Полнота в искусстве - от древних времен до наших дней

топ 100 блогов volynko23.12.2024

Комментарии к моему посту Комедия человеческой жизни о художнике Фернандо Ботеро известному своими картинами и скульптурами утрированных, пышных форм послужили причиной написать о живописцах, рисующих на своих картинах привлекательных толстушек.

Тамара Лемпицка. Розовая туника. 1927
Тамара Лемпицка. Розовая туника. 1927

На протяжении существования человечества стандарты красоты непрерывно менялись, что находило отражение в изобразительном искусстве. А на них, в свою очередь, влияли самые разные факторы — начиная от доступности пищи и заканчивая религиозными догматами. Разбираемся, кто, когда и почему живописал людей «в теле».

Полнота в искусстве - от древних времен до наших дней

Прорыв в живописании полновесных персонажей произошел в период Высокого Возрождения. Повышенный интерес к античной культуре и подражание древнегреческому культу тела привел к появлению большого количества картин с прекрасной Венерой, которую традиционно изображали с ярко выраженными женственными формами — округлыми плечами и полными бедрами.

Полнота в искусстве - от древних времен до наших дней

Строго говоря, у средневековых художников было не так уж много поводов рисовать полных моделей. Долгие европейские зимы, быстро истощавшие запасы еды, регулярные эпидемии чумы и другие болезни не оставляли шансов среднестатистическому гражданину для набора лишнего веса. Неограниченный доступ к пище долгое время оставался недостижимой мечтой.

Страна лентяев Питер Брейгель Старший 1567, 51.5×78.3 см
Страна лентяев Питер Брейгель Старший 1567, 51.5×78.3 см

Ситуация начала меняться с открытием Американского континента и внедрением в Европе таких высококалорийных и неприхотливых культур, как картофель и кукуруза. К концу 16 века также значительно ослабло давление религиозных догм и церковь начала терять безусловный авторитет в социальной и государственной жизни европейцев.

Клеопатра Артемизия Джентилески 1630, 97×71 см
Клеопатра Артемизия Джентилески 1630, 97×71 см

Появление на картинах обнаженных персонажей стало все больше распространенным явлением, а их полнота превратилась в синоним благополучия и сытой жизни.

Полнота в искусстве - от древних времен до наших дней

В начале 17-го столетия Амстердам обогнал Антверпен в статусе крупнейшего международного порта на севере Европы, а также ее главного банковского центра. Возможно, именно с этим фактором связан расцвет в Голландской республике живописи, свидетельствующей об уменьшении перебоев с полноценным питанием.

Полнота в искусстве - от древних времен до наших дней

Больше других прославился на этом поприще, конечно, Рубенс. Именно его творчество приводят в пример в первую очередь, когда говорят о «бодипозитиве» в классическом искусстве.

Туалет Венеры Питер Пауль Рубенс 1615, 137×111 см
Туалет Венеры Питер Пауль Рубенс 1615, 137×111 см

Но не только изображение женского тела в его естественной форме получило индульгенцию в это время. В 1620-х годах сразу несколько европейских художников написали картины с участием Силена — древнегреческого бога, воспитавшего покровителя виноделия Диониса. Его традиционно изображали вечно веселым и пьяным, с плотно набитым закусками выдающимся животом.

Полнота в искусстве - от древних времен до наших дней

В течение около четырех столетий, примерно между 1500 и 1900 годами, солидный вес и объем тела, как для мужчин, так и для женщин, считался привлекательным. В зависимости от страны и века этот стандарт несколько варьировался, но в целом считалось не только красивым, но и естественным выглядеть полным.

Полнота в искусстве - от древних времен до наших дней

Британский художник Люсьен Фрейд писал обнаженных людей обоего пола любой комплекции, словно изучая все вариации физического проявления человека. Но одними из самых знаменитых его работ стали картины, для которых ему позировала социальная работница Сью Тилли весом 127 кг.

Социальный смотритель спит Люсьен Фрейд 1995, 219×314.2 см
Социальный смотритель спит Люсьен Фрейд 1995, 219×314.2 см
Полнота в искусстве - от древних времен до наших дней
Велосипедистка Фернандо Ботеро 2007, 191×102 см
Велосипедистка Фернандо Ботеро 2007, 191×102 см

Фернандо Ботеро, один из наиболее известных современных художников Латинской Америки, пишет исключительно полных людей и зверей.

Однако он утверждает, что его персонажи не толстые, а «объемные».

Я не рисую полных женщин. Никто не верит мне, но это правда. То, что я рисую — объемно. Когда я пишу натюрморт, я также делаю его объемным.
То же самое касается животных и пейзажей, 

— говорит он. 

Кого бы я ни писал — женщину, мужчину, собаку или лошадь, — я всегда делаю это с идеей объема, а не потому, что одержим толстяками.
Дом Аманды Рамирес Фернандо Ботеро 1988, 225×187 см
Дом Аманды Рамирес Фернандо Ботеро 1988, 225×187 см

В 1994 году, когда в лондонской галерее Саатчи впервые показали триптих «Стратегия» британской художницы Дженни Сэвилл, в прессе появилось много негативных отзывов из-за «чрезмерного» объема и веса модели.

Дженни Сэвилл. Стратегия, 1994. Холст, масло, на трех панелях.
Дженни Сэвилл. Стратегия, 1994. Холст, масло, на трех панелях.

Сэвилл подчеркивает, что в фокусе ее внимания вовсе не была полнота ее подруги, которая позировала для картины.

Я попросила ее стать моделью, потому что считала ее красивой, 

отмечает художница

 Я не представляла себе, что изображение вызовет такую реакцию. Но меня очень тронуло количество людей, которые написали мне, что моя картина стала первым разом, когда они увидели на холсте кого-то похожего на себя.

Этот пост был опубликован 2 года назад!

О чем еще автор писал 23 декабря в разные годы

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Россия и Египет парафировали соглашение о поставке российской военной техники в Египет на сумму в 3,5 млрд долларов. Сумма контракта в 10 раз больше всех военных заказов Египта в России за последние 10 лет. Оплату за Египет произведет Саудовская Аравия. Несмотря на жесткое противодействи ...
На всем ближнем востоке будет бум строительства катакомб, тоннелей, подвалов и прочих пещер. Грядёт новая, подземная, цивилизация. Там, под землёй, хорошо. Там нету ...
сознание, сама СУТЬ которого - РАСЩЕПЛЕНИЕ реальности на "правильное/неправильное"; архетипы коллективного бессознательного, которые программируют наше восприятие, мышление и поведение; аффекты, ВНУТРЬ которых мы периодически проваливаемся... Можно ли сколько-нибудь адекватно ...
"Я проиграл спор Диего, так как снова не смог забить. Теперь нужно отличиться в матче с Германией, другого выбора не ...