Понимание, потерянный и возвращенный мир

топ 100 блогов kvisaz18.09.2023 По поводу того, что такое понимание, есть замечательная книжка Лурия "Потерянный и возвращенный мир".

Я обронил фразу ранее, что мы не можем понять, есть ли понимание, без "выполнения заказа". В этой книжке описывается случай - человек понимал многое, но не мог исполнить, так как мозг подлая штука (и переменчивая в воспоминаниях о книжке - примечание kvisaz, правящего текст) и ради живучести щедро разбросал разные свои функции по разным отделам, часть из которых у героя была вынесена осколочным ранением.

Если вы интересуетесь нейронками, я считаю, вам необходимо зайти на Флибусту и открыть книгу Лурия "Потерянный и возвращенный мир" и внимательно прочитать уникальный опыт, как пыталась работать нейронка живая, комплекс живых нейронок.

Если вы интересуетесь просто словами "интеллект" и "понимание", разум там, душа. Можно жизнь и смерть - снова зайдите и откройте эту книгу. Читайте внимательно, с карандашом, отмечая совпадения и расхождения со своими предыдущими формулировками и впечатлениями.

Я прочитал эту книгу давно, когда искал способы контроля своего настроения. Она подсказала мне, что даже такая пострадавшая система может найти пути компенсации (в этом плане очень полезна и книга "Человек, который принял жену за шляпу", где буквально сборник историй о пострадавших нейронках, которые ищут или нашли пути компенсации). Эта книга мне очень помогла, я бы назвал ее священной, если бы не привычка спорить со всем, да и если бы ее автор-врач сам не занимал осторожную позицию наблюдателя.

У книги два автора - один врач, а другой пострадавший.

Цитаты под катом
=========================================

человек:

«Они теперь окончательно поняли, что значит проникающее ранение в голову; они помнят, каким я был до войны, до ранения, и каким сделался после ранения, вот теперь, — неспособным и непригодным ни к какому труду, ни к чему.

Я твердил всем, что после ранения я превратился в другого человека, что я был убит в 1943 году, 2 марта, но благодаря особой жизненной силе организма, я просто чудом остался в живых. Но хотя я и остался в живых теперь, тяжесть ранения изнуряет мое состояние, не дает мне покоя, и я без конца чувствую себя, будто я живу не наяву, а во сне, в страшном и свирепом сне, что я просто сделался не человеком, а тенью человеческой, я превратился в неспособного ни к чему человека».

***

«Вот дома мне мать скажет хотя бы так: „Поди и сходи в наш сарай, слазь там в погреб, набери там из кадки соленых огурцов в тарелку, а кадку обратно прикрой кружком, а сверху положи камень...“. Я не сразу понял, что мне мать сказала, я прошу повторить, что она сказала. Мать повторила свои слова. Теперь я услышал слова: „сарай“, „погреб“, „огурцы“, а все остальные слова я мигом забыл. Но и эти три слова — сарай, погреб, огурцы — я по раздельности и по очередности спешу осознать, что они значат. Наконец, я понял эти, три слова (уж прошли минуты!), теперь мне надо спросить у матери, что она там просила сделать. Я оглянулся — матери нет дома. И вдруг она снова входит в квартиру, и я увидел, что она успела уже сходить в сарай, слазить в погреб и вот принесла огурцы вместо меня...

***

«Вот мне хочется надеть чистую рубашку, но я не знаю, где ее найти. Я пробую даже перерыть всю комнату, но не могу найти нужной мне рубашки. И я даже не пробую рыться в комнате, так как я все равно ничего не найду, что мне нужно. Я даже боюсь подходить к комоду или к другим вещам и предметам, находящимся в комнате. Я даже не знаю, что лежит в посудном столе, что лежит в комоде, что лежит под кроватью.

Все вещи и предметы стали для меня непонятными, особенно когда я их не вижу, я их не могу найти, словно я их не знаю. Когда мать ставит передо мной пищу, то я не знаю, как она называется, хотя уже знаю вообще, что это за пища».

***

Лурия:

"Он видит какую-нибудь вещь — в этом нет никаких затруднений. Он узнает ее, знает, для чего она, что с ней нужно делать. Это просто.

Но вот когда ему приходится ориентироваться в пространстве, различать правое от левого, схватывать взаимное расположение вещей — вот тогда все меняется, и здесь он становится беспомощным, здесь возникают неразрешимые задачи."


***
человек: (здесь речь идет о другом враче, не о Лурия)

«...Вот врач начал меня спрашивать, показывая указкой на фигуру незамкнутого кольца: „Куда смотрит это незамкнутое колечко?“. А я смотрел на нее и не понимал ее вопроса, и по-прежнему молчал. Врач с неудовольствием смотрела на меня. „Ну что же вы молчите? Куда смотрит это разомкнутое кольцо — влево или вправо?“. Теперь я смотрел на незамкнутое кольцо, наконец, понял вопрос, но не в силах был решить задачу, что значит слово „влево“ или „вправо“. После ранения я, видно, перестал понимать, что значит „влево“ или „вправо“, „вперед“ или „назад“ и т. д...

***

Компенсационный механизм 1


"Как только я переехал жить на новое место, то первые дни и недели я не мог привыкнуть и угадывать, где я теперь живу. И в первые дни и недели я не отходил от дома. А как только отойду от дома, хотя бы к зданию клуба шахтеров, который находится от нашего дома всего через три дома, стоит только перейти еще одну улицу, Октябрьскую, и передо мной стоит клуб. А возвращаться обратно к дому, где теперь живу, — я уже не могу, начинаю теряться, быстро забываю, где я нахожусь, где я живу, где моя квартира, и часто не могу вспомнить название своей улицы. Такая уж стала голова после ранения.

Приходится без конца держать в кармане записную книжку, где я уже записал и свою улицу, где я теперь живу, и адрес своего дома и квартиры».

***
Компенсационный механизм 2

"Перед нами лежал русский букварь, а учительница показывала на буквы, а я смотрел на буквы и глупо улыбался... Ну как же, я вижу ту или эту букву, но не знаю, что это за буквы. Я же учился, знал их, знал буквы не только русские, но и немецкие и английские, а тут вдруг я не знаю ни одной русской буквы, не только что иностранные! Не может этого быть, это я вижу сон, не иначе! И я глупо улыбаюсь, и эта глупая полуулыбка не сходила с лица моего в течение многих и многих лет.

Но противоречивые мысли меня тревожили, а вдруг это не сон, а действительность, что тогда? Тогда надо мне быстрее научиться говорить, читать, писать и стать снова таким же, каким был до войны, каким был до этого последнего ранения»."

Врач: "Оказывается, он мог вспоминать букву другим путем; для этого ему нужно было только перебрать буквы по порядку так, как он заучивал их в детстве, перечисляя алфавит, опираясь на какой-то устный, двигательный навык, не пытаясь сразу найти ее зрительное изображение! Этот путь оставался для него открытым, такое припоминание букв было полностью сохранным! Ведь осколок, разрушивший зрительно-пространственные отделы коры, пощадил речедвигательные системы."

Человек: "Через несколько месяцев я запомнил все буквы от А до Я, но зато сразу вспомнить ту или иную букву я не мог. Когда учительница скажет: „Покажи мне букву К“, я сначала подумаю, подумаю, наконец, начинаю перебирать вслух алфавит по очереди: „а, б, в, г, д, е, ж, з, и... К!“ — говорю я ей, и показываю в алфавите букву К. А очередность алфавита по слуху я почему-то хорошо знал и помнил без запинки!»"

***

Понимание

"Печатный шрифт я читаю по буквам. В первое время мне приходилось читать и опираться на алфавит: а, б, в, г, д, е..., но позднее уже стал все реже и реже обращаться к алфавиту, а просто старался вспоминать букву без алфавита, ожидая ее некоторое время, когда буква вспомнится сама. И часто я даже забывал, пока прочту все буквы, само слово, и приходилось снова перечитывать буквы в слове, чтобы понять слово. И часто я читал и читаю текст без всякого смысла слова, лишь бы прочитать. А когда я хочу понять смысл слова, то тоже приходится выжидать, пока поймешь смысл слова, т. е. его значение. Но когда я прочту слово и пойму его значение, я иду дальше, прочитываю второе слово и пойму его смысл, прочту третье слово, пойму его значение, а про первое слово, иногда и второе слово и их значение я уже не помню, т. е. уже забыл и не в состоянии вспомнить, сколько бы я ни хотел и ни пытался..."

***

Компенсационный механизм 3

"С письмом же дело вначале пошло точно так же, как и с чтением, т. е. я долго не мог вспомнить буквы, когда уже кажется знал их, проделывая ту же процедуру в порядке алфавитном. Но тут вдруг ко мне во время занятий подходит профессор, уже знакомый мне своей простотой обращения ко мне и к другим больным, и просит меня, чтобы я написал не по буквам, а сразу, не отрывая руки с карандашом от бумаги.

И я несколько раз (переспросил, конечно, раза два) повторяю слово „кровь“ и, наконец, беру карандаш и быстро пишу слово, и написал слово „кровь“, хотя сам не помнил, что написал, потому что прочесть свое написанное я не мог"

"Итак, месяца через три, как я приехал в К., я уже умел писать вот таким образом; правда, прочитать свое написанное я еще никак не могу»."

==============


Вы спрашиваете меня, что такое понимание? Я не знаю, что такое понимание.

Но вот вокруг нас есть мир, порядок вещей, в котором мы можем успешно оперировать на равных и приходить к какому-то консенсусу. Значит, у нас общий уровень понимания.

Слово "Понимание" - как и "интеллект", и "человек" относится к терминам с очень разной мощностью. Черт побери, да даже у ведра с водой есть разная емкость, так с чего вы решили, что интеллект и понимание являются определением каких-то константных, а не переменных сущностей?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
  Зачем нам нужна медицина? Казалось бы, ответ очень просто – дабы нас лечить. Но отчего нас надобно лечить? Почему мы недомогаем? Вы не подмечаете, какое количество было открыто аптек? В Америке присутствует сеть аптек, где можно покупать ...
Пост написан для сообщества prohodimcy Я хотела написать грустный текст, но не стала. Мне кажется, фотографии достаточно красноречивы, а выводы каждый может сделать сам. Верхнее фото - Романов переулок находится рядом с Кремлем, назван в честь предка династии Романовых. Здесь ...
13.11.2023 г. День 4555. Жонглёры на столбах. Осень продлевать будете? С двумя палками. Хотят суставы холодца. Почему я мизантроп? Крольчатина, или Ответ на запрос Чё-то я сегодня весь день, как ботва. А всё почему? А потому что выспаться не получилось. Точнее, не дали. Поскольку с ...
Оригинал взят у feldsparta4 в Спартак - зенит, 03.10.2011 Спартак – Зенит – 2:2 (1:1, 1:1) Голы: 1:0 – Анюков (22, автогол), 1:1 – Данни (39), 1:2 – Кержаков (46), 2:2 – Веллитон (80). СПАРТАК: Дикань, Дзюба (Брызгалов, 46; Шешуков, 73), Макеев, Пареха, Сухи, Макгиди, Кариока, ...
Наткнулся на подкастершу Анжелу Ильину -- привлекательную молодую женщину с очень неплохо подвешенным языком. И она в первые пару минут видео внизу с заголовком "Я ВЛЮБИЛАСЬ, а ОН – НЕТ. Что делать с Избегающим Типом привязанности?" оказалась прекрасной иллюстрацией одного заблуждения ...