Полюбуйтесь обворожительным небесным танцем умерших дев
opupel — 01.12.2012 — WOWЗакончился сезон активных северных
сияний, который приближен к осеннему и весеннему равноденствию.
Почему так, никто объяснить не может. Как, впрочем, и сам феномен.
Пока ученые думают над разгадкой тайн ярких всполохов на небе,
древние народы севера уверены, что живые на земле видят небесный
танец умерших дев.
У северного сияния много тайн. Оно не стоит на одном месте, а движется, причем очень быстро в нашем понимании – по километру в секунду. Сейчас уже доказано, что над Северным и Южным полюсами Аврора вспыхивает одновременно и имеет зеркальное отражение. Сияние не только само издает звуки, но и реагирует на земные.
Может поэтому и массе других причин, у
коренных народов околесицы земли к северному сиянию, которое
приходит неизвестно откуда и уходит неизвестно куда, когда ему
заблагорассудится, особое отношение. Они его наделяют умом и
мистическими способностями. Порой, это некое таинство, за которым
стоят мертвые или духи.
Вот и танец умерших дев оттуда. Водят хороводы в небе, то равнодушно холодные, то стремительно яркие, девушки, умершие до свадьбы. Им было не дано насладиться земными благами, познать радость материнства, поэтому они не спешат уходить с Земли. Все кружат и кружат над ней, в надежде увидеть своего суженого, полюбить всей душой и упасть с неба прямо ему в руки.
Некоторым это удается сделать. И тогда к ним на небо приходит их избранник. В такие дни танец умерших дев раскрашивается в особенно яркие краски.
Другие эскимосские и индейские легенды утверждают, что Аврора - это духи падших врагов, которые жаждут мести, кружат над головами победителей и хотят пробудиться. Североамериканские индейские племёна воспринимают северное сияние как свет фонарей, освещающих путь духам. Те возвращаются с Земли в свою небесную обитель, унося с собой души умерших охотников.
Царство мертвых и живых разделяет, горящая в небе, огненная река Ружа, в норвежской мифологии. Ее никогда и ни за что не перейти, если не знаешь заветный путь по мосту Бифрост . Его иногда видно с земли в виде горящей дрожащей арки, пересекающая небо. По нему боги преодолевают реку Ружа и спускаются с неба на землю по своим делам – приходят карать или миловать человека за его земные дела.
Поэтому в дни северного сияния, по древнему поверью, нельзя выказывать злобы, недовольства и других отрицательных эмоций. Радоваться можно тоже сдержанно, уважая и отдавая благодарность небесным гостям.
В большинстве поверий народов северное сияние несет людям если не абсолютное зло, то справедливую кару за их недобрые дела и поступки. Чем это объяснить исследователи фольклора не знают и склонны полагать, что внешний вид Авроры – торжественный, величавый и немного зловещий, тому причина.
Но удивительно и другое – мрачные прогнозы часто сбывались. Северное сияние, по поверьям, предвещало многие страшные катаклизмы на земле, в том числе такие исторические события, как падение Иерусалима, смерть Юлия Цезаря.
В Древней Руси, кстати, северное сияние тоже
знали и называли его пазо-рями, или сполохами.
Миф эскимосов о северном сиянии
ЮНОША, СТАВШИЙ СПОЛОХОМ
Так было. Жил береговой человек с женой. Детей у них не было. Человек постоянно в море выходил, нерпу, моржа и другого морского зверя промышлял. Вот один раз не убил он ничего, домой возвращался. Уже поздно было, ночь опустилась. Шел человек, шел, на небо взглянул — северное сияние увидел. Так много сполохов на небе огненными мячами играет! Один маленький сполох сорвался с неба и упал ярким огоньком возле жилища того человека. Поспешил человек домой, Вошел и увидел: жена его беременна. Обрадовался человек. Сполох ему счастье принес. Поели и спать легли.
Однажды утром снова отправился человек на охоту. Несколько нерп убил, а как вернулся, видит: жена мальчика родила. Назвал отец сына Сполохом. Рос Сполох каждый день понемножку и скоро юношей стал.
Вот раз отправился отец на промысел, далеко в море по льду ушел. Налетел сиверко, лед поломал, остался в море и погиб там. Мать Сполоха горевала, горевала, да с горя и удавилась.
Остался Сполох сиротой среди чужих людей. Раз и подумал он: «Мать с отцом мои померли. Отец в море погиб, мать себя порешила, Старые люди говорят: кто не своей смертью умрет, а в море утонет или на себя руки наложит, те все к сполохам на небо поднимутся. Вот и мои отец с матерью, верно, там уже». Вышел он ночью к морю, на небо глянул. А там сполохи огненными мячами играют. Взял он длинный охотничий ремень, вверх бросил. Ремень за северное сияние и зацепился. Взобрался юноша по ремню на небо. А сполохи еще больше разыгрались. И он с ними играть стал. В игре и веселье совсем о земле забыл. Так пришедший с неба опять на небо вернулся. И стал у тех сполохов старшиной.