ПОЛОНЕЗ

топ 100 блогов 02.05.2010 Полоне́з (польск. polonez, фр. polonaise, польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе. Полонезом открывался бал, подчёркивая торжественный характер праздника. Танцующие пары в полонезе двигаются по установленными правилами геометрическим фигурам.
Типичный ритм полонеза:
ПОЛОНЕЗ (450x60, 5Kb)
Полонез возник в Польше около XV века и назывался chodzony. Сначала полонез был исключительно свадебным танцем. Позже, несколько видоизменившись, он стал непременным атрибутом любых народных торжеств. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике. В конце XV — начале XVI веков ходзоный начал распространяться и в среде мелкой шляхты. Однако в замки магнатов полонез проник только к концу в XVI века, где превратился в пышный дворцовый танец.
В 1573 году, с восшествием на польский престол Генриха Валуа (будущего Генриха III Французского), полонез распространился и в Западной Европе. Французские балетмейстеры несколько переработали ходзоный, приспособив его для придворных торжеств, в результате чего при дворе польских королей он стал элементом придворного церемониала, своеобразным парадом шляхты перед сюзереном.
В XVII веке ходзоный стал популярным во всей Европе и получил своё нынешнее название - полонез. Незамысловатый народный танец приобрёл звучное имя, сделался более сложным, стал танцем элиты, привилегированных классов.
В Польше полонез получил распространение и в духовной музыке. Многие популярные польские колядки, исполняемые в костёлах на Рождество, имеют форму полонеза, например «W żłobie leży», «Dzisiaj w Betlejem», «Bóg się rodzi». Среди музыковедов встречается мнение, что религиозные тексты этих колядок были положены на музыку существовавших задолго до того народных танцев.

Полонез из фильма «Пан Тадеуш»



Полонез был одним из самых любимых поляками народных танцев. Его сравнительно незатейливую хореографию народ старательно украшал дополнительными деталями – венки, хмель (chmielowy), свечи (chodzony ze świecą) и т. д.
Базовые шаги полонеза состоит из последовательности трёх обычных шагов: шаг с внешней (по отношению к партнёров друг к другу) ноги на носок, шаг с внутренней ноги на носок, шаг с внешней ноги на стопу. Следующий шаг начинается уже с внутренней ноги. Таким образом, рисунок получается следующим: носок, носок, стопа.
При первом шаге происходит лёгкое приседание (плие) на опорной ноге с небольшим поворотом в сторону вынесенной вперед ноги. Дальнейшее движение осуществляется в распрямлённом положении, партнёры как бы тянутся вверх. Плечи должны быть раскрыты, осанка гордая, благородная.
Фигуры полонеза
• Променад (фр. promenade). Пары движутся основным шагом по кругу против часовой стрелки вслед за ведущей парой.
• Колонна. Дойдя до центра конца зала, первая пара поворачивает налево (в начало зала) и продолжает движение по диаметру круга. Все продолжают движение вслед за первой парой и постепенно выстраиваются в колонну.
• Траверсе (фр. la traverse). Пары выстроены в две колонны параллельно друг другу по двум сторонам круга. Колонны идут навстречу друг другу по кругу. Когда пары встречаются, то кавалеры «левой линии» пропускают между собой и своими дамами дам другой «линии», а кавалеры «правой линии» пропускают между собой и своими дамами дам « левой линии». Получается своеобразная «расчёска» или «решётка». В конце фигуры пары соединяются, продолжая идти по кругу.
• Фонтан (фр. la fontaine). Пары выстроены в колонну в начале зала. Кавалер первой пары поворачивается налево и идёт по полукругу в конец зала. Дама первой пары идёт направо по полукругу в конец зала. Остальные пары доходят до места, где разошлась первая пара и только после этого расходятся — в том же порядке, что и первая пара.
• Веер (фр. éventail). Обычно эта фигура выполняется после «фонтана». Кавалеры идут по полукругу в конец зала слева (если смотреть в начало зала), их дамы идут параллельно им по полукругу справа (партнеры идут не вместе). Когда кавалер встречает свою даму, он предлагает ей руку, и пары расходятся следующим образом: нечётные пары идут в правый угол начала зала, а чётные — в левый угол начала зала. Дойдя до соответствующего угла зала, пары поворачивают и возвращаются в конец зала по своему полукругу.
• Расхождение. Выполняется аналогично «вееру». Первая пара колонны доходит до головы зала и возвращается в хвост зала по правой стороне круга, следующая доходит до её места и затем идет по левой стороне и т. д. (нечётные пары по правой стороне, чётные по левой). Каждая пара «уходит» назад только на начало следующего такта (то есть на счёт «раз»).
• Звёздочки. Выполняются за 8 тактов. Пары располагаются в двух колоннах параллельно друг другу, при этом чётные пары догоняют находящиеся впереди нечётные, а нечётные, наоборот, отстают (разбиваясь, таким образом, по четыре человека). На первый счёт дама первой пары доворачивается по часовой стрелке через правое плечо, поднимая правую руку, дама второй пары — через левое, также поднимая правую руку. Все четверо соединяют прямые правые руки в центре круга, при этом руки дам лежат сверху рук кавалеров. Далее звёздочка движется по кругу по часовой стрелке обычным шагом полонеза (на первые четыре такта проходят первый полный круг, на вторые четыре такта — второй полный круг). В конце восьмого такта руки размыкаются, дама первой пары доворачивается по часовой стрелке через правое плечо в исходное положение.
• Шен - цепочка, гирлянда (фр. la chaine). Выполняется за 8 тактов. Кавалеры располагаются в кругу лицом по обычному направлению движения, их дамы лицом к ним (соответственно, кавалеры стоят левой рукой в центр круга, дамы — правой рукой в центр круга). Движение выполняется обычным шагом полонеза. Кавалер делает шаг по кругу, встречается со своей дамой правыми руками и правыми плечами, на следующий шаг со следующей дамой соответственно левыми руками и левыми плечами (при каждой встрече партнёры слегка кланяются друг другу). Дойдя до своей дамы, кавалер подает ей руку, пара разворачивается по ходу танца (возможны варианты).
• Линии (четвёрки). Выполняются после расхода пар на две колонны из головы зала, когда пары возвращаются в хвост колонны по двум сторонам круга, продолжительность — 4 такта. Кавалер первой пары, дойдя до центра «хвоста» зала и поравнявшись с дамой второй пары, подает ей руку. Образовавшаяся четвёрка продолжает движение в голову зала по диаметру круга, при этом танцующие пошире расходятся друг от друга. Остальные пары таким же образом образуют четверки и следуют за ними.
• Соло дам — 8 тактов: Пары располагаются по двумя линиями напротив друг друга. На первый такт дамы начинают движение к противоположному партнеру, при этом правая рука на кринолине слегка вынесена вперед, левая отведена назад. Поравнявшись с дамой пары визави правыми плечами, дама меняет руки и направление движения и, дойдя до кавалера пары визави (2 такта), обходит его против часовой стрелки (ещё 2 такта). При этом кавалер пары визави подает левую руку, правую держит за спиной дамы на уровне её талии, как будто прикрывая её сзади. Далее дамы таким же образом возвращаются к своим кавалерам (2 такта) и также их обходят (последние 2 такта).
• Коридор (выполняется после колонны): В начале очередной музыкальной фразы первая пара сходится и идёт обратно по «коридору» в «хвост» зала. За ней следуют остальные. (Обратите внимание, что дама в данном случае оказывается по левую руку.) В конце коридора первая пара поворачивает налево, вторая направо и т. д. и вновь идут к голове зала. На повороте в парах, поворачивающих налево, доворачивается дама так, чтобы встать по правую руку кавалера. В парах, поворачивающих налево, доворачивается кавалер.
• Обход дамы. Кавалеры становятся на одно колено и подают даме правую руку, дама обходит за четыре основных шага вокруг кавалера против часовой стрелки.

В каждой местности Польши ходзоный имел свои отличительные черты.
В малопольском варианте полонез исполнялся напряжённым шагом с особыми задержками в танце, напоминающими церемониальный шаг. При этом танцующие в паре не держались за руки. Другой особенностью малопольского полонеза было то, что партнёр, вооружённый саблей, как бы «расчищал» ею дорогу своей даме.

Фольклорный коллектив "Staropolanie"




В Куявии шаг полонеза был более мягким и скользящим, а темп исполнения — более медленным. Партнёр и партнёрша держались за два конца платка, затем, не отпуская его, проходили под ним. После этого партнёр отпускал платок, а партнёрша перекладывала последний в свободную руку и плавно проводила им по воздуху. Во время исполнения допускались импровизации.

Сандомирцы (Województwo świętokrzyskie)



В Силезии ходзоный танцевали медленно и строго. Здесь он походили на маршевое шествие с едва уловимыми поклонами.
Нижнесилезцы (Dolny Śląsk)



Мазовшане танцуют



Сегодня, как и в старину, полонез – самый торжественный танец, им открывают выпускные балы в гимназиях, колледжах и вузах.
Полонез на выпускном балу.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Выберите картинку Международная организация защиты животных проводит конкурс на лучшую фотографию для благотворительного календаря Представляю тут шесть лучших фото, пожалуйста, помогите выбрать. Мне все нравятся одинаково Напишите в коментах, пожалуйста, потому что не смогла я сдела ...
Рискуя услышать в очередной раз восторги по поводу количества у меня свободного времени, рассказываю про очередной просмотренный мною сериал. На этот раз американский ситком-мюзикл Галавант . Он короткий, всего два сезона. Серии по 20 минут, так что в свободное от сериала время у ...
Я далеко не всегда соглашался с baizhi , но идиотом его никогда не считал. И тут вдруг читаю его комментарий у Якобинца: "Мы" отнюдь не в восторге от Путина. Но его замена на оппозицию ничего не изменит, а сама замена будет стоить некоторой доли благополучия. И недавний опыт ...
Рубль является одной из самых устойчивых валют. Об этом на днях бодро заявил зампред Банка России Михаил Сухов. Правда, рубль является устойчивым, только с учетом неких фундаментальных факторов. Михаил Сухов пояснил: «Фундаментальными являются сбалансированность нашего бюджета, отсут ...
Всем привет! Дочке - 8 месяцев, идет вялые педиатрический прикорм банками, фруктами, кашей и печеньками. плюс гв на сны и на успокоить. Или когда нет с собой банок.  В дни, когда дома, кормлю в каждое вб - либо каша либо банка. И встал вопрос - всю праздничную неделю мы собираемся ту ...