предатель и союзник

Священник из Херсонеса. Настоятель церкви Успения Богородицы (Десятинная) в Киеве. Фактический глава Русской Церкви в годы княжения Владимира.

Имя Анастас образовано от древнегреческого слова «воскресение» и означает «воскресший, возрожденный к жизни». В христианской символике это знаменует духовное перерождение.
О жизни Анастаса до 989 г. ничего не известно. По происхождению он был, скорее всего, грек или, возможно, болгарин.
Во время осады Владимиром Херсонеса Анастас примыкал к группе херсонитов, сохранившей верность Василию II. Поэтому союзник василевса — русский князь, осадивший город, — также пользовался их доверием. В частности, летопись дает понять о лояльном отношении к Владимиру херсонесского духовенства — «корсунских попов», в число которых входил Анастас. Это обстоятельство и обусловило его поступок, ставший судьбоносным не только для Херсонеса и князя Владимира, но и для всей Русской земли.
В тот момент, когда Владимир исчерпал все способы взять город штурмом или осадой, Анастас выдал Владимиру секрет местонахождения городского водопровода, послав в сторону русского лагеря стрелу с запиской (возможно, это был прикрепленный к стреле кусок бумаги, ткани, кожи и т. п. или же письмена могли быть вырезаны прямо на древке, если понимать буквально сообщение летописи, что Анастас написал свое послание на стреле): «К колодцу с восточной стороны града в град по трубам воды сведены, откопай и перейми их».
Это сообщение так называемого Обычного жития князя Владимира полностью соответствуют реальному местоположению и устройству херсонесского водопровода. Его линия, состоявшая из двух керамических труб и одного каменного желоба, прослежена археологами на протяжении нескольких километров к югу от города (источник, откуда водопровод брал свое начало, однако, не найден). Входя в Херсон с восточной стороны, водопровод действительно сводил все три водных потока к одной большой цистерне («колодцу»), откуда воду развозили по домам горожан.
Некоторый фольклорно-сказочный колорит, который придает этой истории пускание Анастасом стрелы, на самом деле вполне гармонирует с общим историческим фоном. Стрела издревле была удобным и подручным средством сообщения между враждующими армиями, особенно при осадах городов; на стреле пересылали официальные предложения, а также угрозы, брань, заклятия и т. д. В одном солунском (Солунь — славянское название Фессалоник) предании то же самое рассказывается о предателе-монахе, пустившем стрелу с надписью об отводе воды в расположение войска турецкого султана. Последний раз в русской военной истории стрела была использована в почтовых целях при осаде Азова в 1697 г., когда по приказу Петра I лучник забросил в город царское послание с предложением капитуляции.
Выпущенные врагом стрелы обыкновенно подбирали, чтобы впоследствии пустить их обратно, поэтому нет ничего удивительного в том, что послание Анастаса не затерялось и рано или поздно попало к своему адресату — князю Владимиру.
Летописное предание о крещении Владимира («Корсунская легенда») связывает с именем Анастаса окончательное решение русского князя обратиться в христианство: получив его записку, Владимир «возвел очи к небу и сказал: если сие сбудется, то сам крещусь».
Отрезав Херсонес от поступления пресной воды, Владимир заставил мятежный город открыть ворота. В благодарность за оказанную услугу князь приблизил Анастаса к себе, возможно сделав своим духовником. После бракосочетания Владимира с Анной Анастас отправился на Русь вместе с другими корсунскими священниками.
Херсонесское духовенство издавна поставляло священнические кадры в Припонтийские епархии. Известно письмо патриарха Николая Мистика (начало Х в.), в котором он предлагает епископу Херсонеса избрать достойное лицо в епископы какому-то соседнему народу (предположительно, аланам) и прислать кандидата в Константинополь для посвящения. По всей видимости, и Анастас выехал на Русь с ведома Константинопольского патриарха.
Поздняя Никоновская летопись (XVI в.) приписывает Анастасу деятельное участие в крещении Новгорода (990) и Ростова (991). Достоверность этих сведений, однако, находится под вопросом.
Продолжение статьи читайте в моём цикле исторических материалов https://sponsr.ru/1000_let_rossia/13449/Anastas/
Подписка открывает доступ к архиву. Оформив годовую подписку, вы получаете скидку 20%, есть и другие интересные предложения.
Цикл Русское тысячелетие Х—ХХ обновляется не реже двух раз в неделю, материалы выкладываются в виде подкаста и иллюстрированной текстовой расшифровки.
Подписывайтесь, читайте/слушайте, комментируйте!
Мои книги
https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/
Звякнуть копеечкой в знак одобрения и поддержки можно через
Сбербанк 4274 3200 2087 4403
ЮMoney (Яндекс) 41001947922532
У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!
Последняя война Российской империи (описание и заказ)
