(Помогите придумать название)
mir_vyacheslav — 17.10.2024——
Помню, как в середине 80-х, еще при РСФСР, в Москве любили Б. Ельцина. А когда он стал президентом, я работал в иконописной мастерской. Мимо нас каждый день проходила молодая православная женщина, скромная, улыбчивая, иногда с двумя маленькими детьми. Ее верующий муж обычно проходил один и часто смотрел куда-то наверх. Как-то раз они шли вместе и зашли к нам поговорить и посмотреть работы. Кто благословил? Натуральные пигменты, старые технологии — обычные разговоры для иконописцев. Рассказали им про уезды Российской Империи, в которых работали деревенские артели. Показали фотографии с иконами 19 века: в одной деревне писали красной гаммой кадмиевой, в другой артели — темные умбристые, были, как здесь, светлые охристые. Переходим к обсуждению деталей будущей иконы. И тут мужчина спрашивает: «А иконы у вас чудотворные?» «Смысл заказывать?» «Какие вы тогда иконописцы?» «Мы готовы купить только чудотворные». «Вот когда будут у вас чудотворные, тогда и приходите, купим». Женщина ещё несколько раз к нам заходила, каждый раз извинялась. — «Очень», — говорит, — «наш муж строгий». Чем тут возразишь? — «Да», — соглашаемся. А мы-то им рассказывали, как в дореволюционной России иконы писали уездами и что в некоторых деревнях счёт икон шёл на тысячи. Каждые выходные иконы телегами отвозили на ярмарку в уезд. Почитание икон было связано ещё и с тем, что в народе считалось, что икона — это открытое окно в Царствие Небесное, через которое в их дом, в их крестьянский мир приходил Свет и любовь Бога. Ещё со Ветхого Завета пошло: достаток в доме — показатель того, что Бог семью любит. Зажиточные крестьяне по каждому поводу покупали небольшие иконы и развешивали их в доме на стене, чтобы в доме любви Бога было как можно больше. Крестьяне говорили, что и несчастья в государстве Российском из-за того, что вместо икон стали вешать фотографии. Простые люди. Вотъ
Иллюстрация из книги К.В. Циханская «Икона в жизни русского народа», М:1997 г.
|
</> |