Полная и окончательная победа
el_murid — 23.03.2019 Снова-здорово возникла тема очередной по счету полной и окончательной победы над Исламским государством. Об этом заявил Трамп. Поводом заявления стала ликвидация остатков "Хаджинского кармана", занимаемого боевиками ИГИЛ в течение последнего полугода, а вообще территория под контролем ИГИЛ на юго-востоке Сирии - остатки Халифата, которые были переданы под ответственность арабо-курдской коалиции, ни шатко, ни валко воевавшей с ним весь 18 год. Когда Эрдоган был готов к проведению новой операции на севере Сирии против курдов РПК, американцы сумели притормозить турок, но в обмен потребовали от курдов решить, наконец, проблему остатков территории ИГ. Вот, собственно, курды, наконец, и решили ее.Тем не менее, даже формальной победы над Исламским государством нет. Вся территория Сирийской пустыни находится под контролем рейдовых групп боевиков общей численностью от 2,5 до 4 тысяч человек. На востоке Сирии в пустынной местности, где понятие границы вообще отсутствует, точно так же челночат группы боевиков, в основном использующие Сирию в качестве территории, куда они отходят после рейдов по Ираку. Оценочно, не менее 10 тысяч человек остается в активе группировки в Сирии и Ираке. Это не считая тех, кто вернулся домой, кто сочувствует и симпатизирует Халифату. Война изменила формат, но на этом хорошие новости заканчиваются. Она продолжается.
Да, безусловно, в прежнем виде ИГИЛ уже никогда не возродится. Организационная основа группировки - представители режима Саддама Хусейна, занимавшие в структуре Исламского государства ключевые посты и роли, с течением времени вышли в тираж - кто-то был убит, кто-то умер в силу возраста. Баасисты Саддама были организационной базой ИГИЛ, и без них она будет выглядеть совершенно иначе. Тотальный технократизм группировки уходит в прошлое, на его место снова приходят в основном идейные джихадисты, у которых традиционно слаба именно организационная часть.
Однако противоречия, вызвавшие появление Исламского государства, никуда не делись. Положение суннитского меньшинства в Ираке и суннитского большинства в Сирии остается отчаянным. И там, и там огромные массы людей подвергаются гонениям, унижениям, их вгоняют в нищету и безнадежность. Уже поэтому они становятся социальной базой поддержки любому движению сопротивления под любыми лозунгами и флагами. Не будет ИГИЛ - они поддержат кого-то другого. Выбора у них все равно нет.
При этом сам по себе ИГИЛ уже прошел целый ряд трансформаций, важнейшей из которых является его регионализация. В полутора десятках исламских стран от Индонезии до запада Северной Африки уже существуют группировки, отпочковавшиеся от Исламского государства и ставшие его клонами. С каждым годом эти ростки приобретают все более отличающиеся друг от друга особенности, подходящие под условия мест пребывания. Особенно явно это можно наблюдать на примере клонов ИГИЛ в Египте, Афганистане и Филиппинах. В отличие от предыдущих и существующих джихадистских организаций они обладают доведенным до предела рационализмом, понимают стратегическую цель своей борьбы и готовы к долговременной войне на истощение. Прежние джихадисты были ориентированы на спорадические выплески активности, нынешние - системны и последовательны. Еще один опыт, который вынесли выходцы из ИГИЛ - полная автономия от местного населения. Теперь боевикам не нужна поддержка - они сами создают ее по мере необходимости. Запредельный цинизм и рационализи саддамовских офицеров, провоцировавших власть на тотальный террор против населения, которое затем было вынуждено поддерживать ИГИЛ просто потому, что только в нем видело защиту от геноцида властей, в полной мере воспринят новым поколением джихадистов. Новые технологии манипулирования обездоленными массами, прекрасно освоенными руководством ИГ в Ираке и Сирии, теперь по наследству переданы всем клонам ИГИЛ. Пока ни в одной стране не созданы контртехнологии противодействия. Борьба с ними ведется предельно варварскими прямыми методами, ведущими к тотальным разрушениям всего "освобождаемого" пространства, создавая новых обездоленных.
Трамп, а вместе с ним и все остальные, провозглашающие победу над терроризмом, ошибаются в главном - они воюют не с террористами. Они воюют с новой генерацией освободительных движений, возникших на новых противоречиях постколониального раздела мира. Победа над ними невозможна в принципе - они есть продукт создаваемых старым миром неразрешимых противоречий. Они - не проблема, они - решение этих противоречий. Точнее - одно из решений. Не лучшее, но и с другими пока тоже неважно. И в этом основная ошибка тех, кто пытается победить не причину, а следствие.
|
</> |