рейтинг блогов

Помни о "Мэйне"!

топ 100 блогов vikond6515.02.2018 Помни о Мэйне! 4241304309_f98be01058_b

Ровно 120 лет назад, 15 февраля 1898 года в порту Гаваны взлетел на воздух американский линкор 2-го класса "Мэйн". Официально он прибыл туда для обеспечения безопасности граждан США в условиях вспыхнувшей на Кубе партизанской войны против испанских колонизаторов, а фактически - для демонстрации силы.


Разумеется, испанцы были далеко не в восторге от этого визита, однако, не желая портить отношения с самой мощной державой Западного полушария, они не стали препятствовать заходу корабля в гавань. Испании война с США была абсолютно не нужна, а американское руководство, мечтая захватить остатки некогда великой колониальной империи, наоборот, стремилось к ней изо всех сил. Требовался только повод, и разумеется, он таки появился. Американская пропаганда тотчас же приписала уничтожение линкора Испании, хотя на Земле вряд ли нашлось бы хоть одно государство, которому этот инцидент был бы менее выгоден.

Испанцы категорически отрицали свою причастность к взрыву, пытаясь приводить логические аргументы, но логика в подобных случаях не действует. Всю "свободную" прессу в США моментально охватила дикая антииспанская истерия, страна покрылась плакатами со страстными призывами отомстить и лозунгами Remember the Maine! (Помни о "Мэйне"!), к которым часто добавляли в рифму To hell with Spain! (Испанию - в ад!). За короткий срок была написана и поставлена опера Remember the Maine!, которая пользовалась у американцев большой популярностью. Разумеется, в опере линкор взрывали мерзкие испанские диверсанты.

Не менее быстро подсуетились владельцы баров и изобрели патриотичный коктейль Remember the Maine (две унции виски, унция вермута и унция вишневого ликера), великолепно поднимавший боевой дух. А газеты тем временем смаковали "ужасные зверства" испанцев в их американских колониях. В общем, война стала лишь вопросом времени и закономерно разразилась спустя два месяца. 22 апреля американская эскадра контр-адмирала Стэнтона подошла к Гаване и с ходу открыла по городу огонь из всех своих орудий.

Однако вернемся к самому "Мэйну". Истинная причина его гибели не выяснена до сих пор. После подъема останков корабля удалось установить лишь то, что он затонул из-за взрыва порохового погреба, в котором хранились метательные заряды носовых шестидюймовых орудий. Американцы без каких-либо оснований утверждали, что взрыв спровоцировало попадание торпеды или же мина с часовым механизмом, прикрепленная к днищу корабля боевыми пловцами.

Была и другая версия, согласно которой порох взорвался из-за пожара, вызванного неосторожным обращением с огнем, замыканием в электросети или самовозгоранием битумного угля в угольной яме, расположенной впритык к пороховому складу. Но в США эта "бытовая" гипотеза, естественно, не нашла понимания.

Наконец, есть третья, "конспирологическая" теория. Ее сторонники уверены, что "тихие американцы" сами взорвали корабль, чтобы возложить вину на испанцев, получив таким образом моральное право на агрессию, а заодно и убедив собственных граждан в необходимости войны. Впрочем, никаких доказательств этой теории, кроме известной римской сентенции "Is fecit, qui prodest", пока никто не представил.

В интернете, правда, давно бродит запущенная кем-то байка о том, что на "Мэйне" весь экипаж, кроме офицеров, якобы был набран из негров, а офицеры "гуляли" на берегу, поэтому при взрыве будто бы не погибло ни одного белого. Сочинитель этой байки, очевидно, подразумевал, что провокаторы, взорвавшие "Мэйн", были еще и расистами, поэтому они намеренно пожертвовали ради осуществления своего коварного плана "второсортным" человеческим материалом.

Однако данный вымысел не имеет связи с реальностью. Согласно документам, из 355 членов экипажа линкора (290 матросов, 26 офицеров и 39 морских пехотинцев) было всего 30 "цветных". А при взрыве погибло 266 человек, в том числе двое офицеров. Высокий процент выживших среди командного состава объяснялся тем, что офицерские каюты располагались на корме, а взрыв произошел в носу корабля, где находились матросские кубрики. Корабль взорвался поздно вечером, когда почти все офицеры уже разошлось по своим каютам. В носовой части "Мэйна" остались только вахтенные, которые и разделили его судьбу вместе с большинством простых моряков.

Я не берусь судить, какая из версий является правильной. По-моему, все они имеют право на существование, а катастрофа "Мэйна", судя по всему, так и останется одной из неразгаданных загадок истории, дающих простор для самых разнообразных домыслов и фантазий.

Помни о Мэйне! USS MAINE-MINI
Линкор 2-го класса "Мэйн" включенный в состав американского флота в 1895 году, считался в нем одним из самых мощных боевых кораблей. Его основное вооружение составляли четыре башенных десятидюймовых орудия и шесть шестидюймовок в бортовых спонсонах. Толщина брони достигала 305 миллиметров.

Помни о Мэйне! ship-USS-Maine1
"Мэйн", встав на якорь, спускает на воду паровой катер.

Помни о Мэйне! uss_maine_passing_under_brooklyn_bridge._new_york._1895-1898
"Мэйн" с вышедшей на палубу командой проплывает под Бруклинским мостом в Нью-Йорке.

Помни о Мэйне! USS_Maine_entering_Havana_harbor_HD-SN-99-01929
Последний "прижизненный" снимок "Мэйна", сделанный на входе в Гаванскую бухту незадолго до гибели .

Помни о Мэйне! d80d6304e37f
Офицеры в кают-компании.

Помни о Мэйне! 141b0f34735d
Матросы в кубрике за игрой в карты. Негров как-то не наблюдается.

Помни о Мэйне! c7eb45707349
Еще групповой снимок матросов "Мэйна". Как видно, чернокожий на нем только один.

Помни о Мэйне! maine31
Останки корабля после катастрофы.

Помни о Мэйне! world2-17-98
Нью-Йоркская газета The World с "ударным" материалом о гибели "Мэйна" на первой странице. Обращает на себя внимание дата - 17 февраля 1898 года, то есть этот номер газеты вышел менее чем через двое суток после катастрофы! Никакого расследования еще не проводилось, однако у газетчиков уже нет ни малейших сомнений в том, что причиной случившегося явилась "бомба или торпеда".

Еще более интересна иллюстрация к материалу. Сложно представить, что художник ухитрился вручную и всего за один день сделать столь большую, тщательно прорисованную и изобилующую деталями гравюру, а потом с нее успели изготовить печатную форму и отпечатать тираж. При этом место взрыва на гравюре отражено удивительно точно. А может, работа над иллюстрацией была начата или даже окончена заранее, еще до взрыва?...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Свириденков вышел на связьСовсем недавно у меня был пост про самую первую ...
Зашла я сегодня в зоомагазин купить коту корм. На кассе увидела продаются витамины для котов. Один в виде соски, который надо повесить на стену и кот будет его лизать. Продавец сказала, что коты просто с ума сходят, и стоят лижут витамин по полчаса. Я почему- то вспомнила лосей, как они ли ...
Я уже и забыла, что в 4 классе мне выдали честно заработанный серебряный значок ГТО (сейчас половина читателей попытается вспомнить, как он выглядел, а вторая половина — что это вообще такое). А вчера комплексу ГТО стукнуло аж 90 лет, так что есть повод вспомнить ту дурацкую историю. ...
О картине Рембрандта ван Рейна «Ночной дозор» (1642) мы не знаем почти ничего: ни замысла художника, ни творческой истории — эскизов не сохранилось. Поэтому искусствоведам остается лишь строить предположения, основанные на косвенных свидетельствах. Полотно голландского мастера ...
Подводим итоги по заданиям # 87 - 88 ! Photo by Chris Lawton on Unsplash Безоговорочным лидером по популярности своего задания стала kotyndra  — 14 упоминаний. ...