Помнить, чтобы не повторять


Мой шестилетний сын как-то пришел со школы (американской) и стал рассказывать о том, что оказывается раньше черные и белые дети не могли ходить в одну школу и одна черная девочка пошла в школу для белых и ее там обижали. Я так понимаю им про Руби Бриджес рассказали.
И вот что меня покоробило. Мой ребенок всегда играл с другими детьми на детских площадках. С черными, белыми, азиатами, со всеми. Мы ходили на дни рождения и к черным и к азиатам. Моему ребенку никогда в голову не приходило делить людей по рассовому признаку. А вот теперь пришло. И получил он это не в среде уличных оборванцев, Он получил это в школе.
Почему-то мы привыкли думать, что историю нужно знать, чтобы не повторить ошибок. Это чушь.
Многие проблемы решились бы сами собой, если бы о них забыли.
Вот лишить бы всех людей на земле памяти о том, что происходило в США 200 лет назад. Тогда тем, кто никогда не был рабами, не пришло бы в голову винить в своих бедах тех, у кого никогда не было рабов.
Тоже касается восстановления исторической справедливости, желание вернуть «свое по праву» и всех прочих обид за предков. Огромный пласт проблем разрешился бы сам собой.
История никогда никого ничему не учит и тем более не предотвращает трагедий. Она показывает нам механизм, с помощью которого добро всегда побеждает зло. Он простой. Победитель назначает себя добром и в этом качестве входит в историю. Правда потом может прийти другой победитель, отменить предыдущего как добро и назначить вместо него добром себя. Так зло всегда оказывается поверженным.
История вообще странная вещь. Набор мифов удобных в разное время для разных людей или групп, периодически перемешиваемый и пересматриваемый. Этот суп назвали наукой и считают что он способен что-то предотвращать. Посмотрите на любой конфликт, любую кровавую баню, и скорее всего вы увидите что раньше что-то такое уже было. Было и не предотвратило повторения.